Управление бюджетной системой Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение элементов непосредственно управления бюджетной системой Российской Федерации, показать, что они собой представляют, понять как они работают. Управление бюджетом осуществляется на всех уровнях бюджетной системы, поэтому рассмотрению подлежат все уровни. Оно устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….....5
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации и бюджетное регулирование …………………………………………………………..…….……..7
1.1 Основные черты бюджетного устройства ………………………….....……….7
1.2 Принципы бюджетной системы …………………………………..……………9
Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии …………………………….………...12
2.1. Бюджетное планирование ……….………………………………….....……..12
2.2. Бюджетный процесс ……………….……………………..…………..……….12
2.3. Исполнение бюджета………………………………………...…….….………17
Глава 3. Проблемы исполнения бюджета в России на современном этапе…….24

3.1 Проблемы исполнения бюджета по доходам…………………………………24

3.2 Проблемы исполнения бюджета по расходам……….…………………….…25

3.3 Анализ современной бюджетной политики ………………………………….27

Заключение …………………..………………………..……………..……..………32
Список литературы …………………………………………………..……..……...34

Работа содержит 1 файл

Управление бюджетной системой Российской Федерации.docx

— 93.26 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное

учреждение  среднего профессионального образования

«ЛЫСЬВЕНСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 

 
 
 
 
 
 
 

Управление  бюджетной системой Российской Федерации

пояснительная записка

КР.080504.505.10.2850ПЗ 
 
 
 
 
 

Руководитель       Брюханова Е.А.

Студент              Трегубова А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 
 
 
 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..……….....5

Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации и бюджетное регулирование …………………………………………………………..…….……..7

1.1 Основные черты бюджетного устройства ………………………….....……….7

1.2 Принципы бюджетной системы …………………………………..……………9

Глава 2. Бюджетный процесс и его стадии …………………………….………...12

2.1. Бюджетное  планирование ……….………………………………….....……..12

2.2. Бюджетный процесс ……………….……………………..…………..……….12

2.3. Исполнение бюджета………………………………………...…….….………17

Глава 3. Проблемы исполнения бюджета в  России на современном этапе…….24

3.1 Проблемы  исполнения бюджета по доходам…………………………………24

3.2 Проблемы  исполнения бюджета по расходам……….…………………….…25

3.3 Анализ  современной бюджетной политики ………………………………….27

Заключение …………………..………………………..……………..……..………32

Список  литературы …………………………………………………..……..……...34

     Введение

     Всю историю человечества со времен создания первых государств собранные в едино  денежные средства обеспечивают целостность  границ государств, защиту от врагов, развитие культуры и науки. Содержание армии, выплаты пенсий, пособия по безработице, материнский капитал, бесплатное образование, строительство больниц и дорог, полеты в космос, все это возможно благодаря консолидированной финансовой системе  под названием бюджет. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     И не только сейчас, когда Россия на пороге вступления во Всемирную Торговую Организацию, но и в будущем необходимо уметь  эффективно решать возникающие вопросы  в экономической, социальной и других сферах жизни страны. Знание всех принципов  и механизмов управления бюджетной  системы, а также продуктивное их использование, позволит успешно справляться  с поставленными перед правительством задами. А задачи поставлены серьезные  и долгосрочные. В 2014 году запланировано  проведение Зимней Олимпиады в Сочи, это строительство многочисленных  олимпийских объектов и инфраструктуры. В 2018 намечено проведение чемпионата мира по футболу. Это миллиардные вложения бюджетных денег. Одна из задач правительства  найти эти  средства и правильно  ими распорядиться. Так же до двадцатого года в России пройдет чемпионат  мира по хоккею и один из этапов гонки  Формула 1. То есть значительно увеличиться  поток туристов в нашу страну, это  в свою очередь дополнительные доходы и расходы для бюджета. Очень  важно сохранять баланс. И здесь  остро встает вопрос эффективного управления бюджетной системой ведь нужно, что  бы каждый рубль работал на благо  отечественной экономики, ради процветания  общества, ради развития государства. Большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено не эффективным управлением бюджетной системой. Необходимо рассмотреть управление как объект и все составляющие бюджетного устройства как предметы для изучения.

     Целью данной работы является рассмотрение элементов непосредственно  управления бюджетной системой Российской Федерации, показать, что они собой представляют, понять как они работают. Управление бюджетом осуществляется на всех уровнях бюджетной системы, поэтому рассмотрению подлежат все уровни. Оно устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

     

     В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие  задачи: во-первых, рассмотрена сущность бюджета и бюджетной системы Российской Федерации, во-вторых, проанализированы бюджетный процесс и его стадии. Поможет в этом обзор статистики бюджетов прошлых лет и различной финансовой литературы т.к. бюджет это все же фонды денежных средств.

     

     Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации и бюджетное регулирование

     1.1 Основные черты бюджетного устройства

       Согласно  Бюджетному кодексу  Российской Федерации бюджетное устройство страны определяется бюджетной системой и бюджетной классификацией.

     Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов – важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

     Структура бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. Россия республика с федеративным устройством, поэтому государственное управление охватывает федеральный, региональный (республики, края, области) и местный или муниципальный  уровни. В унитарных (единых) государствах существует два основных звена управления: центральный и местный.

     Различные государственные единицы относятся  к тому  уровню государственного управления, за счет бюджета которого в основном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются   как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.

     Соответственно  бюджетная система современной  России по своей структуре состоит из трех уровней, как это предусмотрено статьей 10 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. К первому относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Ко второму — бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов. К третьему — местные бюджеты. В отличие от нашей системы в унитарных государствах бюджетные системы, как и их государственное устройство, являются двухуровневыми. Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

     

     Федеральный бюджет,  бюджеты субъектов Федерации и других государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются соответственно в форме федеральных законов, или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

     Центральная роль в системе государственных  финансов принадлежит Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления. Так же очень важна роль в государственных финансах различных государственных фондов на федеральном или местном уровнях, которые аккумулируют денежные ресурсы, имеют целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Пополнение таких фондов происходит за счет целевых налогов и сборов, перечислений из бюджета, капитализации доходов и займы.

     Социальные  внебюджетные фонды имеют большое значение для экономики и для народа. В России к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими, поступающими  в них средствами.

     

       Годовой финансовый бюджет и  внебюджетные фонды в России  составляются и утверждаются на один финансовый год, который совпадает с календарным годом. В России, как во многих странах, финансовый год начинается с 1 января. Но например, в США началом финансового года считают 1 октября, в Великобритании и Японии 1апреля, а в Италии и Норвегии 1 июля1. При этом финансовые операции относятся к тому периоду времени, когда они действительно были выполнены, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. При таком порядке общие суммы доходов и расходов по бюджетным обязательствам будут отражать реальное состояние бюджета. Одновременно с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления составляются консолидированные бюджеты. Их используют для получения обобщенных данных. Бюджет  субъекта  Федерации вместе  со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации.  Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов  субъектов Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фонды, то получится консолидированный бюджет органов государственного управления в целом.

     1.2 Принципы бюджетной системы

     Бюджетное устройство Российской Федерации, как  это предусмотрено Бюджетным  кодексом базируется на принципах2.

     Принцип единства бюджета - единообразие денежной системы, всей бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, классификации (в России первая бюджетная классификация введена в 1812г.)3 а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

     Принцип разграничения доходов и расходов   между   уровнями бюджетной системы, означающий закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению   расходов   за   органами   государственной  власти   различных  уровней.

     

     Принцип самостоятельности бюджетов. Это право законодательных (представительных) органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным Кодексом определять направления расходования средств и определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Предусматривает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию   доходов   соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия, доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

     Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов. Договоры и  соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному Кодексу, являются недействительными.

     Принцип полноты отражения доходов и  расходов бюджетов и  бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

     Принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита.

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств, означающий необходимость достижения заданных результатов при минимальном  расходе средств или достижения наилучшего результата использованием определенного бюджетом объема средств.

     

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления из источников финансирования не могут быть увязаны с определенными расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов.

     Принцип прозрачности, согласно которому бюджеты  и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а также означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов.

     Принцип достоверности бюджета, означающий надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджетов.

     Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств, означающий, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Информация о работе Управление бюджетной системой Российской Федерации