Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать процессы финансового планирования на предприятии ООО «МДС». На основании полученных данных оценить эффективность работы планового отдела на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Цели, задачи и методы финансового планирования 7
1.2. Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления 13
2. ВНУТРЕННЕЕ финансовое ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1.Финансовый план как часть бизнес – плана предприятия 21
2.2. Оперативное финансовое планирование 26
3. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОРДОВДОРСТРОЙ» 29
3.1 Краткая характеристика общества с ограниченной ответственностью ООО«МДС» 29
3.2 Финансовый план предприятия ООО «МДС» 31
3.2 Анализ финансового планирования на предприятии ООО «МДС» 34
4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

коршунова планирование.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

     Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.

     Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

     Построение  системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к  числу которых относятся:

     - прогрессивность – отражение  в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;

     - обоснованность – разработка  норм на основе технических  расчетов и анализа производства;

     - комплексность – комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;

     - гибкость, динамичность – систематическое  обновление нормативной базы  по мере изменения организационно-технических  условий производства;

     - сопоставимость – обеспечение  сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования;

     - автоматичность – компьютеризация  - формирование, обновление и использование  нормативной базы.

     Расчетно-аналитический  метод. Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис 1.). 

     

     Рис. 1. Метод экспертной оценки 

     Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т. п.

     Балансовый  метод. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др.

     Например, балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид: 

     Он + П = Р + Ок,  

     где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;

     П – поступление средств в финансовый фонд. руб.;

     Р – расходование средств финансового  фонда, руб.;

     Ок  – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.

     Метод оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств; максимум дохода на рубль вложенного капитала; максимум прибыли на рубль вложенного капитала; максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

     Экономико-математическое моделирование. Сущность экономико-математического  моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида: 

     У = f(х),  

     где У – показатель; х – факторы.

     Алгоритм  разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (рисунок 2). 

     

     Рис 2. Процесс разработки планового  показателя с применением экономико-математической модели 

     В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).

     Бюджетный метод (бюджетирование). Для организации  системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия.

     Система бюджетов позволит установить жесткий  текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

     Таким образом, финансовое планирование оказывает  воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством  выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления
 

     Планирование  финансовых показателей позволяет  находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение  планового размера прибыли и  других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

     К основным финансовым показателям деятельности предприятия в большинстве случаев относятся как минимум следующие: выручка от реализации, прибыль и сальдо потоков денежных средств предприятия.

     Выручка от реализации — это доход, полученный предприятием от реализации товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных  услуг) за определенный период времени. Этот доход может выражаться как в денежной, так и в неденежной форме. Примеры неденежной выручки — бартер, зачет взаимных требований, и др.

     Прибыль представляет собой разницу между  выручкой от реализации товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) и всеми расходами, которые понесло предприятие в отчетном периоде, включая себестоимость реализованных товаров (работ, услуг). Эта прибыль подлежит налогообложению. Оставшаяся после уплаты причитающихся налогов прибыль называется прибылью, остающейся в распоряжении предприятия.

     Сальдо  потоков денежных средств — это  разница между всеми поступившими на предприятие денежными средствами (наличными, безналичными, в валюте, и др.), и всеми выплаченными предприятием денежными средствами за отчетный период.

     Совокупность  значений этих показателей, а также  тенденция их изменений позволяет  с высокой степенью достоверности  судить об эффективности деятельности предприятия, а также об имеющихся  у него проблемах. Очевидно, что рассматривать и анализировать эти показатели нужно за один общий для всех отчетный период. Иначе говоря, не имеет смысла анализировать финансовые показатели деятельности предприятия, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) берется за январь, прибыль — за апрель, а сальдо потоков денежных средств — за июнь.

     Показатели, характеризующие финансовое состояние  можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового  состояния предприятия. К ним  относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.

     Система финансов - это кругооборот денежных средств предприятия в процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используемые предприятием, представляют финансовые ресурсы предприятия.

     В свою очередь, финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия связана  с вопросами прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуском акций и облигаций, операций с недвижимостью, получением и погашением займов, прочей деятельностью, связанной с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.

     Финансовое  состояние предприятия характеризуется размещением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.

     Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность производства.

     Затруднительное, плохое финансовое состояние - это постоянное или периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и служащими. Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев обусловлено неправильной организацией работы, нарушениями расчетно-платежной дисциплины, непродуманным выбором. Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов: стратегическое планирование и система долгосрочного планирования.

     В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Финансовый план состоит из пяти основных расчетов (смет):

     * смета объема реализации продукции;

     * баланс денежных поступлений  и расходов;

     * план прибылей и убытков (смета  доходов и затрат);

     * плановый бухгалтерский баланс;

     *О  расчет безубыточности продажи товаров.

     Помимо  финансового плана в финансовую часть бизнес-плана входят расчеты  по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения  кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.

     Ниже  перечислим важнейшие расчеты, производимые при разработке бизнес-плана.

     Расчет 1. Расчет объема реализации продукции

     На  основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров формируется  смета объема продаж.

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии