Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйтвенной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платой" способного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий.

Содержание

Введение 3
1 Основные понятия стратегии предприятия 5
2 Общая характеристика предприятия 8
3 Матрица стратегических ресурсов предприятия 14
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

стратегическое планирование разрез Красногорский.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Введение

Для предприятия любой  формы собственности и любых  масштабов хозяйтвенной деятельности существенно управление хозяйственной  деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.

Многие хозяйственные  зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении  потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет  надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платой" способного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все предприятия осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта та продукции на рынке. Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.

Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).

Также замечено новое  явление - взаимоотношения предприятий  с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией  час-ти продукции предприятия, а  остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие  может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства. Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.

Таким образом, менеджмент и стратегическое управление деятельности предприятия необходимы в любой  сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.

Целью данной контрольной  работы является изучение имеющихся ресурсов предприятия и способности достижения поставленных целей на примере предприятия ОАО «Разрез Красногорский»

 

 

 

 

 

1 Основные понятия  стратегии предприятия

Планирование - процесс  определения целей, стратегий, а  также мероприятий по их достижению за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.

В понятие "планирование" входит определение целей и путей  их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как  сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимоувязаны между собой.

В основу разработки стратегического  плана ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней  среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиций организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. На основе такого анализа формируются цели развития организации, формируются стратегические хозяйственные единицы и выбираются стратегии их достижения.

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет  ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Общая характеристика предприятия

 

Изучаемым в данной контрольной  работе  предприятием будет служить Открытое акционерное общество «Разрез Красногорский», сокращенное наименование: ОАО «Разрез Красногорский».

Основная деятельность данного  предприятия - разработка угольных месторождений  открытым способом.

Основной вид выпускаемой продукции – каменный уголь марок ТР (тощий рядовой) и АР (антрацит рядовой).

Угленосные площади  Кузнецкого бассейна занимают около 1/3 территории Кемеровской области. Балансовые запасы угля, подсчитанные до глубины 600 м., составляют 56 млрд. тонн.

По запасам коксующихся углей Кузнецкий бассейн – самый крупный в России. Их величина составляет 42,8 млрд. тонн, из них дефицитных марок Ж. К. ОС – 25,4 млрд. тонн. Доля Кузбасса в балансовых запасах России составляет 40%, а по коксующимся углям – более 73%. По запасам углей, пригодных для разработки открытым способом Кузбасс занимает второе место после Канско-Ачинского бассейна. По степени их промышленного освоения – первое. Кузнецкие угли отличаются высокими потребительскими свойствами, и соответствует мировым стандартам качества.

Ближайшей перспективой является создание новых рабочих мест для шахтеров Кузбасса.

В дальнейшем предполагается осваивать  Уропско-Караканское и Ерунаковское месторождения, что позволит создать  не менее 15 шахт. Кроме того, будет  продолжаться осваивание месторождений в Междуреченске, Ленинск-Кузнецкий, Осинники, Калтан. Учитывая, что на все названные участки недр есть потенциальные инвесторы, строительство и ввод шахт и угольных разрезов позволит Кузбассу выйти на 170-миллионный рубеж добычи.

Конкурентов не имеет, так как пласты, которые разрабатывает разрез, имеют мощность от 1 до 10 метров и по степени метаморфизма существенно отличаются от углей других предприятий Томусинского и Мрасского районов. Экологически чистый, с низким содержанием свободных, химически активных веществ энергетический уголь марки «Т» пользуется спросом на предприятиях энергетики и густонаселенных регионах Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Новосибирской и Тульской областей ОАО «Разрез Красногорский» является одним из самых перспективных предприятий Кузбасса.

Основные производственные показатели превысили уровень предыдущего  года: рост по добыче угля составил - 10,1 %, рост по вскрышным работам - 10 %, отгрузка концентрата с обогатительной фабрики  снизилась на 13% из-за реконструкции обогатительной фабрики.

ОАО «Разрез Красногорский» является одним из самых перспективных  и конкурентоспособных предприятий  Кузбасса. По предварительным прогнозам  планируется  увеличить объём  добываемого угля.

ОАО «Разрез Красногорский» разрабатывает Сибиргинское и Томское месторождения каменного угля. Балансовые запасы углей марки Т и А на 01.01.06г. составляют 131 485 тыс. тонн из них метаморфизованных углей (условно марка А) - 11 103 тыс. тонн. Установлен лицензией минимальный уровень добычи 5 млн. тонн, а максимальный до 8 млн. тонн в год.

Лицензия на добычу каменного угля КЕМ 0056 ТЭ от 29 ноября 1993 года выдана на срок до 01.01.2013 года. Условия лицензионного  выполняются в полном объеме.

Горный отвод разреза утверждён 31 декабря 1974 г. В августе 1979 года по Акту 718 утверждена прирезка по участкам Сибиргинский N7 и N8. Изменения и дополнения внесены в Лицензию также Дополнениями N3 и N4.

В 2003 без изменения объёмов запасов  и границ Актом N 1506 от 30 июля 2003 года оформлен единый горный отвод.

Границами разреза являются на северо-востоке целик под реку Томь; на юго-западе граница горного  отвода разреза «Междуреченский»; на юге и юго-востоке, в пределах участка Кийзакский N8 – выход  пласта XXXI под наносы, в пределах участка Сибиргинский N8,между участком Кийзакский N9 и Безводной разведочной линией – выход пласта XXXIII. Далее до участков разреза «Междуреченский» граница проводится вдоль выходов пласта XXXV под наносы; на северо-западе - линия разноса борта разреза под углом 40 градусов ведется до пересечения с отметками +180 м. и +230 м.

Добываемые угли поставляются на внутренний и внешний рынок  в рядовом, сортированном и  обогащённом  виде. Доля поставки в ближнее и  дальнее зарубежье составила в 2005 году около 72% от ежегодной добычи.

Около 2,1 млн. тонн рассортировывается на трех сортировках на классы 0-0,25,0-50 мм и 25-150,50-250 мм и поставляется в  энергетику и отрасли металлургии.

В составе разреза  находится модульная обогатительная фабрика, на которой предусмотрено обогащение ежегодно около 2,4 млн. тонн тощих и метаморфизованных углей. Выход концентрата не превышает 70%. Концентраты имеют зольность 10-13%, выход летучих 2 – 8% и используются как заменители кокса, коксовой мелочи и антрацита в различных технологических процессах на внутреннем и внешнем рынках.

Предусмотрено увеличение объемов добычи угля. В связи с  увеличением объемов добычи планируется  приобретение нового горно-шахтного оборудования: экскаватор ЭШ 20/90, экскаватор RH 90С Тerex, погрузчик САТ 988G, бульдозер WD-600, буровой станок Tamrok D 50 KS, топливозаправщик КАМАЗ 53215, кран Либхен LTM 1090-4.1.

Планируется провести проектные  работы по корректировке горно-транспортной части с учетом прирезки участка  «Сорокинский».

ОАО «Разрез Красногорский» не планирует отказываться от какого-либо вида деятельности или его части.

Следует отметить, что  основные показатели работы предприятия  выполняются, имеется устойчивая тенденция  к росту объемов производства, качественному улучшению работы, также имеется рост производительности труда.

В настоящее время происходит снижение цены на угли энергетических марок в связи с падением спроса на угольную продукцию.

Деятельность общества сопряжена с наличием факторов риска, которые можно распределить по следующим категориям:

- сезонность поставок: для энергетических углей марок  ТПК – наибольший спрос в  ноябре- феврале, в остальное время  примерно 50%, с мая по октябрь  снижение спроса на рынке, несбалансированность  программ в поставках угля  на предприятия РАО ЕЭС; для концентрата

– примерно один раз в 3-4 года отмечается спад поставок в  связи с долларовыми проблемами, возникающими с реализацией металла  на внешнем рынке, снижение платежеспособности предприятий в связи с отсутствием  денежных ресурсов на внутреннем рынке;

- спрос - на угли  дорогих марок, при этом параллельно  серьезные проблемы с реализацией  углей тощих марок (потери в  год до 330млн.руб.),

- высокая доля плановой  прибыли в отпускных ценах  и как следствие – отсутствие  маневра на рынке при резком падении цен на угольную продукцию,

Информация о работе Стратегическое планирование