Оценка бизнеса. Три подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны: от государственных структур до частных лиц; в оценке бизнеса могут быть заинтересованы контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т. д. Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремятся реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки. Как правило, цель оценки состоит в определении какой  либо оценочной стоимости, которая необходима заказчику для принятия решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7
ДОХОДНЫЙ ПОДХОД 13
Метод дисконтированного денежного потока 13
Метод капитализации прибыли 14
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД 16
Метод рынка капитала 16
Метод сделок 17
Метод отраслевой специфики 18
Затратный ПОДХОД 19
МЕТОД СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ …………………………………….…….19
оценочное заключение ПО ВЕЛИЧИНЕ ИТОГОВОЙ
СТОИМОСТИ 21
Методика выполнения курсового проекта 22
Содержание проекта 22
Требования к отчету ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ 22
1. Общие сведения 24
2. Определение рыночной стоимости ПАКЕТА АКЦИЙ
ЧЕРЕЗ СТОИМОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3. Определение стоимости пакета акций 46
4. Итоговое заключение 47
5. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ……………………….. 47

Работа содержит 1 файл

Курсовой даша до таблиц.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

Информация об активах, прибылях и производном от них показателе денежного потока (о способах его расчета см. ниже) по сходным предприятиям в форме открытых акционерных обществ должна быть официально опубликована и доступна оценщику. Например, в виде издаваемых открытыми акционерными обществами финансовых отчетов и проспектов эмиссии либо в форме копий финансовых отчетов, которые открытые акционерные общества по закону обязаны предоставлять, пусть и за счет требователей подобной информации.

Очевидно, что подбор фирм-аналогов должен отвечать определенным критериям подобия с оцениваемым предприятием: доля профилирующего аналогичного продукта, размер предприятия и т.п. Желательно, чтобы сходными были стадии жизненного цикла фирмы, рынки сбыта, территориальное местоположение, соотношение собственного и заемного капитала и пр.

На базе информации о сходных фирмах рассчитываются так называемые мультипликаторы (коэффициенты): «Цена/Чистая балансовая стоимость», «Цена/Прибыль» и «Цена/Денежный поток» (могут даже существовать предприятия, специализирующиеся на мониторинге и продаже, в той или иной форме, данных об этих коэффициентах).

Эти мультипликаторы представляют собой взятое за максимально возможный (на основании времени, за которое по данным фирмам осуществлялись рыночные котировки) период отношение цены акций сходных с оцениваемым предприятием фирм к соответственно их чистой (за вычетом показанной в балансе кредиторской задолженности) балансовой стоимости, прибыли или денежному потоку (в простейшем варианте вычисляемому на базе объявленной чистой прибыли, произведенных амортизационных отчислений, уплаченных налогов с прибыли и процентов по долгосрочным кредитам). При этом мультипликатор «Цена/Прибыль» можно рассчитывать применительно как к балансовой прибыли, так и к прибыли после налогообложения либо до налогообложения, но после уплаты процентов по долгосрочным кредитам.

Указанные ценовые соотношения могут рассчитываться и так, что текущая цена акций компании-аналога относится к последнему опубликованному показателю финансовых результатов деятельности компании-аналога. Более того, если иное не оговорено специально, то именно такой способ соотнесения цены акций компании-аналога и ее финансовых результатов, как правило, и имеется в виду.

 

Метод сделок

Если метод компании-аналога подразумевает расчет и использование мультипликаторов, которые рассчитаны по ценам акций в составе фактически продававшихся контрольных пакетов сходных фирм, то подобная разновидность указанного метода называется методом сделок.

Этот метод нацелен на определение стоимости оцениваемой компании в расчете на приобретение крупных ее долей. Иначе говоря, он дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.

Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета. В ситуациях, когда именно эта оценка и нужна, добавление «премии за контроль» тогда уже излишне. Наоборот, при переходе к оценке неконтрольного пакета (участия меньшинства) от оценки, первоначально полученной методом сделок, необходимо уменьшить первоначальную оценку на так называемую «скидку за неконтрольный характер пакета». Она, как и «премия за контроль», также может достигать 35-40%.

Метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала, с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными или просто крупными пакетами акций.

 

Метод отраслевой специфики

Метод отраслевой специфики является модификацией метода рынка капитала (предусматривая и его алгоритм), в которой ценовым мультипликатором выступает соотношение «Цена/Валовой доход» (то же самое - «Цена/Выручка», «Цена/Объем реализации»).

Название этого метода показывает, что его применимость ограничена специфическими отраслями - теми, в которых действительно наблюдается достаточно надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с ликвидными акциями и объемом реализации ими продукции (их продажами).

Такими отраслями в основном являются отрасли топливно-сырьевого комплекса, а также прочие конкурентные отрасли с явно выраженным стандартизованным продуктом, где динамика прибылей определяется в первую очередь не обновлением продукта, а успехом в поддержании и расширении доли на рынке, количеством продаж стандартизованного продукта. При этом учитываемые прибыли незначительно отличаются от денежных потоков предприятий отрасли, так как на обновление продукта и на поддержание производственных мощностей инвестиции (не учитываемые в анализе текущих прибылей и убытков) осуществляются сравнительно редко.


ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД

 

Затратный (имущественный) подход к оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения затрат, необходимых для воспроизводства его активов в существующем состоянии. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Собственный капитал = Активы – Обязательства.

Эта формула является базовой в затратном подходе.

Данный подход представлен двумя основными методами:

      методом стоимости чистых активов;

      методом ликвидационной стоимости.

 

Метод стоимости чистых активов

Расчет методом стоимости чистых активов включает несколько этапов:

1.      Оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости. Здесь же рассматривается стоимость земельного участка, на котором расположено предприятие и объекты недвижимости.

2.      Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования.

3.      Выявляются и оцениваются нематериальные активы.

4.      Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных.

5.      Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.

6.      Оценивается дебиторская задолженность.

7.      Оцениваются расходы будущих периодов.

8.      Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.

9.      Определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

 

 

 

Ситуации, в которых оценивается ликвидационная стоимость:

                  Компания находится в состоянии банкротства или есть серьезные сомнения относительно ее способности продолжать оставаться действующим предприятием.

                  Оцениваемая доля собственности представляет либо контрольный пакет, либо такую долю (если неконтрольную), которая способна вызвать продажу активов компании.

                  Текущие и прогнозируемые денежные потоки компании от производственной деятельности невелики по сравнению со стоимостью ее чистых активов (доход на активы низкий или отрицательный).

                  Когда стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.


ОЦЕНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ВЕЛИЧИНЕ
ИТОГОВОЙ СТОИМОСТИ

 

Для определения стоимости предприятия в каждой конкретной оценочной работе используются несколько различных методов определения стоимости (например, чистых активов с позиций затратного подхода и метод дисконтированных денежных потоков с позиций доходного подхода, или метод дисконтированных денежных потоков, рынка капитала и чистых активов и т.д.). В результате применения нескольких методов получаются различные значения стоимости акционерного капитала оцениваемого предприятия. Для получения итоговой величины необходимо произвести сопоставление всех использованных подходов и определить весовой коэффициент для каждого из них. При этом учитываются следующие факторы:

1.      Специфические особенности условий конкретной оценочной задачи.

2.      Цель оценки и назначение (предполагаемое использование) найденной стоимости.

3.      Количество и качество данных, подкрепляющих каждый примененный метод.

С учетом изложенного производится определение весовых коэффициентов каждому методу. Существует несколько методик такого взвешивания:

      Подход субъективного взвешивания: при этом подходе используется процентное взвешивание. Итоговое оценочное заключение базируется на факторах оценки (преимущества и недостатки каждого подхода, и качество, и количество данных в обоснование каждого подхода).

      Заключение основывается на профессиональном опыте и суждении оценщика.


МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

Выбор объекта оценки пакета акций проводится студентом самостоятельно или путем консультаций с преподавателем. Номер варианта соответствует порядковому номеру фамилии студента в полном списке слушателей курса «Оценка стоимости действующего предприятия (бизнеса)». Там, где указано в задании, студенты  должны предлагать свои варианты описания оцениваемого предприятия, его активов и пассивов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

Пояснительная записка должна содержать:

  титульный лист;

  оглавление;

  теоретическую часть;

  постановку задачи, включающей описание объекта;

  описание расчетной части;

  заключение о стоимости рассчитываемого объекта;

  цитируемую литературу;

  приложение.

Курсовой проект представляется в текстовом виде (бумажный носитель) и в электронном виде (дискета).

Отчет по курсовому проекту должен быть защищен, при этом учитываются:

  возможность практического использования;

  квалифицированные ответы на вопросы.

Отчет по курсовому проекту, оформленный неаккуратно либо с отступлениями от перечисленных требований, возвращается на доработку.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

 

Объем отчета по курсовому проекту должен составлять порядка сорока страниц. Рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта - 14, межстрочный интервал – 1,5. Текст следует располагать на одной стороне листа, с полями шириной 2,5 см слева; 1,5 см справа; 2 см сверху и снизу. Листы должны быть последовательно пронумерованы, каждый параграф в тексте должен иметь заголовок в соответствии с содержанием. В тексте не следует использовать сокращения, все условные обозначения и термины должны быть предварительно пояснены.

 

 

Данный проект не может использоваться в качестве «типовой» оценки для практической деятельности оценщика, поскольку каждая оценочная задача вносит свои индивидуальные особенности.

Тем не менее, методологические принципы соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и общепринятым требованиям к оценочным работам. Замечания и комментарии, не относящиеся к отчету, выделены полужирным курсивом.


1. Общие сведения

 

Постановка задания на оценку.

Краткое изложение основных фактов

 

Открытое акционерное общество «32» расположено по адресу: Россия, Свердловская область. Параметры задания для расчета приведены в табл. 1.

ОАО «32» - Производство широкого спектра металлопродукции из меди и сплавов на ее основе.

В настоящее время уставный капитал ОАО «32» составляет

100 000 руб. Обществом выпущены в обращение 100 штук обыкновенных именных акций. Номинальная стоимость одной акции - 1000 рублей. Государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг (обыкновенных акций): 62-1-5555.

В ходе выполнения данной работы необходимо определить стоимость контрольного пакета обыкновенных акций ОАО «32» в количестве 100 штук (60%), принадлежащих АОА «Y». Балансовая стоимость объекта оценки составляет 10 000 000 руб. Поскольку этот пакет предполагается использовать в имущественной сделке, то целью и задачей данной работы является определение его рыночной стоимости и, соответственно, обоснование расчетной цены для целей налогообложения. Оценку необходимо произвести по состоянию на 01 января текущего года.

 

Последовательность определения стоимости пакета акций предприятия

Акция является носителем стоимости действующего предприятия, поэтому стоимость полного 100%-го пакета акций и составляет фактическую стоимость самого предприятия. Для меньших пакетов акций (неконтрольных и единичных акций) степень управления предприятием уменьшается и потому при их оценке применяют скидки, учитывающие размер оцениваемого пакета. Размер скидок на неконтрольный характер, в зависимости от размера пакета и сопутствующих факторов, определяющих степень влияния оцениваемого пакета на возможность участвовать в управлении компанией, варьируется между 25% и 50%. В данном случае оценивается контрольный пакет, поэтому, рассматривая стоимость акций через оценку самого предприятия, скидок на неконтрольность вводить не следует.

Стоимость действующего предприятия – это стоимость сформировавшегося предприятия как единого целого. Стоимость отдельных активов или компонентов действующего предприятия определяется на основе их вклада в данный бизнес и рассматривается как их потребительная стоимость для конкретного предприятия и его владельца.

Информация о работе Оценка бизнеса. Три подхода