Риски в предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы явилось всесторонние рассмотрение
факторов риска, связанных с деятельностью ООО «РН-Сахалинморнефтегаз»
При изучении данной работы необходимо рассмотреть классификацию рисков, способы защиты от рисков и оценка рисков.
Написание работы проводилось на основании журнальных статей, научной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1. Теоретические аспекты предпринимательских рисков……………4
1.1 Классификация рисков………………………………………………….4
1.2 Способы защиты от рисков…………………………………………….14
1.3 Оценка рисков…………………………………………………………..20
2. Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью ООО «РН-Сахалинморнефтегаз»………………………………………………23
2.1 Страновые и региональные риски……………………………………..23
2.2 Отраслевые риски……………………………………………………….25
2.3 Прочие риски, связанные с деятельностью общества………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………30
Список используемой литературы………………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая-риски в предпринимательской деятельности.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

      Одно  из главных правил финансово-хозяйственной деятельности гласит: “Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня”, а для этого необходимо правильно управлять предпринимательскими рисками.

       Управление предпринимательскими рисками – это комплекс мероприятий, направленный на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации.  
Основные этапы процесса управления риском может быть представлена следующем образом:
 
 

        
 

        
 
 
 
 

     Для анализа предпринимательского риска  нужна прежде всего быстрая и  достоверная информация. “Как отметил президент Немецкого исследовательского сообщества профессор Хиберт Маркль, в XXI в. в условиях более жесткой конкуренции, вызванной глоболизацией рынков, победу будут одерживать не крупные предприятия над малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки”. Второй этап управления риском представляет собой совокупность методов выявления риска.

     Методы  выявления риска:

       Для того, чтобы оценить риск  и принять соответствующее решение,  необходимо собрать исходную  информацию об объекте-носителе  риска. Эта первичная стадия  носит название “выявление риска” и включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов.

      Снижение  риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще всего оно осуществляется при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств и т.д.

      Для снижения степени финансового риска  применяются различные способы:

      - диверсификация;

      - приобретение дополнительной информации  о выборе и результатах; 

      - лимитирование;

      - страхование (в том числе хеджирование) и др.

      Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

      Инвестор  иногда принимает решения, когда  результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. “Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределенней, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоко надежной”. Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром. Информация является очень ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства, последнее носит название эккаутинг. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

      Лимитированиеэто установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска; банками оно применяется при выдаче ссуд и т. п., хозяйствующим субъектом - при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т. п.; инвестором   при определении сумм вложения капитала и т. п.

      Кроме того, есть возможность уменьшить риск с помощью хеджирования (в переводе - ограждение от потерь) Эта форма страхования у нас практически не известна. К примеру, фирмы, специализирующиеся на обработке сырья, страхуют прогнозируемый уровень доходов передачей риска другой стороне, используя хеджирование. В США сырьевые материалы обычно покупаются и продаются на сырьевых товарных биржах, крупнейшими из которых являются Чикагская и Нью-Йоркская.

      Цены, фиксируемые в фьючерсах, могут  колебаться на рынке в соответствии с изменениями соотношения спроса и предложения. Предположим, к декабрю  2008 года спрос на октябрьское 2009 года зерно может вырасти, и покупатели фьючерса могут, заплатить уже большую цену (12 долл.) за доставку зерна к указанному сроку, если не успели заключить сделку в октябре. Необходимо отметить, что такие колебания цен привлекают к сырьевым рынкам и биржам спекулянтов. Дело в том, что цены во фьючерсных контрактах гарантированы. Поэтому спекулянты скупают фьючерсы и в случае рыночного роста цен продают их потребителям, получая всю или часть разницы.

      Встречаются и другие разновидности хеджирования. Бизнесмены могут застраховаться от колебаний цен путем заключения контрактов «с условным требованием» (долгосрочных соглашений между покупателями и поставщиками), в которых указываются количество и цены на продаваемые товары или услуги. Продавец и покупатель получают от таких контрактов взаимную выгоду.

      Кроме того, в США распространен перевод  части финансового риска при дорогостоящих наукоемких разработках на другие компании, которые в случае неудачи всего проекта возьмут на себя часть финансовых потерь (венчурные или рисковые компании).

      Кроме этого существует множество путей  минимизации риска, такие как: контроль за качеством производимой продукции  или оказываемых услуг; тщательный подбор персонала предприятия; проверка контрагентов; правильное оформление заключаемых хозяйственных договоров и т.п.

     Сохранение  риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотренна (т.е. риск без финансирования). Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или резерв риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием.  Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Например, крупной корпорации нецелесообразно через страховую компанию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры. К недостаткам самострахования следует отнести дополнительные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска, воздействие инфляции на фонд риска.

      К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и т. д.

      Меры  по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а так же различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

      Страхование:

      Каждое  стихийное бедствие и несчастный случай рассматриваются как опасность, затрагивающая предметы труда, в связи с чем возникает страховое отношение, то есть объект страховой защиты. Причем страховое событие не является объектом страхования. Этим объектом выступает риск, который может произойти, а может и не произойти.

      Страхование предпринимательских рисков представляет собой отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий). Система страхования зависит от специфики работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:

      во-первых, страховые имущества и имущественных  ценностей;

      во-вторых, страхование грузопотоков;

      в-третьих, страхование ответственности, которая включает в себя общегражданскую ответственность (риск загрязнения окружающей среды) и ответственность работодателя перед работниками.

      Договор страхования является соглашением  между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

      К внутренним недостаткам страхования  можно было бы отнести следующие:

  • вынужденное финансирование управленческих расходов и прибыли страховщика;
  • издержки, связанные с перераспределением ущерба среди страхователей;
  • внутренние риски страховщика;
  • временной фактор.

      Основная  проблема страхования заключается в том, что практически никогда оно (страхование) не может обеспечить полную компенсацию  всех убытков.

      В некоторых случаях, если величина риска  очень велика, то предприниматель  может избежать риска. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском.

      Заключительным  этапом управления риском является контроль и корректировка результатов  реализации выбранной стратегии  с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках  и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д.

      Но  для того, чтобы наиболее эффективно  управлять рисками на предприятии должна быть введена должность “менеджера по риску” или, как его еще называют, риск - менеджера. Он должен знать, как уменьшить степень вероятного риска до наиболее низкого возможного уровня, одновременно обеспечив достижение заданных уровней рентабельности. Кроме того, он должен предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных для фирмы событий.

     Важное  значение в уменьшении риска имеет  правильное управление финансами. Ключевую роль здесь играет финансовый менеджер. Он может уменьшить потенциальные финансовые трудности путем своевременного направления долгосрочных инвестиций в прибыльные предприятия, а также правильного определения комбинаций разумного риска и надежности при использовании финансовых ресурсов фирмы. Кроме того, финансовый менеджер при правильном управлении оборотным капиталом может обеспечить наличие необходимого количества активов для покрытия непредвиденных финансовых потерь фирмы.

     Рассмотрим  некоторые практические вопросы, с  которыми сталкивается предприниматель, начиная свой бизнес. В первую очередь это ответственные, связанные с принятием на себя полного риска решения о размещении и использовании материальных, сырьевых, финансовых, кадровых и других ресурсов. Главная проблема разумного распределения ресурсов в бизнесе связана с вечной проблемой - конфликтом между неограниченными желаниями и ограниченными возможностями. Здесь чаще всего возникает несколько вопросов общего плана, которые нужно знать и помнить любому предпринимателю:

     -какие  конкретно товары (или услуги) будут  производиться (предоставляться);

     -кому  эти товары или услуги будут  предназначены; 

     -каким  образом товары (или услуги) будут  производиться (осуществляться);

     -насколько  нужно ежегодно увеличивать поступления  ресурсов (материалов, сырья, финансов, кадров и т. д.) для обеспечения  роста производства.

     Правильная  постановка этих вопросов и их учет при организации дела могут уменьшить  риск предпринимателя уже на самом начальном этапе бизнеса  

      1.3 Оценка рисков.

      Риск  есть вероятностная категория, и  в этом смысле наиболее обоснованно  с научных позиций характеризовать  и измерять его как вероятность  возникновения определенного уровня потерь. Таким образом, строго говоря, при обстоятельной, всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины. Построение подобной таблицы или кривой вероятностей потерь является исходной стадией оценки риска. Но применительно к предпринимательству это чаще всего чрезвычайно сложная задача. Поэтому практически приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким главным показателям, критериям, величинам, представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска. С этой целью первоначально выделим определенные области, или зоны, риска в зависимости от величины потерь.

Информация о работе Риски в предпринимательской деятельности