Управление государственным долгом Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования являются:
обоснование экономической природы государственного долга;
выявление основных тенденций и специфических особенностей управления государственным долгом в Украине;
обоснование концептуальных принципов относительно совершенствования механизма управления государственным долгом и его обслуживания в условиях экономики Украины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ……………………………………………………………..5
Теоретические основы управления государственным долгом…………….5
Классификация государственного долга и причины его возникновения..12
Основные проблемы обслуживания государственного долга в Украине..16

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………20
2.1. Управление внешним долгом Украины в 2010-2011 гг.…………………...20
2.2. Управление внутренним долгом Украины в 2010-2011 гг…………………28
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УКРАИНЕ………………………………………….…34
3.1. Способы и методы управления государственным долгом………………….34
3.2. Повышение эффективности управления государственным долгом
в Украине……………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 117.36 Кб (Скачать)

     Структура гарантированного государственного внешнего долга Украины в 2010-2011 гг. (рис.2.2) показывает увеличение всех видов внешней  задолженности Украины в 2011 году. Наибольший рост задолженности в 2011 году наблюдался по займам, предоставленным международными организациями экономического развития, а именно – 1 950,18 млн.дол.США (32,1 %).

     Внешний долг банков и других секторов (включительно с межфирменным долгом) увеличился в течение первого полугодие на 3.4 млрд. дол. США - до 88,3 млрд. дол. США. Больше половины (55,9%) прироста сформировано за счет увеличения задолженности банков и предприятий с долей государственной собственности сверх 50% (на 1,9 млрд. дол. США - до 12 млрд. дол. США).

       В первом полугодии 2011 года  украинские банки продолжили  сокращать свои внешние долговые  обязательства. С начала года  они уменьшились на 0,6 млрд. дол. США - до 27,5 млрд. дол. США (18,4% от ВВП). С конца 2008 года долг банковского сектору сократился почти на треть (на 12 млрд. дол. США). В течение отчетного полугодия наблюдалось уменьшение внешних обязательств банков за кредитами (преимущественно долгосрочными) на 1,8 млрд. дол. США (на 9,3%). Одновременно обязательства за валютой и депозитами нерезидентов в украинских банках выросли на 0,9 млрд. дол. США.

     В целом чистое уменьшение долга банков за счет операций представляло 0,8 млрд. дол. США, в то время как курсовая разница и другие изменения в течение первого полугодия 2011 года увеличили его на 0,2 млрд. дол. США.

     Внешний долг государственных банков в течение  первого полугодия 2011 года увеличился на 0,8 млрд. дол. США - до 3,8 млрд. дол. США (13,8% от долга банковского сектору) в результате увеличения обязательств по еврооблигациям (на 0,5 млрд. дол. США) и долгосрочным депозитам (на 0,3 млрд. дол. США).

     Внешний долг других секторов экономики (включительно с межфирменным долгом) за первое полугодие 2011 года вырос на 4,1 млрд. дол. США (на 7.2%) - до 60,8 млрд. дол. США (40,7% от ВВП). За счет собственно операций объем долга вырос на 3,6 млрд. дол. США, а за счет курсовой разницы и других изменений - на 0,5 млрд. дол. США. Отчетный период характеризуется:

     - ростом кредиторской задолженности предприятий по внешнеторговым операциям (на 2 млрд. дол. США - до 15,8 млрд. дол. США);

     - накоплением просроченной задолженности по негарантированным кредитам до 4,7 млрд. дол. США сравнительно с 3,8 млрд. дол США на начало года;

     - привлечением под гарантии Правительства  0,7 млрд. дол. США по еврооблигациям на финансирование инфраструктурных проектов [21].

     Краткосрочная составляющая долга других секторов в результате быстрого накопления обязательств по торговым кредитам и просроченной задолженности выросла до 36,1% сравнительно с 33,5% на начало 2011 года.

     Рис.2.3. Структура общей суммы государственного внешнего долга Украины за 5 месяцев 2010г. (млн.дол.США)

     Источник: составлено автором [22].

     В структуре общего государственного долга Украины в 2010-2011 гг. (рис. 2.3 и рис.2.4) преобладает сумма внешнего долга: в 2010 году он превысил сумму внутреннего долга Украины на 9609,17 млн.дол.США (61,3%), в 2011 году – на 16009,91 млн.дол.США (76,7%).

     Рис.2.4. Структура общей суммы государственного внешнего долга Украины за 5 месяцев 2011г. (млн.дол.США)

     Источник: составлено автором [22].

     Внешний долг предприятий с долей государственной собственности сверх 50% в первом полугодии 2011 года увеличился до 8,2 млрд. дол. США (13,5% от общего долга других секторов) за счет роста кредиторской задолженности перед нерезидентами на 0,4 млрд. дол. США и обязательств по еврооблигациям на 0,7 млрд. дол. США.

     Долг  других секторов экономики Украины, включительно с кредитами от прямого  инвестора, по состоянию на 1 июля 2011 году представлял почти половину (49,3%) валового внешнего долга Украины.

     Доля  долга секторов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования  достигла 28,4%, зато удельный вес долга банковского сектора в валовом объеме внешнего долга продолжает сокращаться (22,3% сравнительно с 24,0% по состоянию на начало года).

       В структуре валового внешнего  долга по начальным срокам погашения преобладают долгосрочные обязательства (76,7% от объема долга). Одновременно доля краткосрочного долга за первое полугодие выросла с 21,8% до 23,3%. Основной валютой внешних обязательств по состоянию на 01.07.2011 остается доллар США (70,0%).

     Удельный  вес обязательств в евро за первое полугодие вырос с 10,7% до 11,2%. Часть внешней задолженности в гривне остается незначительной - лишь 2,3%. Объем краткосрочного внешнего долга по оставшимся срокам погашения на конец первого полугодия 2011 года представлял 53,5 млрд. дол. США (43,4% от общего объема валового внешнего долга Украины).

     Основной  валютой внешних обязательств по состоянию на 1 июля 2011 года остается доллар США (70,0%). При этом удельный вес  обязательств в евро за первое полугодие  вырос с 10,7% до 11,2%.

     За  первое полугодие 2011 года внешний долг, который подлежит уплате в течение  следующих четырех кварталов, вырос  на 3,6 млрд. дол. США. Накопление объемов долга состоялось главным образом из-за роста задолженности реального сектора экономики по торговым кредитам (на 2,0 млрд. дол. США) и просроченным обязательствам (на 0,9 млрд. дол. США).

     В целом, краткосрочный долг реального  сектора включительно с межфирменным на конец первого полугодия достиг 33,9 млрд. дол. США. Почти половина этой задолженности - торговые кредиты (15,7 млрд. дол. США).

     Увеличился краткосрочный долг по оставшимся срокам погашения сектора денежно-кредитного регулирования из-за учёта первых выплат по кредиту МВФ в 2012 году – 1,2 млрд. дол. США в течение первого полугодия. Объемы будущих выплат сектора государственного управления сократились на 0,4 млрд. дол. США из-за погашения еврооблигаций и сокращения задолженности по ОВДЗ перед нерезидентами.

       Прирост краткосрочного долга  по оставшимся срокам погашения сопровождался адекватным наращиванием резервных активов. Поэтому уровень покрытия резервами краткосрочного долга по оставшимся срокам погашения оставался приблизительно 70%.

     Дальнейший  рост государственного долга повлечет ухудшение показателей бюджетной безопасности, негативно будет влиять на состояние платежного баланса и инвестиционную привлекательность Украины, угрожать стабильности денежно-кредитного  и валютного рынков Украины.

     Обслуживание  и погашение указанных долговых обязательств в будущем может  привести к несостоятельности решения  неотложных социально-экономических  потребностей, которое будет угрожать потерей суверенитета и разрушением  отечественной финансовой системы. 
 

     2.2. Управление внутренним  долгом Украины

     Осуществление внутренних государственных заимствований  постоянно наталкивалось на сложности  низкого уровня развития внутреннего  рынка государственных ценных бумаг. Правительство осуществляло ряд мероприятий по развитию внутреннего рынка государственных ценных бумаг. В частности, Кабинет Министров Украины одобрил Концепцию развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг в Украине на 2009-2013 годы. Концепция предусматривает осуществление следующих мероприятий:

  • ввод рыночного ценообразования при размещении внутренних государственных облигаций;
  • расширение спектра инструментов государственных заимствований;
  • создание системы первичных дилеров государственных ценных бумаг;
  • повышение прозрачности осуществления государственных заимствований;
  • размещение средств единственного казначейского счета;
  • управление рисками, которые связаны с государственным долгом [14].

     Начиная с 14 мая 2009 года, введено рыночное ценообразование  при первичном размещении внутренних государственных облигаций: аукционы проводятся в один этап при предыдущем объявлении объема средств, который обязательно привлекается на рынке независимо от уровня процентных ставок, предложенных участниками аукционов [17]. 

     Таблица 2.2

     Состояние внутренннего долга Украины

     за  5 месяцев 2010-2011 гг. (млн. дол. США)

Показатели 31.05.2010 31.05.2011 Абсолютное изменение Относительное изменение
Государственный долг 30 106,00 43 296,51 13 190,51 143,81%
Внутренний  долг: 13 909,19 19 173,1 5 263,91 137,84%
1. Задолженность перед юридическими  лицами 13 479,48 18 762,43 5 282,95 139,19%
ОВГЗ (12 - годовые) 189,27 188,19 -1,08 99,43%
ОВГЗ (11 - годовые) 485,8 483,02 -2,78 99,43%
ОВГЗ (10 - годовые) 2 095,52 1 670,16 -425,36 79,70%
ОВГЗ (9 - годовые) 2 330,66 2 730,75 400,09 117,17%
ОВГЗ (8 - годовые) 1 175,53 1 168,82 -6,71 99,43%
ОВГЗ (7 - годовые) 2 204,39 2 988,48 784,09 135,57%
ОВГЗ (5 - годовые) 880,62 3 713,62 2 833,00 421,71%
ОВГЗ (3 - годовые) 2 001,07 2 751,97 750,9 137,52%
ОВГЗ (2 - годовые) 344,41 915,62 571,21 265,85%
ОВГЗ (18 - месячные) 100,95 351,29 250,34 347,98%
ОВГЗ (12 - месячные) 917,55 653,15 -264,4 71,18%
ОВГЗ (9 - месячные) 632,62 436,6 -196,02 69,01%
ОВГЗ (6 - месячные) 106,37 334,35 227,98 314,33%
2. Задолженность перед банковскими  учреждениями 429,71 410,67 -19,04 95,57%
Национальный  Банк Украины 429,71 410,67 -19,04 95,57%
Гарантированный государством долг 10 877,44 14 487,8 3 610,36 133,19%
Внутренний  долг: 1 777,95 1 714,07 -63,88 96,41%
1. Задолженность перед юридическими  лицами 810,19 852,76 42,57 105,25%
Вексели Укравтодора 204,36 203,19 -1,17 99,43%
Государственные ценные бумаги 0,002 0,002 0 100,00%
Облигации ГИУ (государственного ипотечного учреждения) (5 – годовые) 328,07 326,2 -1,87 99,43%
Облигации ГИУ (7 – годовые) 50,47 50,18 -0,29 99,43%
Облигации ДП КАЗ «Авіант» (5 – годовые) 64,51 71,56 7,05 110,93%
Облигации ХГАПП (Харьковское государственное авиационное производственное предприятие) (5 - годовые) 111,04 110,41 -0,63 99,43%
Облигации ХГАПП (6 - годовые) 51,73 91,21 39,48 176,32%
2. Задолженность перед банковскими  учреждениями 967,64 861,2 -106,44 89,00%
ОАО «Государственный экспортно-импортный  банк Украины» 285,13 263,47 -21,66 92,40%
ОАО «Государственный ощадный банк Украины» 682,51 597,73 -84,78 87,58%
3. Задолженность, не отнесенная  к другим категориям 120,46 119,77 -0,69 99,43%
Другие  кредиторы 120,46 119,77 -0,69 99,43%
Государственный и гарантированный государством внешний долг 15 687,14 20 887,17 5 200,03 133,15%

     Источник: составлено автором [22].

     По  состоянию на 31 мая 2011 года государственный  и гарантированный государством внутренний долг Украины составил 20 887,17 млн.дол. США, что на 5 200,03 млн.дол.США (33,2%) больше, чем за 5 месяцев 2010 года (табл. 2.2).

     Государственный внутренний долг увеличился, в основном, за счет выпуска облигаций внутренней государственной ссуды для финансирования государственного бюджета, увеличения уставного фонда НАК "Нефтегаз Украины" на сумму 5 млрд. грн. и капитализации ПАТ "Родовід Банк" на сумму 3,95 млрд.грн.

     2 августа 2010 года Министерство  финансов осуществило первый  выпуск облигаций для оформления  возмещения налога на добавленную  стоимость в соответствии с  постановлением Кабинета Министров  Украины № 368 "О выпуске облигаций внутренней государственной ссуды для возмещения сумм налога на добавленную стоимость".

     Выпуск  облигаций был осуществлен согласно Реестру инвентаризации плательщиков налога, предоставленного Государственной налоговой администрацией Украины и утвержденного Министром финансов Украины.

     В утвержденный реестр вошло 705 плательщики  налога, которые имели незначительный объем задолженности. Общая сумма  возмещения НДС облигациями составляет 48 453 тыс. гривен. Выпуск облигаций осуществлен по следующим параметрам: Нарицательная стоимость одной облигации 1 000 грн. Уплата дохода и амортизация осуществляется 31 января 2011 года, 1 августа 2011 года, 30 января 2012 года, 30 июля 2012 года, 28 января 2013 года, 29 июля 2013 года, 27 января 2014 года, 28 июля 2014 года, 26 января 2015 года, 27 июля 2015 года.

     Дата  полного погашения облигаций - 27 июля 2015 года. Международный идентификационный  номер ценных бумаг отмеченного  выпуска облигаций UA4000078141 [22].

     По  результатам размещения на первичных  аукционах ОВГЗ в Государственный бюджет Украины в 2010 году пришло 40,424 млрд. грн. В целом в 2010 году Министерство финансов Украины осуществило размещение ОВДП (с учетом бумаг, выпущенных с целью увеличения уставного капитала НАК ― Нефтегаз Украины, банков и для погашения просроченной бюджетной задолженности по НДС) на общую сумму 70,657 млрд. грн.

     На  протяжении 2010 года заимствованию ресурсов на внутреннем рынке способствовало то, что в условиях отсутствия надлежащего  количества платежеспособных заемщиков, привлеченные банковским сектором ресурсы направлялись, преимущественно, на приобретение облигаций внутреннего государственного займа. Отмеченное позволило снизить их доходность, которая будет способствовать уменьшению расходов на обслуживание государственного долга, однако негативно влияло на реальный сектор экономики, поскольку кредитование банками субъектов ведения хозяйства практически не росло.

Информация о работе Управление государственным долгом Украины