Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – рассмотреть теоретические аспекты системы стратегического управления предприятия. На основании определенной цели в работе был поставлен и решен ряд задач, а именно:
- рассмотреть сущность стратегического управления;
- изучить понятие планирования, а также его виды;
- определить понятие совокупного планирования;
- рассмотреть понятие календарного планирования;
- разобрать основные этапы стратегического планирования на предприятии;
- рассмотреть тему контрольной работы применительно к организации РУП «Белтелеком».

Работа содержит 1 файл

главное.doc

— 228.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Слово “стратегия” произошло  от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.   

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. [1, c. 146]

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. [2, c. 54]

Актуальность данной темы заключается в том, что процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, а управленческие решения – это фундамент дальнейшего развития и процветания любой организации. Задача планирования - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Стратегическое планирование – относительно молодой вид деятельности фирм. Его предшественником стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50-х годах. Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами. В конце 60-х годов на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование. В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным. Оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д. Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы. В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Сегодня, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. [3, c. 150]

В процессе развития стратегического  планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач.

Пик популярности формального  стратегического планирования пришелся на окончание 70-х – начало 80-х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы.

Цель данной контрольной  работы – рассмотреть теоретические  аспекты системы стратегического  управления предприятия. На основании  определенной цели в работе был поставлен и решен ряд задач, а именно:

-   рассмотреть сущность стратегического управления;

-   изучить понятие планирования, а также его виды;

-   определить понятие совокупного планирования;

-    рассмотреть понятие календарного планирования;

- разобрать основные этапы стратегического планирования на предприятии;

-   рассмотреть тему контрольной работы применительно к организации РУП «Белтелеком».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы стратегического планирования

 

    1. Понятие планирования

 

Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы фирмы.

Понятие «планирование  деятельности фирмы» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, с точки  зрения общей теории фирмы, ее природы. Второй - конкретно-управленческий. Здесь  планирование одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение. Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. [4, c. 486]

В условиях рыночной экономики  устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное  планирование его экономической  деятельности. Планирование функционирует  в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики, заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности. Выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

На нынешнем этапе  развития для большинства предприятий  главной целью планирования является получение максимальной прибыли.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента  и в целом всей экономической системы хозяйствования. План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. [5, c. 59]

Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная  и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает  система свободных рыночных отношений  между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль над их выполнением.

 

 

    1. Виды планирования. Совокупное планирование производства. Календарное планирование

 

Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:

- оперативно – календарный;

- текущий;

- среднесрочный;

- долгосрочный;

- стратегический.

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный  в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит  в сроках получения конечного  результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов (рис. 1).

Например, подготовка производства и продажи изделия  включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и  материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с  этим каждый вид планирования имеет  характерные отличия. Они заключаются:

-   в точности устанавливаемого интервала планирования;

- в степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;

-    в степени точности расчетов затрат и результатов производства;

-    в порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Взаимодействие плана и организационно-экономического механизма управления производством продукции (услуг) на предприятии

 

 

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах. [7, c. 36]

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.

 

Таблица 1 - Основные показатели по видам планирования

Стратегическое

Долгосрочное

Текущее

Операционно-календарное

1)Наименование продукта (услуг)

Перечень  важнейшей номенклатуры продукции

Перечень  и количество позиций номенклатуры продукции

Подетальный перечень и количество позиций номенклатуры продукции

2)Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат

Сумма расходования ресурсов по видам продукции

Сумма расходования ресурсов по видам и  номенклатуре продукции

Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции

3)Ориентировочные  подвижные сроки исполнения

Календарные сроки исполнения

Точно установленные сроки исполнения

Почасовые и суточные графики исполнения

4) Ответственные исполнители, без указания соисполнителей.

Ответственные исполнители и соисполнители  по этапам и видам работ

Подробный перечень исполнителей по этапам и  видам работ и номенклатуре продукции.

Подетальное распределение работ среди исполнителей

5) Эффективность  (достижение цели, окупаемость затрат)

Превышение  дохода над расходами (прибыль)

Сумма чистого дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции


 

Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. [9, c. 361]

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. Среднесрочные вклады предусматривают разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределении ресурсов. В нем приводятся детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию. [11, c. 560]

Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает:

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии