Оценка бизнеса. Три подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны: от государственных структур до частных лиц; в оценке бизнеса могут быть заинтересованы контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т. д. Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремятся реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки. Как правило, цель оценки состоит в определении какой  либо оценочной стоимости, которая необходима заказчику для принятия решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7
ДОХОДНЫЙ ПОДХОД 13
Метод дисконтированного денежного потока 13
Метод капитализации прибыли 14
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД 16
Метод рынка капитала 16
Метод сделок 17
Метод отраслевой специфики 18
Затратный ПОДХОД 19
МЕТОД СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ …………………………………….…….19
оценочное заключение ПО ВЕЛИЧИНЕ ИТОГОВОЙ
СТОИМОСТИ 21
Методика выполнения курсового проекта 22
Содержание проекта 22
Требования к отчету ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ 22
1. Общие сведения 24
2. Определение рыночной стоимости ПАКЕТА АКЦИЙ
ЧЕРЕЗ СТОИМОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3. Определение стоимости пакета акций 46
4. Итоговое заключение 47
5. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ……………………….. 47

Работа содержит 1 файл

Курсовой даша до таблиц.doc

— 270.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ              4

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ              7

ДОХОДНЫЙ ПОДХОД              13

Метод дисконтированного денежного потока              13

Метод капитализации прибыли              14

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД              16

Метод рынка капитала              16

Метод сделок              17

Метод отраслевой специфики              18

Затратный ПОДХОД              19

      МЕТОД СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ …………………………………….…….19

оценочное заключение ПО ВЕЛИЧИНЕ ИТОГОВОЙ

СТОИМОСТИ               21

Методика выполнения курсового проекта              22

Содержание проекта              22

Требования к отчету ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ              22

1. Общие сведения              24

2. Определение рыночной стоимости ПАКЕТА АКЦИЙ

    ЧЕРЕЗ СТОИМОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ              27

3. Определение стоимости пакета акций              46

4. Итоговое заключение              47

5. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

   ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ……………………….. 47

 

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….48

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Ясное понимание феномена стоимости и навыки в применении методики ее определения для принятия верных решений в бизнесе являются предпосылками успеха в современной конкурентной среде.

Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью – задачей оценки. Четкая грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выявить и учесть все важные факторы, влияющие на стоимость, и выбрать методы оценки.

В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны: от государственных структур до частных лиц; в оценке бизнеса могут быть заинтересованы контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т. д. Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремятся реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки. Как правило, цель оценки состоит в определении какой  либо оценочной стоимости, которая необходима заказчику для принятия решения.

Для того чтобы определить стоимость предприятия, необходимо иметь  представление о совокупности факторов, влияющих на стоимость, а также о влиянии каждого конкретного фактора. Необходимо обращать внимание на то, что одни и те же факторы в зависимости от конкретной задачи оценки могут играть доминирующую либо второстепенную роль. Выявить в каждом конкретном случае главные факторы – основная обязанность оценщика. Для этого оценщик должен поставить себя на место владельца или потенциального владельца имущественных прав на объект оценки.

Прибыль, которую может получить собственник от реализации имущественных прав, зависит от характера его операционной деятельности, определяемой соотношением доходов и расходов, и возможности получить прибыль от самой продажи данного предприятия.

Важнейшей совокупностью факторов, влияющих на стоимость предприятия, являются факторы спроса на его продукцию (товары, услуги). Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые, в первую очередь, зависят от полезности товара. С этим связаны будущие прибыли предприятия, время их получения, степени риска, с которым сопряжено их получение.

На доход предприятия влияют объем продаж и цены реализации, которые также зависят от платежеспособности спроса и его эластичности. Эластичность спроса определяется отраслевой принадлежностью продукции и наличием товаров  заменителей и дополняющих товаров. На цены оказывают влияние также уровень конкуренции на рынке, степень монополизации рынка и доля оцениваемого предприятия на нем. На величину платежеспособного спроса влияют уровень доходов потребителей, состояние экономики, прогноз на будущее. Спрос на продукцию зависит от стадии его жизненного цикла. На объем выручки влияет качество продукции, определяемое состоянием активов предприятия и технологией производства. В совокупности это позволяет определить ценность предприятия в его существующем реальном состоянии.

Объем сбыта предприятия ограничивается его производственными мощностями. В случае их недостатка нужны дополнительные инвестиции в расширение производственных мощностей для того, чтобы предприятие вышло на возможный, с точки зрения потребностей рынка, сбыт. В этом случае возможен расчет и оценка потенциальной, будущей стоимости предприятия, полученной в результате модернизации, реализации инвестиционного плана, реорганизации и т.п.

Другим важным фактором, определяющим рыночную цену, является стоимость активов или ликвидность собственности. Рынок предполагает премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери стоимости.

Стоимость акций ликвидных предприятий (а значит, и стоимость самих предприятий), как правило, выше, чем неликвидных. С этим положением связано правило: акции открытых акционерных обществ стоят выше акций закрытых. Разница порой весьма значительна (35-50%), что обусловлено многими причинами, в том числе и затратами на публичное размещение акций.

Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является степень контроля, которую получает новый собственник. Предприятие может быть куплено в индивидуальную частную собственность полностью (100%-ный пакет акций или долей) или приобретается контрольный пакет акций (меньший размер пакета акций или долей, но позволяющий контролировать принятие всех решений в органах управления компанией). В этих случаях говорят о полном контроле над предприятием и, соответственно, полной стоимости действующего предприятия (бизнеса). В остальных случаях, когда оцениваемый пакет акций или доля не позволяют полностью контролировать решения компании, говорят о неконтрольном или миноритарном пакете акций (доле). Оценка миноритарных пакетов акций может основываться на оценке полных пакетов, но имеет свои особенности и в данных методических указаниях не рассматривается.

Дополнительно рассматривается еще ряд факторов, которые в определенных случаях могут оказывать существенное влияние на стоимость предприятия. Так, например, рыночная стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то его рыночная цена будет ниже, чем при отсутствии таких ограничений.

Стоимость предприятия в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала, и это учитывается экспертом  оценщиком при выборе оценочного мультипликатора либо при подборе коэффициента капитализации, либо на этот фактор делается специальная корректировка (скидка или премия) к общей расчетной стоимости предприятия.

Отсутствие вертикальной производственной интеграции также значительно влияет на стабильность функционирования предприятия. Например, если предприятие производит какой-либо элемент для сборки оборудования или машины, а покупатель этого элемента, осуществляющий сборку, принимает решение организовать собственное производство данного элемента, то первое предприятие рискует лишиться всех доходов. Данное обстоятельство отражается на стоимости предприятия и должно учитываться при его оценке.

Наличие научной базы, интеллектуальной собственности (лицензий, патентов), масштабы и качество активов, в том числе прогрессивность и изношенность машин и оборудования, также влияют на стоимость предприятий, что следует учесть при его оценке.

И, конечно же, рыночная цена предприятия зависит от того, каковы перспективы предприятия: или оно будет развиваться, или имеет ограниченный срок существования и будет закрыто в силу своей неэффективности либо по причинам законодательного характера (банкротство, государственные инициативы или решения собственников).

Таким образом, оценщик обязан рассмотреть всю совокупность факторов, влияющих на экономическую деятельность предприятия, на осуществление имущественных прав собственника предприятия (его доли или пакета акций) и, соответственно, на итоговое значение стоимости предприятия (бизнеса).


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Предмет оценки или объект оценки - это вид имущественных прав, в которые входят: права на предприятие; права на материальные активы предприятия; права на акционерный капитал акционерного общества; долю участника в уставном капитале предприятия; права на пакет акций предприятия, или какой-либо иной интерес.

Дата проведения оценки – календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки. Это может быть дата продажи предприятия, дата его осмотра, дата судебного разбирательства, связанная с разделением имущественного комплекса, и другие случаи. Дата проведения оценки может не совпадать с периодом проведения  оценочных  работ.

Дата составления отчета об оценке – дата, фиксирующая момент выполнения оценочной работы. Имеет значение при определении "срока годности" использования результатов оценки при совершении имущественных сделок и правовых действий.

Определение цели оценки – т.е. установление вида стоимости, которую требуется определить (рыночная, ликвидационная, залоговая и пр.). Устанавливается оценщиком совместно с заказчиком исходя из конкретной задачи на оценку и требований законодательства (стандартов оценки).

Определение задачи оценки (или задания на оценку) – выявление всех правовых и экономических факторов, которые являются существенными при определении конкретного вида стоимости, установленного в цели оценки, – это важный этап, от которого зависит выбор методики проведения оценки. Например, методы, используемые для оценки предприятия в целях налогообложения, могут значительно отличаться от тех, которые применяются в целях его ликвидации.

Оценка стоимости действующего предприятия – это процесс оценки стоимости предприятия как единого функционирующего комплекса, приносящего прибыль; включает обоснованную оценку основных фондов и оборотных средств, материальных и нематериальных активов, текущих и будущих доходов предприятия на определенный момент времени.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

 

 

 

Виды стоимости:

                 Обоснованная рыночная стоимость.

Определение рыночной стоимости в условиях не обремененного никакими чрезвычайными факторами рынка. При этом покупатель и продавец являются лицами гипотетическими. Это идеальная цель, к которой необходимо стремиться. Реальные сделки по такой стоимости, как правило, не совершаются, но она учитывает все существенные факторы и используется как база или основа для их совершения. В случаях законодательного характера (например, по решению суда) используется для совершения имущественных и правовых действий.

                 Инвестиционная стоимость.

Стоимость для конкретного покупателя. Мысленно рисуется сценарий взаимодействия между конкретными реальными покупателями и продавцами. При этом могут учитываться индивидуальные обстоятельства (как продавца, так и покупателя), например, необходимость срочной продажи. Учет индивидуальных обстоятельств отличает данную стоимость от обоснованной рыночной.

                 Ликвидационная стоимость.

Это та сумма, которую получает собственник при ликвидации компании, то есть ускоренной продаже предприятия целиком, его отдельных бизнес-линий или распродаже его активов по частям. Исходя из этого, предприятие может сохраниться или прекратить свое существование как юридическое лицо.

.

Оценка стоимости предприятия - сложный и трудоемкий процесс, жестких, нормативных требований к процедуре оценки нет. Однако, исходя из общепринятых оценщиками принципов и правил, а также требований законодательства об оценочной деятельности, процесс оценки может состоять из следующих стадий:

 

 

1. Определение проблемы и постановка задания на оценку.

2. Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку.

3. Сбор и анализ информации.

4. Анализ отрасли и фондового рынка. Характеристика предприятия, анализ финансового положения, конъюнктуры рынка.

5. Выбор методов оценки и их применение для оценки анализируемого объекта.

6. Согласование результатов, полученных с помощью различных подходов.

7. Подготовка отчета и заключения об оценке.

 

Каждая стадия в свою очередь состоит из нескольких этапов.

1. Определение проблемы и постановка задания на оценку.

Данная стадия оценки подразделяется на следующие этапы: идентификация предприятия, выявление объекта оценки, определение даты оценки, формулировка целей и задачи оценки, определение вида стоимости, ознакомление заказчика с ограничительными условиями, диктуемыми законодательством об оценочной деятельности, об акционерных обществах, о банкротстве и др., т. е. всего того, что связано с данной оценочной задачей.

При идентификации предприятия указывается его полное и сокращенное название, организационно-правовая форма, место его регистрации, местоположение, отрасль производства, основные виды выпускаемой продукции и пр.

Важно четко сформулировать объект оценки. Например, "…объектом оценки является пакет акций, составляющий 75 % от уставного капитала обыкновенных голосующих акций компании", или "…"объектом оценки является стоимость предприятия (полного 100 %-го пакета акций)". Недопустимо изменение предмета оценки в ходе оценочной работы.

При оценке акций необходимо указывать также сведения об уставном капитале, количестве, видах и категориях выпущенных в обращение акциях, их номинальной стоимости, какой размер пакета (в процентах к уставному капиталу) подлежит оценке.

Информация о работе Оценка бизнеса. Три подхода