Управление государственным долгом Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования являются:
обоснование экономической природы государственного долга;
выявление основных тенденций и специфических особенностей управления государственным долгом в Украине;
обоснование концептуальных принципов относительно совершенствования механизма управления государственным долгом и его обслуживания в условиях экономики Украины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ……………………………………………………………..5
Теоретические основы управления государственным долгом…………….5
Классификация государственного долга и причины его возникновения..12
Основные проблемы обслуживания государственного долга в Украине..16

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………………………20
2.1. Управление внешним долгом Украины в 2010-2011 гг.…………………...20
2.2. Управление внутренним долгом Украины в 2010-2011 гг…………………28
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В УКРАИНЕ………………………………………….…34
3.1. Способы и методы управления государственным долгом………………….34
3.2. Повышение эффективности управления государственным долгом
в Украине……………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.……………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 117.36 Кб (Скачать)

     Рис. 2.5. Структура государственного внутреннего  долга за 5 месяцев 2010-2011 гг. (млн.дол.США)

     Источник: составлено автором [22].

     В результате анализа структуры государственного внутреннего долга (рис. 2.5), видим, что практически его объем значительно вырос в 2011 году в сравнении со значениями 2010 года, а именно с 13 909,19 млн.дол.США в 2010 году до 19 173,1 млн.дол.США ( на 37,84%) в 2011 году. В структуре государственного внутреннего долга Украины в 2010-2011 гг. большую часть занимает задолженность перед юридическими лицами, доля которой в 2010 году составляла 96,9% (13 479,48 млн.дол.США), а в 2011 году – 97,9% (18 762,43 млн.дол.США). Видим, что доля задолженности перед юридическими лицами выросла. 

     Рис. 2.6. Структура гарантированного государственного внутреннего долга за 5 месяцев 2010-2011 гг. (млн.дол.США)

     Источник: составлено автором [22].

     Структура гарантированного государственного внутреннего долга Украины в 2010-2011 гг. (рис.2.6) показывает уменьшение его объема на 63,88 млн.дол.США (на 3,6%) в 2011 году. Рост задолженности в 2011 году наблюдался только по задолженности перед юридическими лицами с 810,19 млн.дол.США в 2010 году до 852,76 млн.дол.США в 2011 году.

     В общем, государственный внутренний долг отрицательно влияет на экономическое состояние страны, особенно если он связан не со стимулированием экономического развития. Внутренний долг означает изъятие с финансового рынка средств, которые могли бы быть использованы на кредитования предприятий Украины, без чего не возможен экономический рост, не возможно повышение конкурентоспособности предприятий как на внутреннем, так и на внешних рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. Направления по улучшению управления государственным  долгом в Украине 
 

     3.1. Способы и методы  управления государственным  долгом

     Для эффективного управления государственным  долгом, решения проблемы снижения долговой нагрузки и риска невыполнения долговых обязательств государства используют разнообразные методы. (казначейска система підручник)

     Одним из самых распространенных является рефинансирование государственного долга, то есть погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых ссуд. Для успешного применения механизма рефинансирования необходимо, чтобы государство имело высокую репутацию государства-заемщика. Её достижение и поддержка является важным фактором для успешного управления государственным долгом. На сегодня репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, которые присваиваются определенному государству специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования

[2, c. 121].

     Динамика  кредитных рейтингов Украины (долговых обязательств) представлена в таблице 3.1.

     С позиции инвесторов, самым желательным  вариантом является полное, безусловное и своевременное выполнение государством своих обязательств. Однако при условии несостоятельности государства по определенным причинам обеспечить погашения займов и выплат за ними процентов, могут приниматься решений относительно новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочки погашения долгов или же аннулировании государственного долга.

     Традиционным  методом уменьшения долга является его реструктуризация. При реструктуризации долга условия его обслуживания (процент, сумма, сроки уплаты) пересматриваются.

     Самой распространенной является реструктуризация официального долга, которая происходит в рамках "Парижского клуба". Самыми бедными странами-должниками с целью облегчения долгового бремени предлагается выбор одного из вариантов помощи со стороны правительств-кредиторов, которые являются членами "Парижского клуба". Официальные кредиторы предоставляют такие виды помощи: частичное аннулирование долга; дальнейшее продолжение сроков действия долговых обязательств; снижение процентов за обслуживание долга.

     Таблица 3.1

     Динамика  кредитных рейтингов  Украины 

     (долговых  обязательств) на 21 июля 2011 года

Рейтинговое агенство Рейтинг долговых обязательств в иностранной валюте Рейтинг долговых обязательств в национальной валюте Прогноз
Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства
“Fitch Ratings” (Fitch) B B B   Позитивный
"Standard and Poor's” (S&P) B+ B BB- B Стабильный
“Rating and Investment Information, Inc.” (R&I) B+ - - - Стабильный
“Moody's Investors Service” (Moody’s) B2 - B2 - Стабильный

     Источник: составлено автором [22].

     Новация - договоренность между заемщиком  и кредитором относительно замены обязательства по определенному финансовому кредиту другим обязательствам.

     Унификация  займов - объединение нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов обмениваются на облигации и сертификаты нового займа.

     Консолидация - изменение условий вращения займов в части срока их погашения, то есть решение о перенесении даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

     Обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

     Отсрочка  погашения ссуд - осуществляется, когда  выпуск новых займов используется на обслуживание ранее выпущенных займов.

     Аннулирование долга - отказ государства от всех обязательств относительно ранее выпущенных ссуд. Может быть предопределено финансовой несостоятельностью государства или политическими мотивами [13, c.21].

     Следует иметь в виду, что применение этих методов нарушает первый принцип управления государственным долгом - принцип безусловности. Поэтому их использование требует глубокого предварительного изучения и анализа дальнейших экономических и политических последствий. Это может быть:

     1) сокращение потребления населения страны;

     2) увеличение налогов для обслуживания государственного долга выступает антистимулом экономической активности;

     3) перераспределение дохода в пользу владельцев государственных облигаций.

     Конверсия - одностороннее изменение доходности ссуды, когда государство заявляет о снижении для кредиторов доходности по ссудам, полученным государством.

     Возможными  являются такие варианты конверсии  внешнего долга:

  • обмен «долга на долг» - государство-заемщик обменивает свои собственные долги на долги других государств перед ним. Например, страны «третьего мира» задолжали России как правопреемницы СССР почти 150 млрд. дол.; Россия использовала эти «средства» для уплаты собственных долгов перед развитыми государствами;
  • обмен «долга на экспорт». Долги покрываются за счет экспорта машинно-технической продукции и других готовых товаров;
  • обмен «долга на собственность». Как собственность рассматриваются земля, недвижимость, пакеты акций предприятий;
  • обмен «долга на национальную валюту» (называется «долгом для развития»). Интерес кредиторов к таким операциям возрос, хотя и остается умеренным, поскольку эти соглашения фактически являются добровольной помощью на развитие экономики должника. Средства от такой конверсии в основном направляют или на образование, или на охрану здоровья, или на охрану природы и сохранения биоразнообразия [15, c. 268].
 
 

     3.2.  Повышение эффективности управления государственным долгом в Украине

     На  основе анализа современного состояния  и тенденций долговой политики Украины можно прийти к следующим выводам:

  1. В результате проведения украинским правительством политики, сориентированной на неинфляционные механизмы погашения дефицита бюджета, общая сумма государственного долга постоянно растет. Проанализировав данные об общей сумме государственного долга Украины за 2002-2011 гг., можно спрогнозировать значения этого показателя до 2014 года (рис.3.1). Рисунок 3.1. показывает, что общий объем государственного долга Украины будет повышаться с каждым годом и к 2014 году может составить около 120 млрд. дол США.
  2. Особенностью государственного долга Украины является значительное преобладание в его структуре внешней составляющей.
  3. В результате окончания льготных периодов по ранее полученным кредитам объемы платежей по государственному долгу выросли в абсолютной величине.
  4. На рынке займов прослеживается тенденция к увеличению срочности государственных ценных бумаг.
  5. Средневзвешенная доходность ОВГЗ характеризуется нисходящей динамикой, что в итоге способствует уменьшению стоимости государственных заимствований.

     Рис.3.1. Прогноз общей суммы государственного долга на 2012-2014 гг.

     Источник: составлено автором [22].

     В период перманентной политической нестабильности, отсутствию инвестиционных проектов государства, дополнительных резервов привлечения средств в течение следующих лет Украина будет находиться под нагрузкой, связанной с погашением долга. График погашения основной суммы государственного долга в течение следующих 11 лет по данным Министерства финансов отображает высокую нагрузку в течение следующих 4 годов и ее уменьшения, начиная с 2016 года (рис. 3.1).

     Начиная с 2022 года предполагается резкое снижение выплат, связанных с погашением основной суммы государственного долга Украины. С целью сглаживания нагрузки и избежания риска рефинансирования (какой может иметь место в случае заимствований со сроками погашения в другие годы) целесообразным является осуществление государственных заимствований соответствующим объемом со сроком погашения в указанных годах. 

     Рис.3.2. График погашения основной суммы  государственного долга Украины в 2011-2022 гг.(млрд.грн.)

     Источник: составлено автором [22].

     Как свидетельствует анализ, направление  государственных заимствований ориентировано на финансирование дефицита государственного бюджета, в частности, в разрезе финансирования текущих расходов, на погашение долгов прошлых периодов и гарантированных государством кредитов предприятиям, в инвестиционные проекты, особенно в отрасли строительства, и лишь незначительная часть в поддержку стратегических отраслей, в реальный сектор экономики и в поддержку инновационных проектов, что позитивного влияния на эффективное развитие экономики не оказывает. Это предопределено не достаточно четко определенной долговой политикой и практическим отсутствием долговой стратегии.

     Цели стратегии управления долговыми обязательствами Украины на 2012-2014 годы:

  1. Обеспечение потребностей государства в ресурсном обеспечении перехода к устойчивому развитию:
  • обеспечение потребностей государства в заемных средствах и своевременное и в полном объеме выполнение обязательств по государственному долгу;
  • обеспечение полноценной интеграции Украины в международный рынок капиталов;
  • пополнение внутренних сбережений и обеспечение продуктивного использования ресурсов, которые привлекаются заемщиками на внутреннем и внешнем рынке капиталов.

  2. Поддержание безопасного уровня долговых обязательств:

  • содержание суммарного объема долговых обязательств Украины на экономически безопасном уровне;
  • минимизация рисков государственных и корпоративных заимствований путем сбалансирования структуры государственного и корпоративного долгов по видам валют, процентных ставок и сроков погашения долга;
  • достижение достаточной степени прочности финансовой системы Украины для нивелировки негативного влияния глобальных факторов.

  3. Быстрое реагирование на вызовы (турбуленции) внешней и внутренней среды для обеспечения финансовой стабильности:

  • дальнейшее формирование имиджа Украины как надежного заемщика, что вовремя и в полном объеме выполняет свои долговые обязательства;
  • быстрое реагирование на разрушительные влияния окружающей среды на финансовую систему Украины;
  • обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка ценных бумаг и поддержания постоянного доступа к международному рынку капитала.

Информация о работе Управление государственным долгом Украины