Оценка бизнеса. Три подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны: от государственных структур до частных лиц; в оценке бизнеса могут быть заинтересованы контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т. д. Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремятся реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки. Как правило, цель оценки состоит в определении какой  либо оценочной стоимости, которая необходима заказчику для принятия решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7
ДОХОДНЫЙ ПОДХОД 13
Метод дисконтированного денежного потока 13
Метод капитализации прибыли 14
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД 16
Метод рынка капитала 16
Метод сделок 17
Метод отраслевой специфики 18
Затратный ПОДХОД 19
МЕТОД СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ …………………………………….…….19
оценочное заключение ПО ВЕЛИЧИНЕ ИТОГОВОЙ
СТОИМОСТИ 21
Методика выполнения курсового проекта 22
Содержание проекта 22
Требования к отчету ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ 22
1. Общие сведения 24
2. Определение рыночной стоимости ПАКЕТА АКЦИЙ
ЧЕРЕЗ СТОИМОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3. Определение стоимости пакета акций 46
4. Итоговое заключение 47
5. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ……………………….. 47

Работа содержит 1 файл

Курсовой даша до таблиц.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

При определении вида оценки и задачи на оценку устанавливаются  существенные обстоятельства, с учетом которых будут производиться дальнейшие действия с найденной стоимостью. Например, "…определяем рыночную стоимость акций для возможной продажи", или "…определяем ликвидационную стоимость предприятия по решению собственников", или "… определяем рыночную стоимость пакета акций, вносимых в качестве залога" и т.п.

Правовые ограничения необходимо выявлять вместе с заказчиком и обязательно учитывать их в процессе оценки. К таким факторам могут, например, относиться:

         обязательность проведения оценки независимым оценщиком в соответствии с законодательством об акционерных обществах;

         проведение оценки по требованию (определению) суда;

         проведение оценки по требованию кредиторов (при банкротстве);

         имущество предприятия находится в залоге или административном аресте;

         другие факторы.

 

2. Предварительный осмотр предприятия и заключение договора на оценку.

Эта стадия состоит из следующих этапов: предварительный осмотр предприятия и знакомство с его администрацией, определение исходной информации и источников информации, определение состава группы экспертов-оценщиков, составление задания на оценку и календарного плана, подготовка и подписание договора на оценку.

 

3. Сбор и анализ информации

Данную стадию оценки можно разбить на следующие этапы: сбор и систематизация общих данных, сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования.

Самый распространенный способ представления общих данных: это разбивка на подразделы, касающиеся сектора рынка (в том числе международного), на котором функционирует предприятие; отрасли; виды продукции; цены на нее; местоположение предприятия (данные о регионе, городе, районе, где расположено предприятие); финансовое и технико-экономическое состояние оцениваемого предприятия и т. д. Преимущество данного способа представления собранных данных заключается в том, что, собрав и систематизировав информацию один раз, в дальнейшем ее можно использовать для проведения оценок других предприятий.

Кроме общих, необходимо собрать еще специальные данные, к которым можно отнести данные о предприятии и сопоставимых продажах. Данные о предприятии включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, право собственности на земельный участок, наличие зарегистрированных прав на объекты недвижимости, расположенные на этом участке, включая финансово-экономические и технические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и сооружений, и т. д.

Ввиду имеющейся пока ограниченности российского информационного рынка сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки.

Определив виды данных, необходимых для оценки, важно выявить источники их получения (подробнее о данной стадии оценки см. ниже).

 

4. Анализ отрасли и фондового рынка. Характеристика предприятия, анализ финансового положения, конъюнктуры рынка.

Анализ отрасли производится на основе собранной информации с целью определения места оцениваемого предприятия, его доли и перспектив. При этом важным является выявление конкурентов и общая динамика развития отрасли. В результате должен быть сделан вывод о перспективах и положении предприятия как объекта оценки.

Фондовый рынок анализируется с целью выявления акций оцениваемого предприятия на нем, уровня их рыночных цен (котировок), а также подбора акций предприятий-аналогов для возможного использования в сравнительном подходе.

Финансовый анализ предприятия производится на основе бухгалтерской отчетности предприятия, данных из годовых отчетов компании, консультаций с собственниками и руководителями о дальнейших перспективах развития предприятия, а также на основании информации о предприятии, полученной оценщиком из внешней среды (Internet, печатная периодика, теле- и радионовости и т.п.). Подробный финансовый анализ позволяет сделать обоснованный вывод о состоянии предприятия и его перспективах: устойчивое положение, предбанкротное состояние, кризисное и т.п.

Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура) - ситуация на рынке, сложившаяся на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий.

Постоянно действующие факторы конъюнктуры: научно-технический прогресс, влияние монополий, вмешательство государства, инфляция, сезонность и др. Непостоянные (стихийные) факторы конъюнктуры: социальные конфликты, стихийные бедствия, политические кризисы и др.

Важнейшим элементом методологии, - анализа и прогноза рыночной конъюнктуры - является установление активности и характера действия циклических факторов, определение фазы цикла, сроков перехода цикла в следующую фазу и его динамики в перспективе. Цикличность рынка - постоянные краткосрочные и долгосрочные колебания рынка, связанные с глубинными экономическими и социальными процессами. Экономический цикл содержит фазы подъема, высокой конъюнктуры (бум), спада (рецессия) и низкого уровня экономической активности (депрессия). Подобный цикл длится от 3 до 5 лет.

В конечном итоге на данной стадии дается обоснованный вывод о положении предприятия и его перспективах, что дает основание опираться на него в дальнейших расчетах при составлении ставок дисконтирования, премий за те или иные виды рисков, определении оптимистичных и пессимистичных сценариев будущих денежных потоков и т.д.

 

5. Выбор методов оценки и их применение для оценки анализируемого объекта.

На данной стадии рассматривается возможность применения тех или иных методов оценки в рамках каждого из оценочных подходов. В соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности  оценщик обязан рассмотреть все три подхода в оценке (затратный, сравнительный и доходный). При этом внутри каждого подхода он вправе самостоятельно определять тот или иной конкретный метод, который он считает наиболее полно соответствующим конкретной оценочной задаче. В зависимости от выявленных в ходе предварительного анализа обстоятельств (ограниченности или достоверности информации, правовых требований и пр.) оценщик вправе отказаться от какого-либо подхода, дав при этом в отчете обоснование такому отказу.


ДОХОДНЫЙ ПОДХОД

Данный подход оценки наиболее интересен потенциальному покупателю (инвестору) предприятия, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор имущества, а поток будущих доходов, окупающий вложенные средства и приносящий прибыль, С этой точки зрения, любое предприятие – это механизм по производству лишь одного товара – денег.

Доходный подход может быть использован для оценки любого действующего предприятия, за исключением предприятий, терпящих систематические убытки (хотя отрицательная величина стоимости бизнеса может служить аргументом для принятия управленческих решений). В меньшей степени доходный подход применим к новым предприятиям – отсутствие ретроспективы затрудняет объективное прогнозирование.

Рассмотрим основные методы, используемые в составе доходного подхода:

 

Метод дисконтированного денежного потока

Данный метод включает в себя оценку и суммирование всех денежных потоков, которые генерируются оцениваемым предприятием в каждый прогнозный период (как правило, 3 – 5 лет), а затем оценку и прибавление стоимости объекта на постпрогнозный период.

Ситуации, в которых чаще всего используется метод дисконтированного денежного потока:

      Ожидается, что будущие уровни денежных потоков в прогнозных периодах будут разновеликими и существенно отличаться от текущих.

      Можно обоснованно оценить будущие денежные потоки компании на прогнозные периоды.

      Прогнозируемые денежные потоки компании являются положительными величинами для большинства прогнозных лет, а чистый денежный поток компании в постпрогнозный период можно представить как постоянную или равномерно растущую положительную величину.

Типичным примером применения данного метода может служить оценка инвестиционной программы по запуску бизнес-линии. Для такого случая характерным является этап вложения средств (отрицательный денежный поток) для одного (двух) первых прогнозных лет, а затем этапы освоения и начала выпуска продукции и появление растущих положительных денежных потоков. В постпрогнозный период (начиная с 4 – 5 года после рассчитываемых прогнозных периодов) предполагаем, что денежный поток становится величиной постоянной или равномерно растущей (этап стабильного производства).

В методе дисконтированного денежного потока (ДДП) используется ставка дисконта, которая, по определению, является ожидаемой ставкой дохода, применяемой для дисконтирования будущих денежных потоков. Приведение величины денежного потока, получаемого в конце каждого прогнозного периода, к текущей дате оценки называется дисконтированием. Корректная оценка зависит от способности оценщика работать с анализируемой информацией.

1.      Определение длительности прогнозного периода.

2.      Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

3.      Анализ и прогноз расходов.

4.      Анализ и прогноз инвестиций.

5.      Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.

6.      Определение ставки дисконта.

7.      Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.

8.      Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период, получение итоговой стоимости объекта.

9.      Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).

 

 

Метод капитализации прибыли

Метод капитализации прибыли является одним из методов доходного подхода к оценке бизнеса действующего предприятия. Он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность. Сущность данного метода выражается формулой

 

,

 

где P – стоимость объекта; E – капитализируемая чистая  прибыль; K – ставка капитализации.

Метод капитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными).

В отличие от оценки недвижимости в оценке бизнеса данный метод применяется довольно редко из-за значительных колебаний денежных потоков по прогнозируемым годам, характерных для большинства оцениваемых предприятий.

Практическое применение метода капитализации прибыли предусматривает следующие основные этапы:

1. Анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при необходимости).

2. Выбор (обоснование) величины прибыли, которая будет капитализирована.

3. Расчет адекватной ставки капитализации.

4. Определение предварительной величины стоимости.

5. Проведение поправок на наличие нефункционирующих активов (если таковые имеются).

6. Проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы).


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД

 

Ситуации, в которых используется сравнительный подход:

                 Имеется достаточное количество сопоставимых компаний и/или сделок для определения оценочного мультипликатора (фактора)

                 Имеется достаточно данных по сопоставимым компаниям (или сделкам) для проведения оценщиком соответствующего финансового анализа и внесения поправок

                 Для мультипликаторов цена/прибыль и цена/денежный поток:

-    имеются надежные данные о прибылях или денежных потоках как оцениваемой, так и сопоставимых компаний;

-    ожидается, что текущие прибыли или денежные потоки оцениваемой компании будут примерно равны соответствующим величинам в будущем;

-    прибыли или денежные потоки оцениваемой и сопоставимых компаний – достаточно значительные положительные величины (т.е. неотрицательные или небольшие положительные).

                 Для мультипликатора (фактора) цена/балансовая стоимость:

-    имеется информация о стоимостях чистых активов сопоставимых компаний;

-    стоимости чистых активов оцениваемой и сопоставимых компаний – достаточно значительные положительные величины (т.е. неотрицательные).

Сравнительный подход к оценке бизнеса реализуется тремя методами оценки: методом рынка капитала; методом сделок; методом «отраслевой специфики».

 

Метод рынка капитала

Метод рынка капитала заключается в следующем. Опираясь на прогнозные (на момент оценки) величины чистой (за вычетом задолженности) балансовой стоимости, прибыли или денежного потока (сальдо «реальных денег») рассматриваемого предприятия, нужно определить его обоснованную рыночную стоимость по аналогии с соотношением в настоящее время этих показателей и цен на акции (фактически продававшиеся в составе многочисленных мелких перепродававшихся пакетов акций) у сходных (принадлежащих к той же отрасли) предприятий. В качестве сходных предприятий берутся фирмы данной отрасли, чьи акции ликвидны и достаточно надежно котируются на биржевом или внебиржевом фондовых рынках.

Информация о работе Оценка бизнеса. Три подхода