Системный подход к управлению стоматологическим учреждением в новых экономических условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики в деятельности стоматологической организации, как коммерческой, так и некоммерческой, необходимо определить перспективы ее деятельности исходя из целей получения максимального экономического эффекта ее функционирования. Таким образом, в реальных условиях важное значение приобретает реализация задачи подготовки персонала к работе в рыночных условиях, в условиях многоканального финансирования, в условиях повсеместного ресурсосбережения и формирования идеологии: «Достигнуть максимальных результатов деятельности при минимальных затратах».

Работа содержит 1 файл

Системный подход к управлению стоматологическим учреждением в новых экономических условиях.docx

— 85.94 Кб (Скачать)

8.3. Системный подход  к управлению стоматологическим  учреждением в  новых экономических  условиях

В условиях рыночной экономики в деятельности стоматологической  организации, как коммерческой, так  и некоммерческой, необходимо определить перспективы ее деятельности исходя из целей получения максимального  экономического эффекта ее функционирования. Таким образом, в реальных условиях важное значение приобретает реализация задачи подготовки персонала к работе в рыночных условиях, в условиях многоканального финансирования, в условиях повсеместного ресурсосбережения и формирования идеологии: «Достигнуть максимальных результатов деятельности при минимальных затратах».

При таком подходе  к управлению стоматологической  поликлиникой необходимо формирование команды единомышленников, новых  подходов к управлению подчиненными, развития у них инициативы, нестандартного мышления, ответственности за результаты своего труда.

Планирование, организация, мотивация и контроль представляют собой основные инструменты менеджмента, обеспечивающие процесс координации  деятельности подразделений разных уровней для достижения общих  целей всей организации. Менеджмент характерен как гибкий динамичный процесс, постоянно корректирующийся хозяйственной  ситуацией. Менеджмент сегодня представляет органическое единство маркетинга и  инновации.

Первую же скрипку  в современном менеджменте играет менеджмент финансовый. В финансовом менеджменте работа с человеческими  ресурсами имеет два аспекта: каждый менеджер, даже линейный менеджер - заведующий отделением стоматологического учреждения, призван быть высококлассным специалистом в области финансов. Это необходимо хотя бы потому, что  каждое управленческое решение в  условиях рынка оценивается по соотношению  «затраты - прибыль», т. е. любая хозяйственная  акция должна приносить стоматологической  организации прибыль не ниже среднего запланированного уровня. А чтобы  этого добиться, надо очень хорошо разбираться в ключевых вопросах финансов. Это требует специальной  финансовой подготовки менеджеров всех уровней, особенно - высших (главные  врачи стоматологических поликлиник, руководители коммерческих стоматологических  предприятий и организаций их заместители).

Кроме того, очень  важно добиться, чтобы каждый сотрудник  ЛПУ стоматологического профиля  в той или иной степени грамотно мог разбираться в основных финансовых вопросах, поскольку многие управленческие решения принимаются теперь коллективно, и надо квалифицированно рассматривать  проблемы бизнеса, «финансового облачения» любой хозяйственной акции. Наконец, учитывая возрастающую стоимость используемых в стоматологии ресурсов, крайне важно, чтобы любой работник ЛПУ, реализуя групповые задания, всегда в полной мере представлял, как это повлияет на финансовые результаты деятельности стоматологического учреждения и как  это повлияет на его заработную плату  и другие формы материального  поощрения. Иными словами, если ЛПУ  стоматологического профиля хочет  преуспевать в условиях рынка, она  должна добиться положения, когда любой  сотрудник представлял бы, по крайней  мере, основы управления финансами.

Современный менеджмент, выступает не только в качестве науки  и практики управления, организации  управления организацией, процесса принятия и реализации решений, сколько искусством управления людьми. Каждый человек, как  известно, индивидуален. К каждому  нужен особый, свой собственный подход, если менеджер хочет, чтобы данный работник раскрыл весь свой потенциал. Не будучи знатоком человеческой натуры, менеджер не сможет рассчитывать на успех. Практика убеждает, что результаты работы подчиненных  во многом предопределяются характером отношений с руководителем.

Конечно, менеджер - это  лицо, наделенное большими полномочиями. Он решает, что делать, как делать, кому делать и несет за это ответственность. Но вместе со своим статусом, своим  положением в коллективе он должен приобрести авторитет, стать подлинным  лидером. Для этого важно найти  правильный стиль общения и руководства, под которым понимается привычная  манера поведения менеджера в  отношениях с подчиненными для оказания на них энергичного воздействия, побуждая их к активной деятельности. Каждый менеджер должен быть глубоко  индивидуальной личностью и выработать свой собственный стиль руководства.

В условиях рынка авторитарный стиль исчерпывает свои возможности. Демократизм в управлении существенно  повышает заинтересованность коллектива в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создает благоприятную  психологическую атмосферу. Когда  во главе коллектива стоит умный, тактичный человек, умеющий тонко  разбираться в людях, доверять им, ценить их деловые и человеческие качества, то успех фирме обеспечен. Успех менеджера в решающей мере определяется тем, в какой степени  он учитывает традиции коллектива, способность и готовность подчиненных  к выполнению заданий, а также  свой собственный потенциал, обусловленный  уровнем образования, стажем работы, психологическими способностями и  пр.

В задачи руководителя ЛПУ входят разработка концепции  управления трудовым коллективом. Главная  проблема в этой области состоит  в его способности создать  условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей, возбуждения в людях энтузиазма, стремления выполнять поставленные перед ними задачи наилучшим образом. Ныне общепризнано, что успех в  деятельности почти полностью предопределяется умением менеджера работать с  коллегами, его личными качествами, способностью эффективно руководить людьми. Здесь особенно важны:

  • способность менеджера организовать работу коллектива оптимальным образом;
  • умение общаться с каждым сотрудником на основе современных требований;
  • найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач.

Организация труда  коллектива базируется на способности  менеджера четко распределять обязанности  между работниками, определять и  ставить конкретные задачи, отражать их количественными и качественными  параметрами, определять время, нужное для практической реализации задания, обеспечить информационную базу и необходимые  технические средства, конкретизировать последовательность выполнения заданий, исходя из их срочности и важности.

Умение работать с  людьми в значительной мере зависит  от личных качеств менеджера, от его  способности выявлять индивидуальные особенности характера каждого  сотрудника и осознания того факта, что конечный результат деятельности коллективе в значительной мере зависит  от стиля общения руководителя и  подчиненного. Важное значение имеет сила убеждения, уважительный тон беседы, обстановка, в которой происходит деловой разговор, учет индивидуальных особенностей собеседника.

В стиле общения  руководителя с подчиненными возможны разные варианты. В одних случаях  подчиненному даются директивные указания, которые затем подробно разъясняются. В других - предоставляются широкие  возможности в принятии решений, в появлении инициативы с последующим  жестким контролем над исполнением. Выбор конкретного стиля поведения  зависит от степени компетентности и заинтересованности сотрудника в  повышении результатов своего труда, преуспевании деятельности организации. Если сотрудник некомпетентный и  не заинтересован в результатахсвоего  труда, менеджеру рекомендуется  применять директивно-побудительный  тип поведения. Но если работник некомпетентен, но заинтересован в результатах  труда (например, молодой врач-стоматолог), ему должно оказываться постоянное внимание и уважительный стиль общения. Для специалиста высокой квалификации, незаинтересованного в собственном  преуспевании и фирмы в целом, необходимо создание системы стимулов. Наконец, если работник обладает необходимыми специальными знаниями и стремится  добиться наилучших результатов, ему  следует предоставить широкие возможности  для творчества в труде.

Способность найти  и применить средства воздействия  на коллектив, каждого работника  в целях возникновения энтузиазма, потребности трудиться эффективно - наиболее ответственная и сложная  задача менеджера. Здесь особое значение приобретает его желание акцентировать  внимание на результатах, достигнутых  каждым сотрудником - врачом, медицинской  сестрой и т. п., способность проявить заботу, выразить благодарность за достигнутый результат, обеспечить материальные и моральные стимулы  к труду. В отечественных муниципальных  ЛПУ стоматологического профиля  материальные стимулы пока еще далеки от совершенства, поскольку основой  оплаты труда до сих пор является пресловутая единая тарифная сетка (ЕТС) в сочетании со сдельно-премиальной  оплатой. В экономически развитых странах (таких как США) ситуация выглядит несколько по-другому.

Профессия стоматолога  в США считается престижной и  одной из самых высокооплачиваемых. В 2004 году на лечение и оздоровление зубов ушло 4.5% всех медицинских расходов жителей США, а оборот этого рынка  достиг $34.8 млрд. По данным Министерства труда США стоматологи занимают седьмое место по уровню заработка. Их опережают только другие представители  «медицинского цеха» - хирурги, гинекологи, анестезиологи, специалисты по внутренним болезням, педиатры и психиатры. Зарплаты стоматологов больше, чем у управляющих  крупных компаний и юристов.

Заработная плата  стоматологов значительно различается  по штатам. Так, например, в столице  США - Вашингтоне - среднестатистическая зарплата зубного врача составляет $120,5 тыс. в год. В Нью-Йорке данный показатель составляет $132,3 тыс., в Лос-Анджелесе - $127,6 тыс., в Сан-Франциско - $133,4 тыс., в Чикаго - $123,2 тыс., в Бостоне - $124,8 тыс. В американской «глубинке» заработки  зубных врачей могут быть несколько  меньше. Так, например, в городе Канзас-Сити (штат Миссури) она составляет почти $114.2 тыс. в год, а в городе Лексингтоне (штат Кентукки) - $109,3 тыс. О таких  доходах российские стоматологи  пока только мечтают. Тем не менее, доходы владельцев частных стоматологических  кабинетов в 2007-2008 гг. даже в условиях Дальнего Востока России неуклонно  растут, что делает эту профессию  весьма перспективной.

Однако, если большинство  выпускников стоматологических  школ США получив звание доктора стоматологической хирургии (DDS) или звание доктора зубоврачебной медицины, что является эквивалентом первого, приобретают свой собственный офис, стоматологическое оборудование сразу после окончания школы и начинают заниматься частной практикой, то большинство выпускников стоматологических факультетов дальневосточного региона планируют работать в государственной стоматологии. И тем не менее, ситуация в регионе меняется, поскольку ежегодно число частных стоматологических учреждений стабильно увеличивается.

В США большинство  стоматологов работают в одиночку, имеют свой собственный бизнес и  нанимают немногочисленный персонал. Некоторые имеют партнеров, и  лишь немногие (как правило, по семейным обстоятельствам) работают ассистентами у других дантистов. По данным Американской ассоциации дантистов (ADA) около 80% дантистов, занятых в частной практике, оформили свой бизнес как единоличное владение, 13% офисов представлены как партнерства. По данным Министерства финансов США, в 2003 году в стране было зарегистрировано 17,6 млн. малых бизнес-организаций (в это число не включены фермерские хозяйства). В 2003 году из всех американских фирм в секторе малого бизнеса прибыльными были 74,9%. Малые компании, оказывающие стоматологические услуги, заняли второе место по прибыльности и доходности (они уступили только окулистам) - 91,8% зубоврачебных кабинетов являлись прибыльными.

Во многих отечественных  стоматологических учреждениях  в последнее время наблюдаются  положительные тенденции в менеджменте - деятельность их трансформируется применительно  к изменениям внешней среды. Все  более характерной становится адекватная реакция на изменение конъюнктуры  рынка, осваиваются новые направления  и инструменты ведения дела в  рыночных условиях. В большинстве  стоматологических предприятий  неуклонно улучшаются стиль и  приемы управления, внедряются более  совершенные методы работы с персоналом, повышается уровень кадровой политики. Вместе с тем практика выдвигает  ряд серьезных проблем в данной области. В большинстве наших  стоматологических поликлиник у  работников отсутствует фундаментальная  мотивация для эффективной деятельности, они не принимают на себя всю полноту  ответственности за принятие и реализацию управленческих решений, не отождествляют  себя с организацией, не понимают объективную  необходимость достижения единства личных интересов и интересов  ЛПУ.

Многим врачам-стоматологам и зубным техникам не хватает профессиональных знаний и желания их постоянно  расширять. Они не способны всесторонне  оценивать последствия принимаемых  решений, не в состоянии адекватно  реагировать на меняющиеся обстоятельства. Немало специалистов ориентируется  больше на практику других стоматологических  учреждений, нежели на самостоятельный  анализ ситуации на рынке стоматологических  услуг. Это способно принести огромный ущерб из-за характерных для России быстрых изменений макроэкономической среды.

В организации работы ЛПУ стоматологического профиля  также имеется много пробелов, например, нет налаженного взаимодействия между подразделениями. Связи между  отделениями осуществляются, как  правило, через руководство ЛПУ. Работники, не имеющие постоянной интеллектуальной и информационной помощи коллег из других подразделений, сознают себя только представителем коллектива отдельного звена, а не частицей корпорации в  целом. Из-за этого в их работе отражаются узкие интересы коллектива подразделения, а отнюдь не стратегические интересы учреждения в целом. Из-за сложившегося положения руководителям приходится всю основную работу, особенно в  стратегическом плане, брать на себя, сосредоточиваться на организации, координации и контроле, вместо того, чтобы больше уделять внимания анализу, прогнозированию, планированию, стимулированию труда.

Создание  команды единомышленников

В рыночных условиях в стоматологическом учреждении важным участком деятельности менеджера, определяющим возможности достижения стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных, самонастраивающихся  структур, которые обычно именуются  командой. Речь идет не просто о группе профессионалов. Команда - это тщательно  сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий  на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Строго говоря, весь коллектив должен быть командой, самостоятельно решающей текущие проблемы. В этом случае менеджер имеет больше времени для  решения стратегических задач.

Информация о работе Системный подход к управлению стоматологическим учреждением в новых экономических условиях