Оценка стоимости нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Бизнес – это конкретная деятельность юридического лица или физического лица. При этом юридическое лицо – предприятие рассматривается как имущественный комплекс для предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс же включает в себя: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырьё и продукцию, нематериальные актива, имущественные обязательства. Бывает, что требуется оценка как всего предприятия, как имущественного комплекса, так и отдельных его составляющих.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ….....5
1.1. Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия……...5
1.2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов…………..10
1.3. Доходный подход к оценке стоимости нематериальных активов……16
1.4. Сравнительный подход к оценке стоимости нематериальных активов……………………………………………………………………………21
1.5. Затратный подход к оценке стоимости нематериальных активов….....22
1.6. Типичные заблуждения связанные с оценкой стоимости нематериальных активов………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. ОТЧЁТ ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ………………………………………………………………………..28
2.1. Введение………………………………. ………………………………….28
2.2. Описание объекта оценки……………………………..………………….30
2.3. Анализ финансового состояния………………………………….. ……..32
2.4. Оценка стоимости товарного знака……………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45
Список литературы…..………………………………

Работа содержит 1 файл

моя.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3     

Глава 1.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ….....5

    1.1. Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия……...5

  1.2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов…………..10

   1.3. Доходный подход к оценке стоимости нематериальных активов……16

   1.4. Сравнительный подход к оценке стоимости нематериальных активов……………………………………………………………………………21

    1.5. Затратный  подход к оценке стоимости нематериальных активов….....22

    1.6. Типичные заблуждения связанные с оценкой стоимости нематериальных активов………………………………………………………..26

ГЛАВА 2. ОТЧЁТ ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ………………………………………………………………………..28

   2.1. Введение………………………………. ………………………………….28

   2.2. Описание объекта оценки……………………………..………………….30

   2.3. Анализ  финансового состояния………………………………….. ……..32

   2.4. Оценка  стоимости товарного знака……………………………………...38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45

Список  литературы…..…………………………………………….47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Бизнес  всегда обладает стоимостью, которую  необходимо знать для того, чтобы  иметь возможность принимать  обоснованные решения в процессе совершения сделок с ним. В этих целях проводят оценку бизнеса, который представляет собой сложный и трудоёмкий процесс.

     Бизнес  – это конкретная деятельность юридического лица или физического лица. При этом юридическое лицо – предприятие рассматривается как имущественный комплекс для предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс же включает в себя: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырьё и продукцию, нематериальные актива, имущественные обязательства. Бывает, что требуется оценка как всего предприятия, как имущественного комплекса, так и отдельных его составляющих.

     Для того чтобы оценка стоимости предприятия была достоверной и точной, необходимо строго соблюдать технологию оценки. Технология включает в себя ряд последовательных этапов: определение целей и функций оценки; разработка плана оценки; определение наилучшего и наиболее эффективного способа использования объекта; сбор и анализ необходимой информации. Точность оценки стоимости предприятия зависит также  и от правильности использования методов оценки.

     Существует  три основных подхода оценки предприятия  и его составных частей, они включают в себя ряд методов, которые выбираются и используются, исходя из вида объекта оценки.

     В данной работе рассматриваются основные понятия и подходы к оценке стоимости нематериальных активов, методы определения стоимости нематериальных активов, типичные заблуждения оценки стоимости нематериальных активов, а также приведён отчёт оценки стоимости нематериальных активов.

     Цель  данной курсовой работы – это определение рыночной стоимости нематериальных активов ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОЦЕНКА  СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
 
    1. Роль и  место нематериальных активов в  развитии предприятия

     Рыночная  экономика в значительной степени  развивается за счёт создания и использования  интеллектуальных ценностей и других видов нематериальных активов. Это обстоятельство делает актуальной любую деятельность с нематериальными активами, которые представляют собой определённую ценность, могут являться частью капитала и, естественно, должны подлежать оценке.

     Нематериальные  активы — это определенная группа активов предприятия, обладающих способностью приносить чистый доход (или создающих условия для получения чистого дохода), способностью отчуждения, используемых в течение длительного (более года) срока, но не имеющих физического содержания.

     Под нематериальными активами понимается 1:

  1. Интеллектуальная собственность:
  • права на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров и меры по пресечению недобросовестной конкуренции);
  • права на объекты авторского права и смежных прав; на все виды научных, литературных, художественных произведений, программные продукты для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем;
  • права на секреты производства (ноу-хау).
  1. Имущественные права — права пользования природными ресурсами, земельными участками, водными объектами. Подтверждением таких прав служит лицензия.

     Лицензия - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.

     Лицензия  выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата.

  1. Отложенные (отсроченные) расходы – издержки, осуществляемые в момент создания предприятия и представленные в виде организационных расходов (гонорары юристам за составление учредительных документов, за заслуги по регистрации фирмы и т.п.).
  2. Цена фирмы (гудвилл) стоимость деловой репутации предприятия. Гудвилл  присутствует только при наличии избыточной прибыли и не может быть отделён от действующего предприятия (не может быть продан отдельно от него).
  3. Прочие нематериальные активы - лицензии на осуществление вида деятельности, на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

     Не  относятся к нематериальным активам:

  • интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, так как они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них;
  • незаконченные  и  (или)  не  оформленные  в  установленном законодательством  порядке   научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  • финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях.
 

  Объекты интеллектуальной  собственности разделяют на два вида:  регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности) и регулируемые авторским правом.

     Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов,  фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий.

  • Изобретение подлежит правовой охране, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно   применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток растений и животных) или является известным устройством, способом, веществом, штаммом, но имеет новое применение. Основные формы использования охраняемых патентным правом объектов – передача прав по лицензионному договору и внесением объекта в качестве вклада в уставный капитал организации. Лицензионный договор существенно отличается от договора купли-продажи и найма, поскольку патентовладельцу передает по лицензионному договору не само изобретение, а лишь исключительное право на его использование; патентовладелец может передать право на использование изобретения широкому кругу третьих лиц и сам использовать изобретение. Стоимость охраняемых патентом объектов складывается из затрат на их приобретение, юридических, консультационных и других затрат.

     Патент  на изобретение выдается сроком до 20 лет и удостоверяет приоритет изобретения, авторства, а также исключительное право на его использование.

  • Промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Отличительными признаками патентоспособности промышленного образца является его новизна, оригинальность и промышленное применение. Новизна включает совокупность существенных признаков промышленного образца, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известные из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета данного образца. Оригинальность промышленного образца определяют его существенные признаки, обуславливающие творческий характер эстетических особенностей изделия. Промышленно применимым образец признается, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления конкретного изделия.

     На  промышленные образцы, даже если они  имеют признаки новизны, оригинальности и промышленно применимы, не распространяется патентоспособность, если в решениях их изготовления преобладает техническая функция изделия.

     К таким изделиям относятся:

     - объекты архитектуры (кроме малых  архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных  сооружений;

     - печатная продукция;

     - объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ;

     - изделия, противоречащие общественным  интереса, принципам гуманности  и морали.

     Патент  на  промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5 лет.

  • Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составляющих частей. Отличительные признаки полезной  модели – новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого Патентным отделом на срок до 10 лет.

     Товарный  знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном указанным Законом. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

  • Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением. Понятие «географическое указание» включает понятия:

    - «наименование места происхождения  товара» - название страны, населенного  пункта, местности или другого  географического объекта, используемое  для обозначения товара, особые  свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов;

Информация о работе Оценка стоимости нематериальных активов