Альтернативные действия, их анализ и выбор оптимального варианта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Сам «риск», как следует из определения, обладает характерными свойствами: 1.Неопределённость. Риск существует тогда и только тогда, когда возможно не единственное развитие событий. 2.Ущерб. Риск существует, когда исход может привести к ущербу (убытку) или другому негативному (только негативному!) последствию. 3.Наличие анализа. Риск существует, только когда сформировано субъективное мнение «предполагающего» о ситуации и дана качественная или количественная оценка негативного события будущего периода (в противном случае это угроза или опасность).

Работа содержит 1 файл

Риск.doc

— 1,022.60 Кб (Скачать)

     В соответствии с подразделением на творческие и формальные всё множество проблем, сопутствующих любому процессу принятия решений, условно делится на два класса: проблемы концептуального характера и проблемы формально-математического и вычислительного характера.

     К концептуальным проблемам относятся сложные логические проблемы, которые невозможно решить с применением только формально-математических методов и ЭВМ. Часто эти проблемы уникальны в том смысле, что они решаются впервые и не имеют прототипов в прошлом. Концептуальные проблемы обычно решаются на уровне руководителей с привлечением группы экспертов, в качестве которых выступают высококвалифицированные специалисты из различных областей науки и практической деятельности. При решении концептуальных проблем наибольший вес имеют не формально-математические методы, а эрудиция, опыт и интуиция людей. Формальные методы здесь играют вспомогательную роль как средство, облегчающее и организующее эвристическую деятельность людей. К числу концептуальных относятся, в частности, такие проблемы, как анализ и выбор целей, выявление совокупностей показателей, характеризующих следствия принятого решения, выбор из их числа критериев оптимальности и т.п. Формализация эвристических процедур является содержанием так называемой неформальной теории принятия решений.

      В дальнейшем мы будем предполагать, что цели управления, соответствующие им критерии оптимальности и ограничения заданы и обсуждению не подлежат. Иными словами, мы будем заниматься изучением лишь количественной или формальной теории принятия решений.

      Процесс принятия решений является сложной итерационной процедурой. Структурная схема процесса принятия решений может иметь вид:

 

 

Учет риска при принятии управленческих решений на этапе формирования бюджета

 

Большинство управленческих решений, связанных с финансовой деятельностью предприятия, -наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема оценки и учета экономического риска приобретает важное значение как составная часть теории и практики управления.

В условиях российской нестабильности проблема риска имеет большое значение при обосновании управленческих решений не только стратегического характера, но и на стадии краткосрочного планирования деятельности предприятия — в процессе бюджетирования.

Центральное место в оценке риска на этапе формирования бюджета предприятия занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов. При этом имеются в виду случайные, непредвиденные потери, возникающие вследствие отклонения реальной ситуации от предполагаемого хода событий. Наиболее важное значение при этом в условиях рыночной экономики отводится таким элементам риска, как непредвидимость конъюнктуры рынка, спроса, цен. В то же время российским предприятиям приходится иметь дело с «наложением» факторов рыночного и нерыночного типа (нарушением договорных обязательств, несоблюдением норм и правил хозяйственной деятельности и т.д.).

Таким образом, чтобы оценить вероятность потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего выявить все возможные факторы риска: как присущие вообще хозяйственной или производственно-коммерческой деятельности, так и специфические. Кроме тогонеобходимо осуществлять ранжирование факторов рисков по важности или по степени их вклада в общий профиль конкретного производственного предприятия.

Выявление рисков, влияющих на выполнение бюджета

Все возможные на практике факторы рисков делятся на две группы. К первой группе относятся «предвидимые», т.е. известные из экономической теории или хозяйственной практики. Вместе с тем могут появиться факторы, выявить которые на априорной стадии анализа факторов рисков предприятия не реально. Эти факторы относятся ко второй группе. Одна из задач состоит в том, чтобы, создав регулярную процедуру выявления факторов рисков, сузить круг факторов второй группы, тем самым ослабить влияние так называемой «неполноты генерации» факторов рисков.

В зависимости от места возникновения факторы рисков делятся на внешние и внутренние (рис.1) [2].

Рисунок 1. Классификация факторов рисков предприятия

К внешним факторам рисков (или слабым сигналам) относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью данного предприятия, зависящие от экономического и политического состояния страны. Это вероятность жестких правительственных мер, которые могут вызвать изменения финансово-экономической деятельности предприятия, налоговой политики, развития неконтролируемых инфляционных процессов. Данные слабые сигналы на момент формирования бюджета могут быть еще скрыты, но предприятие все равно обязано оценить их воздействия с помощью экспертных оценок или методов количественного прогнозирования и моделирования.

Внутренними факторами рисков (или сильными сигналами) считаются факторы, появление которых порождается деятельностью самого предприятия, т.е. риски, связанные непосредственно с объектом. Это — невыполнение обязательств поставщиками, несвоевременная оплата продукции потребителями, оформление кредитов дочерними обществами под поручительство предприятия и т.д.

При анализе сильных сигналов необходимо учитывать, что последствия могут быть как положительные, так и отрицательные.

Методика анализа и оценки влияния слабых и сильных сигналов на показатели работы предприятия в планируемом периоде подробно описана в книге «Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование» [3].

Разработка алгоритма оценки риска

Для осуществления расчетов при формировании бюджета риски целесообразно разделить на две группы:

1. Риск потери доходов.

2. Риск увеличения расходной части бюджета.

Алгоритм оценки рисков при формировании бюджета промышленного предприятия включает:

        оценку вероятности выполнения бюджета в целом;

        оценку выполнения бюджета с учетом рисков по отдельным видам доходов и статьям расходов;

        стоимостную оценку возможных потерь от неполучения запланированных доходов и превышения статей расходов при выполнении бюджета.

Методы оценки риска

Поскольку риск является категорией вероятностной, для его оценки используются следующие методы:

        статистические;

        экспертные;

        построение моделей случайных процессов.

Предприятия наиболее часто используют статистический и экспертный методы. При выборе метода оценки рисков учитываются достоинства и недостатки каждого из них. Так, первый метод оценки требует большого объема статистической информации за длительный период времени. Точность третьего метода зависит от принятых в модели допущений и от количества факторов, которые учитываются моделью. Кроме того, метод построения моделей наиболее трудоемкий.

Оценка вероятности выполнения бюджета

Расчет рисков в процессе формирования бюджета предприятия осуществляется по приведенным ниже формулам с помощью расчета следующих показателей:

1. Вероятность невыполнения бюджета (Рнб)

Рнб = Рд + Рр, (1)

где Рд — вероятность того, что будет получен доход, меньше запланированного бюджетом;

Рр — вероятность того, что расходы превысят бюджетный уровень.

Вероятность того, что будет получен доход, меньше запланированного бюджетом, (Рд), определяется по формуле:

(2)

где — вероятность того, что i-й доход будет получен в объеме, не меньше запланированного.

Вероятность того, что расходы превысят бюджетный уровень, (Рр) определяется по формуле:

(3)

где — вероятность того, что j-я статья расходов не будет перерасходована.

2. Мера риска

Мерой риска (Р) является интегральная степень влияния отдельных составляющих дохода и расходов, выраженная в процентах (в долях), ранжированная соответствующими рисками.

(4)

где Рдi— вероятность того, что i-й доход будет получен в размере, меньше запланированного бюджетом;

Удi — удельный вес i-го вида доходов в общем объеме доходов предприятия;

Ррj – вероятность того, что j-я статья расходов превысит бюджетный уровень;

Урj — удельный вес j-й статьи расходов в общей сумме расходов предприятия в соответствии с бюджетом.

3. Стоимостная оценка возможных потерь от неполучения запланированных доходов и (или) превышения статей расходов при выполнении бюджета (цена риска — Ц).

Расчет данного показателя ведется в абсолютных величинах (млн. руб.). Определение цены риска осуществляется аналогично мере риска:

(5)

где D i — сумма планируемого i-го дохода;

Rj — сумма расходов по j-й статье.

Разработка варианта бюджета, учитывающего возможные потери

На основании проведенных расчетов осуществляется формирование бюджета предприятия, учитывающего возможные потери. Предлагаемая форма бюджета предприятия, учитывающая риск неполучения планируемых доходов и (или) превышения запланированного уровня расходов, приведена в табл. 1.

Для повышения степени гибкости предприятия к влиянию внешних и внутренних воздействий необходимо на стадии формирования бюджета разрабатывать мероприятия, которые позволят максимально быстро и с наименьшими потерями скомпенсировать негативные для предприятия изменения.

Управление риском — это процесс подготовки и реализации мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного решения и уменьшить возможные негативные последствия нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений. В реальных хозяйственных ситуациях могут использоваться различные способы снижения финального уровня риска, воздействующего на те или иные стороны деятельности предприятия. Все многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа (рис. 2).

Таблица 1

Расчет рисков

При разработке указанных мероприятий должно быть задействовано использование резервов внутренней среды предприятия, возможностей его производственного и структурного самосовершенствования.

Поскольку непременным условием эффективности принимаемых управленческих решений является свобода выбора способов экономических действий при их разнообразии, на стадии разработки бюджета на предприятии могут формироваться несколько вариантов бюджета с различными рисками. Выбор и утверждение оптимального варианта осуществляется на основании расчета и анализа рассмотренных выше показателей (табл. 2).

Рисунок 2. Классификация методов управления риском

Таблица 2

Выбор оптимального варианта бюджета с учетом рисков

Показатель

Варианты бюджета

1

2

….

N

 

1

2

3

4

5

1.

Остаток средств на конец периода по бюджету

 

 

 

 

2.

Вероятность невыполнения бюджета

 

 

 

 

3.

Мера риска

 

 

 

 

4.

Цена риска

 

 

 

 

5.

Оценка варианта с точки зрения его оптимальности для предприятия

 

 

 

 

Информация о работе Альтернативные действия, их анализ и выбор оптимального варианта