Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основными целями и задачами, которые я ставлю перед собой, исходя из выбранной мною темы курсовой работы «Правовой статус безработного», являются исследования структурных элементов данной темы, а именно:
-рассмотрение понятия безработного;
-изучение прав и обязанностей безработного;
-анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО………………………….... 5
1.1. Понятие безработного………………………………………………..5
1.2. Права и обязанности безработного…………………………...……13
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ………………………………………………………….17
2.1 Виды социальных гарантий……………………………………….....17
2.2 Пособие по безработице………………………………………...……18
2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице……...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...... 2

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования Российской Федерации 

    негосударственное образовательноЕ  учреждение

    высшего профессионального  образования

    волгоградский юридический институт 
     
     
     
     
     
     
     

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по предмету: Трудовое право

    на тему: Правовой статус безработного 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    г.  Волгоград

    2011 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3

    1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО………………………….... 5

    1.1. Понятие безработного………………………………………………..5
    1.2. Права и обязанности безработного…………………………...……13

    2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ………………………………………………………….17

    2.1 Виды социальных гарантий……………………………………….....17

    2.2 Пособие по безработице………………………………………...……18

    2.3 Прекращение и  приостановление пособия по безработице……...24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…... 27

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...... 28
         ВВЕДЕНИЕ

         Я не случайно выбрала темой своей курсовой работы – «Правовой статус безработного». При выборе этой темы, прежде всего я опиралась на своё отношение к данной категории граждан, которых государство, так или иначе, называет «безработными». Согласно п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации: «каждый имеет право на труд, а также на защиту от безработицы». Но, для того, чтобы полностью понять, определить и установить правовой статус безработного, необходимо ознакомиться и изучить тождественное понятие как «безработица», которая тем или иным образом влияет на поведение человека в условиях рыночной экономики. А с переходом на механизированные орудия труда, где человеческий фактор просто необходим как основное орудие труда, и использование и применение человеческого труда становится с каждым годом всё ниже – рыночная экономика вообще выбрасывает человека из производственного процесса, и, человек как участник производственного процесса становится не востребованным. Таким образом, именно это и создаёт тем самым массовое недовольство, а также рост числа безработных граждан. Именно это и вызывает актуальность выбранной мною темы – «Правовой статус безработного», человека, который каким – либо образом остался без работы, остался без средств на существование. Поскольку по мере роста масштабов безработицы в обществе нагнетается напряженность посредством, проявления массового недовольствия, проходящими акциями протеста, реализациями иных форм противостояния. При безработице, растет преступность. Вместе с тем происходит люмпенизация наиболее отсталой и обездоленной части населения, всегда готовой на любые, самые, казалось бы, невероятные поступки, пагубно влияющие на общество.

         Но, как и у любого другого гражданина РФ за безработным так или иначе сохраняется законное, предоставленное законом право на защиту и поддержку со стороны государства. Данное право, право на материальное обеспечение, заключается в получении пособия по безработице. А также, опираясь на Государственную службу занятости, безработный человек имеет право: на переподготовку (переобучение) другого вида трудовой деятельности; повышение его квалификации, что в будущем поможет безработному устроиться на работу и избежать такого низкого для себя, позорящего и унижающего его честь и достоинство термина, как «безработный».

         Основными целями и  задачами, которые я ставлю перед  собой, исходя из выбранной мною темы курсовой работы «Правовой статус безработного», являются исследования структурных элементов данной темы, а именно:

         -рассмотрение понятия безработного;

         -изучение прав и обязанностей безработного;

         -анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1 ПРАВОВОЙ СТАТУС  БЕЗРАБОТНОГО

         1.1. Понятие безработного

         В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям. 1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с. 72.

         В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19.04.1991г. N 1032-1 (ред. от 27.07.2010), безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

         Исходя из этого  определения можно выделить следующие  необходимые условия для признания  граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

         Трудоспособность  граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

         Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются  граждане, не работающие и не имеющие  каких-либо форм доходов. Доходы могут  быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.

         Готовность приступить к работе - такое условие, которое  носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

         Одним из основных условий  получения статуса безработного является регистрация гражданина в  службе занятости населения.

         Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;

         Первичная регистрация  осуществляется в целях учета  общей численности безработных  граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для  получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.

         Регистрация безработных  граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту  жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.

          Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:

         - паспорт или иной  документ, заменяющий паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;

         - трудовую книжку  или иные документы, подтверждающие  трудовой стаж, Документом, заменяющим  трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

         - документы, удостоверяющие  профессиональную квалификацию;

         - справку о среднем  заработке (доходе, денежном довольствии)  за последние три месяца по  последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем).

         Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

         Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют  трудовую рекомендацию, заключение о  рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу  реабилитации инвалида, выданные в  установленном порядке.

         Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

         Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается  такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

         Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде.1 Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006 с. 85 Это правило применяется в отношении граждан:

         - впервые ищущих  работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

         - отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

         - состоящих на  учете в органах службы занятости  более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;

         - обратившихся в  органы службы занятости после  окончания сезонных работ.

         На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в  целях поиска подходящей работы, оформляется  личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.

Информация о работе Правовой статус безработного