Аттестация персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходима разработка принципиальных подходов к приоритету ценностей.
Целью работы является понять, что же такое аттестация персонала в организациях и насколько эффективно ее использование в оценке работников.

Содержание

Введение 3
Понятие аттестации 4
Основные объекты и показатели аттестационной оценки 9
Организация процесса аттестации персонала предприятия 12
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Управление персоналом.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Рубцовский индустриальный институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный технический университет

 им. И.И.Ползунова»

Факультет заочной формы  обучения

Кафедра “Экономика  и  управление”

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине « Управление персоналом»

Тема: «Аттестация персонала предприятия»

Вариант - 8

 

 

Выполнила:

 студентка гр. ЭиУ-83з

                                                                           Сащенко Ю.В. 

 

                                                                                                              Проверил:                                                                                                              

                                                                                                                              преподаватель

              М.Г. Хорунжин

 

 

Рубцовск 2012

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

  1. Понятие аттестации                                                                                      4
  2. Основные объекты и показатели аттестационной оценки                       9    
  3. Организация процесса аттестации персонала предприятия                   12

Заключение                                                                                                            22 

Список используемой литературы                                                                      23        

 

Введение

Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой  деятельности. Главное ее назначение - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

Функции распределяются между  линейными руководителями (менеджерами) и менеджерами по персоналу (кадровыми  службами). Несмотря на важность оценки и аттестации персонала, во многих муниципальных учреждениях в РФ вообще отсутствуют какие-либо методы оценки сотрудников или используются системы оценки персонала, слабо сочетающиеся со стратегическими целями и корпоративной культурой.

Сегодня цели аттестационных мероприятий формулируются более  четко и линейные менеджеры становятся более требовательными, их ожидания повышаются, они используют получаемую информацию при принятии управленческих решений, планировании карьеры сотрудников. На этот раз многие руководители подразделений в муниципальных учреждениях подходят к этому более серьезно: и топ-менеджмент, и представители кадровых служб.

Управление персоналом в  такой ситуации приобретает особую  значимость: оно  позволяет  обобщить  и  реализовать  целый  спектр  вопросов  адаптации индивида к  внешним условиям, учета личностного  фактора в построении  системы  управления персоналом   организации.   Поэтому   необходима   разработка принципиальных подходов к приоритету ценностей.

Целью работы является понять, что же такое аттестация персонала  в организациях и насколько эффективно ее использование в оценке работников.

1.Понятие аттестации

Основой продвижения сотрудника по служебной лестнице часто является аттестация - специальная комплексная  оценка их сильных и слабых сторон (знаний, навыков, умений, черт характера, влияющих на достижение цели), степени  их соответствия требованиям должности (при этом нельзя смешивать качества и сведения о них, содержащиеся в  документах, например, дипломе), деятельности (сложности и производительности труда) и ее результативности (вклада и вклада в общие результаты подразделения и организации в целом). Оценка проводится с целью определения соответствия работника должности.

Оценка в рамках аттестации может быть относящейся к работнику  в целом или локальной, касающейся только одной его функции; пролонгированной - за длительный период времени и  экспрессивной, нацеленной на текущую  деятельность. На пролонгированную оценку влияют прежние события, на экспрессивную - в основном эмоции.

Объектом аттестации могут  быть также отдельные подразделения (прежде всего управленческие) и  их элементы, в частности структура  штатов, организация, сложность и  условия труда, их влияние на подчиненных  и результаты деятельности. Сюда же можно отнести аттестацию рабочего места - комплексную оценку его соответствия прогрессивным техническим, технологическим  и организационным решениям, требованиям  охраны труда, нормативам и стандартам. Основные задачи такой аттестации: рационализация, улучшение условий  труда, ликвидация неэффективных или  излишних рабочих мест.

Выделяют следующие виды аттестации: итоговую, промежуточную  и специальную (по особым обстоятельствам).

При итоговой аттестации делается полная и разносторонняя оценка производственной деятельности работника за весь период.

Это - оценка прошлого, без  которой нельзя понять настоящее  и судить о готовности людей к  будущему. Но самые блестящие прошлые  успехи - не гарантия хорошей работы, так как все меняется и поэтому  необходимо оценивать личные качества. Это позволяет предвидеть поведение  человека в сложных ситуациях  и дополнить оценку итогов, на которые  могут влиять в том числе и независимые внешние факторы. Обычно итоговая аттестация проводится раз в три - пять лет.

Промежуточная аттестация проводится через сравнительно короткие периоды, и каждая последующая должна базироваться на результатах предыдущей.

Регулярные аттестации как  основа продвижения и вознаграждения целесообразны там, где труд носит  индивидуальный характер. Но при этом нужно иметь в виду, что угроза снижения квалификационной категории  в результате аттестации может иметь  и обратный эффект.

Специальная аттестация в  связи с особыми обстоятельствами, например направлением на учебу, утверждением в новой должности, проводится перед  принятием соответствующего решения.

Наряду с традиционной аттестацией в практике управления персоналом может иметь место  самооценка (самоаттестация) путем письменных ответов аттестуемых на вопросы специальных анкет. Испытуемые сами дают оценку выполнению своих служебных и профессиональных обязанностей, достигнутым результатам, производственной дисциплине и проч., что позволяет узнать, какие требования предъявляют к себе работники. Однако самооценка весьма субъективна (может иметь место излишняя скромность или, наоборот, желание покрасоваться).

В соответствии с принятой в РФ практикой аттестация должна проводиться периодически не реже одного раза в пять лет; в отношении руководящих работников и специалистов производственных отраслей народного хозяйства - не реже одного раза в три года; в отношении мастеров, начальников участков и цехов - не реже одного раза в два года. Периодическая оценка сотрудников побуждает руководителей к более интенсивному критическому рассмотрению их потенциальных возможностей.

Цели аттестации могут  быть явными и неявными (латентными). Явная цель, как уже говорилось, состоит в установлении в официальном  порядке пригодности данного  лица к выполнению тот или иной работы. Целями аттестации могут быть также контроль за выполнением поставленной задачи, вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности работы, решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и т.п.

Латентные цели могут состоять в следующем: выполнении требования вышестоящей организации или  руководства; придании большего веса принятым прежде кадровым решениям; знакомстве руководителя с сотрудниками; придании ему большего веса в их глазах; разрушении круговой поруки, существующей в коллективе; активизации работы; возложении формальной ответственности за расстановку  кадров на аттестационную комиссию[5, с. 12].

Аттестация персонала  позволяет сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения  или наказания работника, целесообразности, сроках и направлениях его служебного продвижения либо о нецелесообразности последнего. Отсутствие надежных систем оценки в данном случае может привести к тому, что организация потеряет способного работника.

На основании результатов  аттестации руководитель организации  вправе понизить или повысить работника  в классном звании или квалификационной категории; повысить или понизить его должностной оклад; установить, изменить или отменить надбавку к нему; повысить или освободить работника от должности. Причем все негативные меры применяются только с учетом мнения аттестационной комиссии.

По итогам аттестации можно  составить схему должностей и  указать на ней условными знаками, что, в отношении кого нужно делать.

Далее проводится экспертная оценка анкет, заполненных самим  аттестуемым, его руководителем  и подчиненными, если таковые имеются. Анкеты включают сведения о способности работника планировать, организовывать, контролировать, принимать решения; прошлом опыте работы, планах на будущее, профессиональных качествах; присутствии и степени развитости 24 основных черт характера, среди которых упорство, оптимизм, скрытность, грубость, болтливость, исполнительность и т.п.

После этого аттестуемый  выполняет письменное задание: разрабатывает  проект какого-либо документа или  делового письма. И наконец, он держит устный экзамен в форме собеседования, интервью или дискуссии на производственные темы.

Описанные подходы к аттестации сводятся к контролю за деятельностью работника и ее оценке (а по существу, «судебному приговору») с целью поощрения, наказания, продвижения по службе.

При проведении всех форм оценки считается недопустимым наказывать работников за любые ошибки и уничижать  критикой; оценивать людей вместо их действий и обстоятельств; искать виновных вместо причин (прежде, чем  критиковать, руководитель должен оценить  и свою вину); зацикливаться на негативных явлениях, а не на поощрении достижений; копить претензии для публичного разноса (обвинения должны быть дозированы); приуменьшать вклад сотрудника в позитивный результат; отмахиваться от объяснений, поскольку чаще всего они правдивы.

Успех аттестации предопределяется прежде всего использованием надежных достоверных методов, объективным, доброжелательным отношением к аттестуемым, хорошим их знанием, ясности целей, четкостью, адекватностью отражения вклада каждого, сопоставимостью критериев и показателей оценки, которые сегодня часто определяются руководителем совместно с работниками на основе перечня служебных обязанностей и личных целей.

Нужно помнить, что аттестационная оценка несет в себе элемент мотивации  и является предпосылкой изменения  поведения работника. Общая позитивная оценка улучшает результаты работы в 70 - 90% случаев, но способствует формированию завышенной самооценки; общая отрицательная  оценка, наоборот, формирует неуверенность  в себе. Более обоснована, поэтому оценка конкретных поступков.

Заинтересованность сотрудника повышается, если он видит поддержку  и помощь в работе, деле принятия на себя более сложных функций, перспективы  роста оплаты и служебного продвижения. Замалчивание оценки или ее унификация действуют хуже наказания, ибо приводят к безразличию, а информирование сотрудника и его окружения о  результатах «окрыляет» и повышает эффективность труда.

Роль кадровых служб в  деле аттестации состоит в разработке на основе действующего законодательства ее детальных положений и принципов, контроле их применения, аккумуляции  и хранении полученной в результате аттестации информации о персонале[5, с. 14].

 

 

 

 

2. Основные объекты и показатели аттестационной оценки

Основными объектами оценки при аттестации персонала мот  быть:

    • результаты труда за определенный период времени;
    • те или иные стороны деятельности или отношение к своим обязанностям;
    • черты личности, связанные с выполнением рабочих или служебных функций;
    • потенциальные способности к соответствующей работе[3, с. 47].

Нужно иметь в виду, что  вследствие различия функций эти  моменты имеют неодинаковое значение и формы проявления для различных  категорий персонала. В соответствии с этим объективно должны различаться  основные факторы и показатели самой  оценки.

Под факторами оценки здесь  понимается набор характеристик  оцениваемого, позволяющий получить адекватное представление о нем, а под показателями - степень выраженности этих характеристик. Кроме того, необходимо выделить такое ключевое понятие, как критерий оценки. Это своего рода порог, за которым состояние фактора оценки будет удовлетворять или не удовлетворять неким требованиям.

Информация о работе Аттестация персонала предприятия