Безработный

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:40, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть понятие безработного;

-изучить права и обязанности безработного;

-произвести анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3

1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО…………………………….. 4

1.1. Понятие безработного……………………………………………….. 4

1.2. Права и обязанности безработного…………………………………. 12

2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ 15

2.1 Виды социальных гарантий…………………………………………..15

2.2 Пособие по безработице………………………………………………16

2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице……........23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР………………………... 28

Работа содержит 1 файл

безработный.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

 Безработными  не могут быть признаны и  зарегистрированы в качестве  безработных граждане:

- не достигшие  16-летнего возраста;

- которым в  соответствии с пенсионным законодательством  Российской Федерации назначена  пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

- отказавшиеся  в течение 10 дней со дня их  регистрации в органах службы  занятости в целях поиска подходящей  работы от двух вариантов подходящей  работы, включая работы временного  характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;

- не явившиеся  без уважительных причин в  течение 10 дней со дня их  регистрации в целях поиска  подходящей работы в органы  службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

- осужденные  по решению суда к исправительным  работам без лишения свободы,  а также к наказанию в виде  лишения свободы;

- представившие  документы, содержащие заведомо  ложные сведения об отсутствии  работы и заработка, а также  представившие другие недостоверные  данные для признания их безработными.

 Если гражданину  отказано в регистрации в качестве  безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

 Основаниями  для снятия безработных с регистрационного  учета, следствием которого является  прекращение у гражданина статуса  безработного, закон выделяет следующие случаи:

- признание  гражданина занятым в соответствии  с действующим законодательством  Российской Федерации. 

 По Закону  о занятости занятыми считаются  граждане, работающие по трудовому  договору (контракту); занимающиеся  предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

- неявка без  уважительных причин в течение  10 дней со дня регистрации гражданина  в целях поиска подходящей  работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного;

- длительная (более  месяца) неявка гражданина в органы  по вопросам занятости без уважительных причин;

- переезд в  другую местность; 

- если при  обращении в органы по вопросам  занятости со стороны гражданина  допущены злоупотребления (сокрытие  заработка (дохода), предоставление  документов, содержащих заведомо  ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

- осуждение  гражданина к исправительным  работам или наказанию в виде  лишения свободы; 

- назначение  в соответствии с пенсионным  законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. 1

 Снятие безработных  граждан с регистрационного учет  осуществляется исключительно на  основании решения органа по  вопросам занятости. 

 

 

1.2. Права и  обязанности безработного 

 С момента  получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

 Закон о  занятости закрепляет широкий  спектр прав граждан, признанных  в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:

- правомочия, направленные  на реализацию права на труд;

- правомочия, обеспечивающие  социальную поддержку и материальную  помощь безработному в период  поиска работы.

 Право граждан  на труд может быть реализовано  как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.1

 Право на  трудоустройство может быть реализовано  различным образом и включает  в себя следующие правомочия  безработного:

 право на  получение подходящей работы;

 право на  выбор места работы, в том числе  возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской;

 право на  бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации по направлению органов службы занятости;

 право на  участие в общественных оплачиваемых  работах; 

 Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку  и материальную помощь безработному  в период поиска работы, также  закреплены в Законе о занятости  и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

 пособие по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного.

 стипендия  на период обучения по направлению  службы занятости; 

 материальная помощь безработным и членам из семей;

 назначение  досрочной пенсии безработным; 

 организация  отдыха и лечения детей безработных  граждан; 

 возмещение  затрат в связи с добровольным  переездом в другую местность  для трудоустройства по предложению  органов службы занятости;

 оплата стоимости  проезда (до места обучения  и обратно) и расходов, связанных  с проживанием граждан, направленных  службой занятости на профессиональную  подготовку, повышение квалификации  или переподготовку в другую  местность. 

 К этой группе как и к предыдущей можно отнести общественные работы, потому как они являются не только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержку безработного.1

 Но у безработных,  помимо правомочий, существует ряд  обязанностей. Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице.

 Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, безработный должен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

 Невыполнение  безработным возложенных на него  обязанностей влечет за собой  меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

 В соответствии  со ст. 11 Закона о занятости  граждане вправе обжаловать решения,  действия или бездействие органов  службы занятости и их должностных  лиц в вышестоящий орган службы  занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  

2 СОЦИАЛЬНЫЕ  ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ 

 

2.1 Виды социальных  гарантий 

 Социальными  гарантиями называются те материальные  условия, которые государство,  общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

 Уровень этих  социальных гарантий зависит  от возможностей страны на  данном этапе развития.

 Согласно  Международному пакту ООН об  экономических, социальных и культурных  правах, каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.1

 Закон РФ  «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

-гарантии и  компенсации работникам, высвобождаемым  из организации, предоставляемые  согласно ст. 180, 181 ТК;

-выплату пособий  зарегистрированным безработным в установленном порядке;

-выплату стипендий  в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения  квалификации по направлению  органов службы занятости; 

-возможность  участия в оплачиваемых общественных  работах, организуемых местными  органами самоуправления;

-компенсацию  затрат по переезду в другую  местность на новую работу  по предложению органа службы  занятости; 

-выплату в  период безработицы пособия по  временной нетрудоспособности в  размере причитающегося пособия  по безработице; 

-оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

 Закон о  занятости не относит материальную  помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.

2.2 Пособие по  безработице 

 Пособие по  безработице - гарантированная государством  материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета.1

 Пособие по  безработице имеют право получать  граждане, зарегистрированные органом  службы занятости как безработные,  уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

 Размер пособия  по безработице и порядок его  выплаты установлены ст. 30—35 Закона о занятости. Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы — 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы — 60%; в дальнейшем — 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При непредоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума.1

Информация о работе Безработный