Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать процессы финансового планирования на предприятии ООО «МДС». На основании полученных данных оценить эффективность работы планового отдела на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Цели, задачи и методы финансового планирования 7
1.2. Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления 13
2. ВНУТРЕННЕЕ финансовое ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1.Финансовый план как часть бизнес – плана предприятия 21
2.2. Оперативное финансовое планирование 26
3. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОРДОВДОРСТРОЙ» 29
3.1 Краткая характеристика общества с ограниченной ответственностью ООО«МДС» 29
3.2 Финансовый план предприятия ООО «МДС» 31
3.2 Анализ финансового планирования на предприятии ООО «МДС» 34
4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

коршунова планирование.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

     Обычно  прогноз на первый год дается помесячно, на второй — поквартально, на третий — на год в целом.

     В разработке бизнес-плана главную  задачу представляет маркетинг —  анализ сбыта и управление объемом  продаж, лежащий в основе управления производством и реализацией  продукции. Используются следующие  методы исследования рынка продаж. Эвристические методы прогнозирования, основанные на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов: 

       

     Расчет 2. Баланс денежных поступлений и  расходов

     Баланс  денежных поступлений и расходов позволит оценить, сколько денег  необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.

     Баланс  доходов и расходов средств состоит  из четырех разделов: 1) доходы и поступления  средств; 2) расходы и отчисления; 3) кредитные взаимоотношения; 4) взаимоотношения с бюджетом. По всем этим разделам осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение будущей ликвидности.

     После составления такого баланса выбирают стратегию получения необходимых  денежных средств. Наиболее распространено финансирование через кредиты, однако банки охотнее выдают деньги под расширение уже действующего производства, так как материальным обеспечением кредита могут выступать все активы предприятия. В целях финансирования можно привлекать акционерный и партнерский капитал, что тоже достаточно выгодно при правильной организации управления таким капиталом. Управление финансами фирмы осуществляет финансовый менеджер по двум направлениям.

     Управление  активами. Руководитель определяет соотношение, тип и состав, активов на балансе  предприятия, поддерживает конечные оптимальные уровни текущих и фиксированных активов. Текущие активы — это наличность, ценные бумаги, которые по первому требованию могут быть реализованы на рынке, сюда входят и материально-производственные запасы. Фиксированные активы — это земля, сооружения, оборудование, транспортные средства, долгосрочно арендованные средства.

     Управление  пассивами. Выявляется оптимальное  соотношение краткосрочных и  долгосрочных финансовых ресурсов, определяются наиболее выгодные финансовые ресурсы. Выгодность финансовых ресурсов зависит от ряда факторов: экономической конъюнктуры, финансовой политики государства и т.д. Оборотные фонды фирмы есть разница между текущими активами и текущими пассивами (счета и расписки, подлежащие оплате, и проценты по кредитам). Долгосрочные фонды — лизинг и долгосрочные кредиты.

     Касаясь фондов предприятия, можно дать некоторые  рекомендации по управлению наличностью, оборотными средствами, товарными запасами:

     1) если фонды, вложенные в активы  фирмы, могут быть более эффективно использованы в другом деле, это не означает что фонды используются неправильно;

     2) если есть возможность выбора, то финансирование за счет  долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный  риск;

     3) доходы на фиксированный капитал всегда выше доходов на текущий капитал.

     Таким образом, задачи финансового планирования сводятся к более точному определению  предстоящих расходов и доходов, правильному расчету необходимой  суммы средств и будущих финансовых результатов.

     Из  всего вышесказанного видно, что планирование финансов предприятия — важная часть работы по обеспечению устойчивого финансового положения фирмы, позволяющая принять к осуществлению мероприятия по ликвидации “узких мест”, выбрать наиболее выгодные источники финансирования и зоны вложения финансовых ресурсов.

     Финансовое  планирование является и отправной  точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в  себя всю производственно-хозяйственную  деятельность предприятия.

     Расчет 3. Расчет доходов и затрат (план прибылей и затрат)

     Пример  таблицы расчета доходов и  затрат (план прибылей и затрат) может  быть составлена по форме, приведенной  в табл. 1.

     Таблица доходов и затрат покажет, как  будет формироваться и изменяться прибыль.

Таблица 1.

     Формирование  и изменение прибыли

Показатели  Вариант 1  Вариант 2
Оборот    
Себестоимость [производственная)    
Брутто (валовая) прибыль    
Общие издержки (общехозяйственные)    
Прибыль    
Остаток готовой продукции    
 

     Расчет 4. Плановый баланс активов и пассивов

     На  основе результатов расчета объемов выпуска продукции производится расчет активов (при действующем техническом уровне). Затем проводится расчет пассивов. При этом добиваются сбалансированности расчетов, что обычно достигается использованием кредитов. В нашей стране объем обязательств рекомендуется не более 50% (в США — до 60%). При этом может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.

     Расчет 5. Условия безубыточности

     Анализ  безубыточности производства и реализации продукции проводится по методу CVP (затраты — объем — прибыль).

     По  каждому товару определяется порог  рентабельности (находится критическая  точка), т.е. точка безубыточности производства или реализации продукции.

     Порог рентабельности можно определить графическим  или аналитическим методами.

     Графический метод определения порога рентабельности (Приложение 1).

     В прямоугольной системе координат  строится график зависимости себестоимости (затрат) и дохода от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали  откладываются данные о себестоимости и доходе, по горизонтали - количество единиц продукции. В точке критического объема производства (А) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.

     Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая  образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной  маржинального дохода.

     Проекция  точки К на ось Q дает критический  объем производства (реализации) в  физических единицах измерения (штук, метров, кг).

     Проекция  точки К на ось N дает критический  объем производства (продаж) в стоимостном  измерении (ден. ед.).

     Пользуясь графиком, проведем некоторые полезные расчеты для анализа зависимости  “затраты — объем — прибыль”.

     Аналитический метод определения порога рентабельности.

     Пользуясь графиком, проведем некоторые расчеты  для анализа зависимости “затраты — объем — прибыль”. В точке  критического объема производства имеем

       

       Из этого соотношения определяется предельная величина физического объема продукции по формуле 

       

     где (Q кр* - объем производства продукции  в критической точке (количество единиц);

     р - цена единицы продукции;

     v - удельные переменные затраты  на единицу продукции; С —  постоянные расходы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.  ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
    1. Финансовый план как часть бизнес-плана
 

     Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический  субъект рыночной экономики. Он сам  определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др.

     Важный  момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии  финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т. е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

     Финансовый  план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.

     При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана.

     Финансовый  план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.

     Финансовый  план — это раздел бизнес-плана, в котором прогнозируются доходы и расходы по проекту. Вместе с анализом рынка и маркетинговым планом, финансовый план является неотъемлемой частью бизнес-плана.

     Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской  деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:

     организационно-экономическая  характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес-плана;

     вид продукции и услуг;

     оценка  рынка сбыта продукции и услуг;

     конкуренция;

     маркетинг и продажа;

     план  производственно-торговой деятельности;

     менеджмент;

     оценка  риска и страхование;

     финансовая  стратегия и финансовый план;

     приложения 

     Примерную схему бизнес-плана можно посмотреть в приложении 2.

     В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии