Сущность и функции бюджета

Автор: h*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:19, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Доходы бюджета (курсовая).doc

— 494.00 Кб (Скачать)

     5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования общегосударственных нужд, развития экономики, социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.

     Государственный бюджет при умелом использовании его средств служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса, повышение жизненного уровня населения страны.

     Отмечая значение (роль) государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере свои функции, связанные с государственным бюджетом. Такими негативными факторами являются убыточная деятельность организаций, неплатежи по налогам, бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным субъектам), инфляция.

     Бюджетные параметры по доходам и расходам определяются на основе прогнозных показателей социально-экономического развития страны. Представляет интерес анализ динамики доходов за последние годы (рис. 3).

     

Рис. 3. Динамика доходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг. 15

     Общая сумма доходов стабильно росла  в период с 2005 по 2008 гг. Однако последствия кризиса оказали существенное влияние на доходную часть бюджета. Так, доходы бюджета в 2009 г. даже меньше, чем в 2007 г.

     В целом можно сделать вывод  о значительной зависимости доходной части бюджета от внешнеэкономической  ситуации, что требует проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение стабильности федерального бюджета, т. е. увеличение доли ненефтегазовых доходов.

     В 2010 г. общий объем налоговых поступлений  вырос (см. табл. 1) - темпы роста составили 28,2 %. Однако нужно учитывать, что данные показатели достигнуты после их резкого снижения в 2009 г.

     Таблица 1

     Объем налоговых поступлений за 2005-2010 гг.16

Виды  доходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Налог на прибыль организаций 377,6 509,9 641,3 761,1 195,4 255,0
Единый  социальный налог 267,5 315,8 405,0 506,8 509,8  
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1025,7 924,2 1390,4 998,4 1176,6 1328,8
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 446,5 586,7 871,1 1133,8 873,4 1169,5
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 845,5 1083,5 1112,8 1591,8 969,2 1361,2
Всего 2962,8 3420,1 4420,6 4991,9 3724,4 4114,5
 

     Поступление налогов в федеральный бюджет все еще отстает от уровня 2007 и 2008 гг. В результате последних изменений бюджетного и налогового законодательства структура налоговых поступлений существенно поменялась. На первое место вышел налог на добычу полезных ископаемых, опередив налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Перспективы роста поступлений связаны с уровнем мировых цен на энергоносители, поэтому значительный интерес представляет анализ поступлений остальных налогов.

     

Рис. 4. Динамика налоговых доходов федерального бюджета за период

2005-2010 гг.17

     Известно, что кризис отразился прежде всего на поступлениях в федеральный бюджет налога на прибыль (кроме того, на его объемы в 2009 г. повлияло снижение ставки с 24 до 20 %). Его рост в 2010 г. связан с ростом прибыли предприятий, что, в свою очередь, свидетельствует о некотором оживлении реального сектора экономики. Однако понятно, что доходы федерального бюджета от поступлений этого налога в ближайшей перспективе существенно не увеличатся, в то же время нельзя недооценивать его важность. Налогу на прибыль в большей степени, чем другим налогам, присуща стимулирующая функция, которая в России реализуется в форме льгот для компаний, осуществляющих инновационную деятельность.

     Очевидно, что в условиях несбалансированности федерального бюджета говорить о  снижении ставки этого налога нецелесообразно, тем более что налогоплательщики, как показывает реальное положение дел, вполне адаптировались к существующей ставке. Серьезные резервы роста НДС - в ужесточении его администрирования.

     В соответствии со ст. 96.6 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти, относятся к нефтегазовым доходам федерального бюджета. Таким образом, неналоговые доходы более чем на две трети состоят из нефтегазовых доходов, показывающих стабильный рост, за исключением поступлений от вывозных таможенных пошлин на газ, показатель по которым существенно ниже доходов за предыдущие пять лет (таблица 2).

     Таблица 2

Структура неналоговых доходов бюджета  за период 2005-2010 гг., млрд руб.18

Виды  доходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Ввозные таможенные пошлины 270,9 341,6 488,0 625,6 467,2 345,0
Вывозные  таможенные пошлины на нефть сырую 871,4 1201,9 1151,5 1784,8 1203,0 1672,4
Вывозные  таможенные пошлины на газ природный 247,6 343,7 302,6 490,2 433,0 193,3
Вывозные  таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 197,5 314,4 330,5 522,6 378,8 603,8
Прочее 576,9 657,1 1087,9 860,8 1131,4 1374,9
Всего 2164,3 2858,7 3360,5 4284,0 3613,4 4189,4

     Надежным фискальным инструментом показал себя НДС. Даже в период падения налоговых поступлений в 2009 г. НДС несколько вырос, а в 2010 г. темпы его поступлений в бюджет составили 13 %.

     

Рис. 5. Динамика поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации19 

     Однако, несмотря на стабильность общего показателя доходов, анализ внутренней структуры неналоговых доходов показывает продолжающееся изменение соотношения между различными группами этих доходов.

     Доходы  от ввозных таможенных пошлин в денежном выражении превысили уровень 2005 и 2006 гг., но при этом их доля в бюджете в 2010 г. сократилась и не достигла даже уровня 2005 г. Следует обратить внимание на относительно невысокую долю таких доходов (около 7-8 %) в общей структуре доходов. Это указывает в первую очередь на «льготный» таможенный режим для импортных товаров, особенно потребительского рынка, что оказывает негативное воздействие на отечественное производство и рынок отечественных товаров.

     

Рис. 4. Динамика неналоговых доходов бюджета за период 2005-2010 гг.20

     В целом устойчивый рост нефтегазовых доходов объясняется сложившейся  благоприятной конъюнктурой цен и ростом физического объема добычи углеводородов.

     Анализ  динамики и структуры неналоговых  доходов показывает, что доля неналоговых поступлений в федеральный бюджет составляет от 40 до 50 %. При этом доля неналоговых доходов, за исключением доходов, учитываемых как нефтегазовые, составляет около 12 % от всех доходов федерального бюджета и остается неизменной начиная с 2008 г.

     

     Рис. 5. Доля неналоговых поступлений в доходах федерального бюджета за период 2005-2010 гг.21

     Сбалансированное  управление средствами федерального бюджета  подразумевает эффективное расходование государственных средств. Расходы  федерального бюджета в рассматриваемый  период поступательно росли, в то время как доходы в кризисном 2009 г. оказались ниже запланированных. Вследствие чего государство, выполняя свои социальные обязательства, получило дефицитный бюджет.

     

     Рис. 6. Динамика расходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг.

     Несмотря  на то, что бюджетные доходы в 2010 г. превысили плановые показатели, исполнение бюджета нельзя признать сбалансированным. Расходы в посткризисные 2009 и 2010 гг. превышают доходы, которые в  значительной степени продолжают зависеть от поступлений нефтегазового сектора. Актуальность создания предпосылок для построения ненефтегазового бюджета, обозначенная Министром финансов России А. Л. Кудриным еще в 2006 г22, объективно подтверждается неспособностью существующей структуры доходов федерального бюджета выдерживать кризисные макроэкономические ситуации.

     Таким образом, формирование сбалансированного  бюджета и уменьшение его зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры продолжает оставаться важнейшей задачей бюджетных властей на среднесрочный период.

     Причины, в результате которых поступления  в 2010-2012 годах будут меньше доходов 2009 года, можно условно разделить  на три группы: первая связана с  реформой социальных платежей и заменой  единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

     Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП.

     Прогнозируемая  структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 3.23 

     Таблица 3

     Структура доходов федерального бюджета

Показатель 2009 2010 2011 2012
млрд.

руб.

% к ВВП млрд.

руб.

% к ВВП млрд.

руб.

% к ВВП млрд.

руб.

% к ВВП
Всего доходов 6561,3 17,1 6636,2 15,7 7346,9 15,7 8097,4 15,5
В том  числе:                
Нефтегазовые  доходы 2545,8 6,6 2955,0 7,0 3245,2 6,9 3520,8 6,7
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) 882,8 2,3 982,9 2,3 1088,0 2,3 1187,1 2,3
Таможенные  пошлины 1663,0 4,3 1972,1 4,7 2157,2 4,6 2333,7 4,4
Ненефтегазовые доходы 4015,5 10,4 3681,2 8,7 4101,7 8,8 4576,6 8,8
НДС 1943,7 5,1 2148,4 5,0 2430,4 5,2 2792,0 5,4
Налог на прибыль организаций 172,8 0,4 191,5 0,5 192,4 0,4 200,3 0,4
ЕСН 495,4 1,3 41,3 0,1 0   0  
Акцизы 105,8 0,3 145,1 0,3 182,7 0,4 233,9 0,4
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 11,1 0,0 10,7 0,0 11,2 0,0 11,8 0,0
Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов) 506,6 1,3 546,3 1,3 620,7 1,3 700,5 1,3
 

     Основные  характеристики федерального бюджета  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 4).24 
 

     Таблица 4

     Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Показатель Отчет Оценка Прогноз
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
Доходы, млрд. руб. 5127,2 6278,8 7781,1 9275,9 6561,3 6636,2 7346,9 8097,4
%% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 17,0 15,7 15,7 15,5
Расходы, млрд. руб. 3514,3 4284,8 5986,6 7570,9 9980,1 9822,8 9358,6 9661,2
%% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
в том числе условно утверждаемые             234,0 483,1
%% к общему объему расходов             2,5 5,0
Дефицит/профицит, млрд. руб. 1612,9 1994,1 1794,6 1705,1 -3418,8 -3186,6 -2011,7 -1563,8
%% к ВВП 7,5 7,4 5,4 4,1 -8,9 -7,5 -4,3 -3,0

Информация о работе Сущность и функции бюджета