Сущность и функции бюджета

Автор: h*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета (курсовая).doc

— 494.00 Кб (Скачать)

     Из  указанного определения видно, что  доходы рассматриваются как финансовые ресурсы, при этом одновременно делается акцент на их экономическом содержании.

     Рассмотрение  доходов бюджета в экономическом  смысле позволяет анализировать  отношения, связанные с их формированием. Именно экономическое понимание  доходов бюджета наиболее рельефно способно отразить взаимодействие бюджетного права и раздела государственных и муниципальных доходов.

     Итак, на основе анализа действующих нормативных  актов, а также теоретических  положений можно сделать вывод, что доходы бюджетов как бюджетно-правовая категория понимаются в нескольких аспектах: как материальная категория, как правовая категория и как экономическая категория.

     Доходы  бюджета как материальная категория  представляют собой денежные средства, поступающие в бюджет на условиях безвозвратности, а также возвращаемые из бюджета излишне уплаченные, излишне взысканные денежные средств и денежные средства, ошибочно поступившие в бюджет.

     Доходы  бюджета как правовая категория - это бюджетные показатели, определяющие прогнозируемый объем доходов бюджета и нормативы распределения доходов между бюджетами.

     Доходы  бюджета как экономическая категория  представляют собой совокупность экономических  отношений, связанных с формированием  финансовых ресурсов соответствующего бюджета на безвозвратной основе.

     Основное  назначение доходов бюджета состоит  в создании устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета являются одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя денежные ресурсы между отдельными социальными группами, а также изменяет структуру накоплений субъектов хозяйствования.

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.

     Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой, выступают объектом дальнейшего перераспределения.

     Состав  бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

      В состав доходов  бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов (см. рис. 3). 

     

     

       

     Рис. 3. Состав доходов бюджетов13

     В составе доходов бюджетов обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ.

     Среди доходов бюджетов приоритетное место  занимают налоги.

     К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

     К неналоговым доходам относятся:

     - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

     - доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

     - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

     - доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

     - иные неналоговые доходы.

     Доходы  бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. В состав неналоговых доходов включены также доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Эти нормы впервые введены БК РФ и направлены на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.

     Финансовая  помощь от бюджета другого уровня — это вид неналоговых доходов, подлежащих учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. Финансовая помощь предоставляется в форме дотаций, субвенций или субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Безвозмездные перечисления поступают от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

     Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда  с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т.е. с момента дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

     Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

     Важнейшей задачей в области доходов  бюджета является не только обеспечение  их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение внутри бюджетной системы преимущественно путем разграничения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) бюджет каждого уровня должен иметь законодательно установленные собственные источники доходов и возможность получения субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

 

3. Роль бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства

 

     Роль  государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

     Бюджетными  средствами обеспечиваются следующие  направления деятельности:14

     • государственное и муниципальное управление;

     • международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);

     • национальная оборона;

     • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

     • функционирование федеральной судебной власти;

     • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

     • развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

     • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

     • обеспечение обороноспособности страны;

     • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

     • осуществление социальной политики.

     Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

     Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются  для осуществления государственной  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера.

     Поскольку государственный бюджет является главным  финансовым планом, аккумулирующим и  перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики.

     Роль  государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в  следующем:

     1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

     Государство применяет формы прямого и косвенного влияния на экономику - предоставляет организациям (предприятиям) субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения экономических пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции экономического развития.

     2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

     3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

     4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения — магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

Информация о работе Сущность и функции бюджета