Основные виды сетевого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, лекция

Описание работы

Предыдущая глава была посвящена теоретическому обзору моделей Интернет-бизнеса и основных подходов к созданию интернет-компаний. В этой главе приведенные выше подходы и модели рассмотрены в приложении к конкретным видам интернет-бизнеса, исследован важнейший вопрос: как и на чем зарабатывают деньги Интернет-проекты различных направлений.

Работа содержит 1 файл

vika1.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

Рис. 2.14. Страница форума webrating.ru/promo/strategy_forum

В отличие от форумов  в чатах отсутствует четкая структуризация обсуждаемых вопросов по категориям и модерация сообщений, что делает их менее привлекательными для серьезного общения.

Чатов, как и форумов, в Интернете очень много. Для  знакомства с тем, что они собой  представляют, можно посетить, например, чат www.krovatka.ru.

2.8.4. ICQ

Очевидные недостатки чатов были преодолены компанией ICQ Inc. Этот раздел назван по названию конкретного  сервиса, поскольку подавляющее  большинство российских пользователей  используют его для персонализированного online-общения.

По сути, программа ICQ — это чат, в который допущен  только определенный круг лиц, и в  котором пользователи могут общаться друг с другом, не делая свой разговор достоянием широкой общественности. Общение через сервис ICQ в значительной степени напоминает телефонную беседу двух абонентов, но сообщения вводятся с клавиатуры и поступают получателю в виде текста в специальном окне интерфейса ICQ. Главная страница сайта компании ICQ Inc. изображена на рис. 2.15.

Рис. 2.15. Главная страница сайта компании ICQ Inc.

Сервис ICQ позволяет  пользователям: 

  • общаться друг с другом, находясь в сети и выполняя параллельно другие задачи на своем компьютере. При этом обмен сообщениями осуществляется практически мгновенно; 
  • формировать список абонентов (лист контактов), который ограничивает круг абонентов, которые могут посылать пользователю сообщения. Для включения друг друга в лист контактов пользователи должны сначала об этом договориться; 
  • получать информацию о том, кто из абонентов, входящих в лист контактов, в данный момент находится в сети, а кто отсутствует; 
  • посылать отложенные сообщения, которые будут доставлены адресату, как только он войдет в сеть; 
  • получать дополнительные услуги: отправлять сообщения по e-mail, пересылать файлы, использовать органайзер и др.

Для использования ICQ пользователю необходимо бесплатно  скачать с сайтаwww.icq.com программное обеспечение, установить его на своем компьютере и настроить интерфейс.

Компания ICQ Inc. использует в своем бизнесе рекламную  модель, размещая рекламу в пользовательском интерфейсе и рассылая пользователям  рекламные сообщения. 

2.8.5. Другие  услуги связи

Использование Интернета как канала для передачи сообщений и голосовой связи постоянно расширяется. Кроме услуг, описанных выше, практикуются: 

  • IP-телефония (голосовая связь с использованием Интернет-каналов);  
  • передача сообщений на пейджеры с сайтов пейджинговых компаний;  
  • передача SMS-сообщений на сотовые телефоны с сайтов операторов сотовой связи; 
  • передача файлов по FTP-протоколу.

Этот список можно  продолжить, и чем дальше, тем  больше новых услуг связи через  Интернет будет выходить на рынок.  

2.9. Торговые площадки

Идея торговой площадки в Интернете выглядит весьма привлекательно. Суть ее заключается в следующем: создается сайт, интерфейс которого позволяет продавцам выставлять на продажу свой товары, а покупателям  выбирать наилучшие предложения  и совершать покупки. Средствами рекламы и персональных контактов формируется начальная аудитория продавцов и покупателей. Начинается процесс заключения сделок. При этом подразумевается, что все финансовые транзакции могут осуществляться как через Интернет, так и обычным образом. Благодаря отсутствию географических барьеров, участие в торговле на такой площадке могут принимать компании всего мира. Продавцами и покупателями могут быть как юридические, так и физические лица.

Торговая интернет-площадка может быть организована тремя основными способами: биржа, аукцион или каталог.

Модель бизнеса  торговой площадки подразумевает получение  доходов по следующим направлениям:  

  • комиссия с суммы каждой заключенной сделки; 
  • реклама в интерфейсе торговой площадки и в новостях, рассылаемых участникам по электронной почте; 
  • абонентская плата за возможность выставлять товары и услуги на продажу; 
  • платный доступ к базам данных торговой площадки, содержащим информацию о различных видах продукции, ее производителях и распространителях;  
  • плата за выделение отдельных лотов цветом, жирным шрифтом и т. п., взимаемая с владельцев лотов.

Эта отрасль Интернет-бизнеса  активно развивается. По некоторым  прогнозам общая сумма доходов  только от деятельности электронных  бирж и торговых площадок В2В к 2004 году превысит 900 млрд. долларов.

В России количество электронных торговых площадок тоже постоянно растет. В качестве примера  можно рассмотреть компьютерную биржу eMatrix (www.ematrix.ru), аукцион Molotok.ru (www.molotok.ru) или каталог туристических услуг ТурАрена.ru(www.tourarena.ru). Главная страница сайта аукциона Molotok.Ru изображена на рис. 2.16.

Рис. 2.16. Главная страница аукциона Molotok.Ru

Рассмотрим главные  особенности различных способов организации торговых площадок. 

2.9.1. Интернет-биржи

Биржа — это торговая площадка, где цена товара определяется спросом и предложением. Покупатели выставляют заявки на покупку товаров, а продавцы — на продажу. Торговля на бирже происходит анонимно. Это очень удобный инструмент торговли в Интернете, но к товарам, покупаемым и продаваемым на бирже, предъявляются определенные требования. В первую очередь, товар должен быть стандартным. Поскольку торговля анонимна, покупатель не может посмотреть товар до его покупки, т. е. он должен заранее в точности знать, каким стандартам тот соответствует. Самый лучший товар для торговли на биржах — стандартные финансовые инструменты, компьютерные комплектующие, бытовая техника, автозапчасти и т. п.

Доходы интернет-бирж практически полностью состоят  из комиссии за заключенные сделки. В некоторых случаях существенную долю доходов могут составлять доходы от рекламы и дополнительных услуг.

Более подробная  информация, касающаяся интернет-бирж, работающих на рынке В2В, дана в гл. 1 при рассмотрении бизнес-модели В2В. 

2.9.2. Аукционы

Аукцион — торговая площадка, где продавец выставляет на продажу свой товар, а покупатели соревнуются между собой за право его купить. Побеждает тот покупатель, который предлагает лучшие условия.

В последние годы сетевые аукционы приобретают все  большую популярность. Одним из самых  популярных в мире является известный Интернет-аукцион eBay (www.eBay.com), на котором ежедневно выставляется на продажу несколько миллионов различных товаров.

В отличие от интернет-биржи, аукцион хорошо подходит для торговли товарами, имеющими ярко выраженные индивидуальные характеристики и, зачастую, имеющиеся в единственном экземпляре. На Интернет-аукционе продавец известен и его контактные данные доступны для участников торгов. Продавец может ответить на вопросы и даже прислать потенциальным покупателям фотографии и сопроводительные документы на товар (разумеется, в электронном виде).

Торги на аукционах  могут проводиться по различным  правилам:  

  • английский аукцион (он же стандартный). Продавцом назначается стартовая цена. Покупатели вступают в борьбу, назначая цены все выше и выше. В процессе торгов каждый покупатель знает о ценах, предложенных остальными. Победителем становится тот покупатель, который до окончания срока проведения аукциона назначит самую высокую цену. Ему и достается товар по этой цене. На обычном аукционе отказ покупателя от покупки товара после победы в торгах влечет за собой штрафные санкции. На Интернет-аукционе применить такие санкции сложно, и это порождает определенные проблемы у организаторов торгов и продавцов. В некоторых случаях для предотвращения подобного поведения недобросовестных покупателей предпринимаются организационные меры. Например, неограниченные возможности по участию в торгах предоставляются только проверенным покупателям и продавцам, имеющим положительную историю сделок на данном аукционе; 
  • аукцион с одновременным выставлением заявок. Аналогичен стандартному, но все покупатели делают предложения одновременно и не знают о ценах, предложенных остальными. Побеждает покупатель, назначивший максимальную цену; 
  • голландский аукцион. Продавец назначает стартовую цену. Как правило, эта цена сильно завышена. Потом организаторы торгов постепенно снижают эту цену. Побеждает в аукционе тот покупатель, который первым согласится на текущую цену. Существуют и другие типы аукционов, но они менее распространены.

Интернет-аукционы получают доходы от рекламы, от оказания дополнительных услуг продавцам и в виде комиссии от продаж. 

2.9.3. Каталоги  товаров и услуг

Идея объединения  как можно большего количества предложений  различных поставщиков в единую базу данных и организации широких возможностей поиска по этой базе лежит в основе сайтов-каталогов. Подразумевается, что вместо того чтобы работать с большим количеством каталогов и прайс-листов отдельных поставщиков, покупатели будут пользоваться единым электронным каталогом.

Организация сайта-каталога очень похожа на организацию каталога товаров Интернет-магазина. Но если Интернет-магазин сам занимается приемом заказов, их обработкой, доставкой и получением оплаты за товар, то сайт-каталог только предоставляет пользователю информацию о товарах и о продавцах. Бизнес-модель сайта-каталога базируется на получении доходов от продажи рекламы и от взимания платы с продавцов за размещение информации об их товарах и услугах на сайте-каталоге.

2.9.4. Общие  требования к торговым площадкам

Вне зависимости  от вида торговой площадки для ее успешного  функционирования как сетевого бизнеса, необходимо, чтобы она удовлетворяла  следующим требованиям: 

  • количество пользователей должно превышать "критический порог". Пока на торговой площадке нет покупателей, она не интересна продавцам и наоборот. Для каждого отдельного случая, в зависимости от степени специализации площадки, этот порог может быть разным, но он есть всегда;  
  • удобство и простота навигации. Интуитивно понятный интерфейс. Простая процедура регистрации. Наличие удобной поисковой системы, позволяющей создавать подробные пользовательские запросы; 
  • возможность интегрирования программного обеспечения площадки с программным обеспечением участников для загрузки в автоматическом режиме их прайс-листов и информации о товарах и услугах; 
  • документооборот и движение денежных средств при совершении сделок должны быть максимально автоматизированы и выполняться с минимальным участием продавца и покупателя. Покупатель и продавец должны нести реальную ответственность за срыв совершенной сделки; 
  • торговая площадка должна обеспечивать покупателям и продавцам информационную и консультационную поддержку;  
  • система защиты информации о транзакциях и индивидуальной информации пользователя должна гарантировать клиентам безопасность проведения операций.

Информация о товарах  и услугах в сети Интернет находится  по большей части в неструктурированном  виде. Различные форматы представления этой информации и необходимость ее поиска по частям затрудняют продавцам и покупателям поиск друг друга. Торговые площадки в Интернете решают вопрос превращения этой информации в структурированную, чем способствуют развитию Интернет-бизнеса в целом и отдельных его отраслей в частности. В ближайшие годы количество таких площадок будет увеличиваться. 

2.10. Дистанционное обучение  и online-консультации

Продажа через Интернет услуг по дистанционному обучению и  оказание консультационных услуг получили в последнее время широкое  распространение. В условиях нехватки времени и отсутствия возможности у современного человека посещать занятия физически, дистанционные формы обучения приобретают широкую популярность.

При такой форме  обучения необходим постоянный обмен  информацией между обучаемым  и учебным заведением. Удобным средством для такого обмена является Интернет. Некоторые документы, которые невозможно передать в электронном виде (договор на обучение, диплом или сертификат, некоторые учебные материалы) высылаются сторонами друг другу по почте. Среди консультационных услуг, предоставляемых через Интернет, можно выделить медицинские консультации больным, нуждающимся в постоянном наблюдении врача, юридические и аудиторские консультации. Преимущества таких консультаций состоят в отсутствии географических барьеров и возможности получить необходимую помощь незамедлительно. 

2.10.1. Дистанционное  обучение

Учебное заведение, предоставляющее услуги по дистанционному обучению через Интернет, как правило, создает сайт, посвященный этому  вопросу. Обычно такой сайт содержит информацию по следующим направлениям:  

  • информация об учебном заведении. Лицензии, сертификаты, история учебного заведения, адрес и контактные данные; 
  • учебные программы. Подробные учебные планы, информация о преподавателях, ведущих основные предметы, продолжительность обучения, промежуточные этапы, информация о зачетах и экзаменах, которые необходимо сдать для успешного окончания обучения; 
  • форма и статус документа об успешном окончании обучения (государственный диплом о переподготовке, сертификат и т. п.), название специальности, присваиваемой при успешном окончании обучения; 
  • цены и условия оплаты; 
  • предоставляемые учебные материалы (книги, методические руководства, видео- и аудиокассеты и т. д.); 
  • информация о ближайших датах начала программ обучения;  
  • форма для заполнения и отправки заявления о приеме в программу обучения.

Информация о работе Основные виды сетевого бизнеса