Правовой статус безработного

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Основными целями и задачами, которые я ставлю перед собой, исходя из выбранной мною темы курсовой работы «Правовой статус безработного», являются исследования структурных элементов данной темы, а именно:
-рассмотрение понятия безработного;
-изучение прав и обязанностей безработного;
-анализ социальных гарантий и компенсаций безработным в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….... 3
1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО………………………….... 5
1.1. Понятие безработного………………………………………………..5
1.2. Права и обязанности безработного…………………………...……13
2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ………………………………………………………….17
2.1 Виды социальных гарантий……………………………………….....17
2.2 Пособие по безработице………………………………………...……18
2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице……...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...... 2

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

         Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации  их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:

         - паспорт или иной  документ, удостоверяющий личность;

         - трудовую книжку  или иные документы, подтверждающие  трудовой стаж;

         - документы, удостоверяющие  профессиональную квалификацию.

         При необходимости  граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем  заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в  установленном порядке. Впервые  ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

         Таким образом, гражданин, имеющий все основания для  регистрации в качестве безработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течение 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы данные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов.

         Решение о признании  инвалида безработным принимается  органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с. 93.

         Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

         - не достигшие  16-летнего возраста;

         - которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

         - отказавшиеся в  течение 10 дней со дня их  регистрации в органах службы  занятости в целях поиска подходящей  работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;

         - не явившиеся  без уважительных причин в  течение 10 дней со дня их  регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

         - осужденные по  решению суда к исправительным  работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

         - представившие документы,  содержащие заведомо ложные сведения  об отсутствии работы и заработка,  а также представившие другие  недостоверные данные для признания  их безработными.

         Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

         Основаниями для  снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:

         - признание гражданина  занятым в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации. По Закону о занятости занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

         - неявка без уважительных  причин в течение 10 дней со  дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного;

         - длительная (более  месяца) неявка гражданина в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

         - переезд в другую  местность;

         - если при обращении  в органы по вопросам занятости  со стороны гражданина допущены  злоупотребления (сокрытие заработка  (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

         - осуждение гражданина  к исправительным работам или  наказанию в виде лишения свободы;

         - назначение в  соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. 1 Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006 С. 45-48.

         Снятие безработных  граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости.

         1.2. Права и обязанности  безработного

         С момента получения  гражданином статуса безработного, между ним и государством в  лице органов службы занятости возникают  взаимные права и обязанности.

         Закон о занятости  закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке  безработными, которые условно можно  подразделить на две группы:

         - правомочия, направленные  на реализацию права на труд;

         - правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

         Право граждан на труд может быть реализовано как  путем прямого обращения к  работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В  первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.

         Право на трудоустройство  может быть реализовано различным  образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

         - право на получение подходящей работы;

         - право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской;

         - право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

         - право на участие в общественных оплачиваемых работах;

         Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

         - пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

         - стипендия на период обучения по направлению службы занятости;

         - материальная помощь безработным и членам из семей;

         - назначение досрочной пенсии безработным;

         - организация отдыха и лечения детей безработных граждан;

         - возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

         - оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

         К этой группе, как и к предыдущей можно отнести общественные работы, потому как они являются не только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержку безработного.

         Но у безработных, помимо правомочий, существует ряд  обязанностей. Обращаясь за содействием  в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице.

         Безработные граждане обязаны активно содействовать  своему трудоустройству, безработный  должен регулярно, не реже двух раз  в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

         Невыполнение безработным  возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

         В соответствии со ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие  органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий  орган службы занятости, а также  в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ  И КОМПЕНСАЦИИ  БЕЗРАБОТНЫМ

         2.1 Виды социальных  гарантий

         Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

         Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития. Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

Информация о работе Правовой статус безработного