Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, реферат
В статье представлена авторская методика диагностики действующих систем управленческого учета в организациях оптовой торговли, позволяющая комплексно и рационально осуществлять постановку управленческого учета с использованием инструментария, взаимоувязанного с функциями управления организацией. Разработана модель информационной взаимосвязи диагностики и постановки управленческого учета.
Внедрение системы управленческого учета либо ее оптимизация в конкретной организации не имеют универсального алгоритма. Согласно исследованиям Экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России эффективная система управленческого учета должна способствовать решению следующих задач:
- определению стратегии развития бизнеса, формулировке целей и выработке путей их достижения;
- расчету эффективности бизнеса в целом, эффективности каждого структурного подразделения и деятельности каждого сотрудника путем внедрения сбалансированной системы показателей (ССП);
- проведению качественной оценки инвестиционных проектов и любых инноваций, осмыслению всех бизнес-процессов компании, разумной детализации всех хозяйственных операций;
    Диагностика 
действующей технологии или инструментария 
управленческого учета в 
    1) 
анализ системы управленческой 
отчетности, документооборота и 
используемых инструментов 
    Особое 
место в системе 
Использование инструментов управленческого учета, не связанных прямо с учетом издержек (CRM-анализ - учет взаимодействия с клиентами), нормирование запасов, моделирование ассортимента являются более редким явлением. В задачи диагностики входит изучение применения этих инструментов и их обоснованности с точки зрения полезности и рациональности;
    2) 
анализ степени автоматизации 
управленческого учета. 
    Особое 
значение в ходе диагностики имеет 
регистрация недостатков 
Все процедуры диагностики должны быть задокументированы. При этом само обследование и его документирование, т.е. регистрация результатов диагностики по этапам и разделам, могут производиться следующими способами:
- самообследованием - осуществлением процедур оценки и составлением отчетов специалистами подразделений, функции которых диагностируются;
    - 
проведением аутсорсинга - привлечением 
для диагностики и постановки 
управленческого учета 
    - 
комбинированным подходом - осуществлением 
самообследования 
Комбинированный подход имеет несомненные преимущества перед другими способами, так как включает их достоинства (более детальное понимание предмета диагностики по разделу специалистами подразделений и относительная дешевизна самообследования в сочетании с опытом и квалификацией привлеченных специалистов) и нивелирует недостатки первых двух способов (отсутствие комплексного подхода при самообследовании и дороговизна аутсорсинга).
Приемлемыми методами диагностики могут быть анализ документов, отчетов, файлов, графиков, наблюдение, в том числе участие во внутренних совещаниях, а также интервью, анкетирование, тестирование.
    Решение 
проблемы системного подхода к диагностике 
управленческого учета в организациях 
оптовой торговли в ее взаимоувязке с 
последующей постановкой учета может 
быть достигнуто построением схемы обследования 
(табл. 1). 
Таблица 
1 
Схема диагностики 
управленческого учета в 
оптовой 
торговли 
| Этап       диагностики  | 
  Раздел оценки | Содержание раздела | Методы      обследования  | 
| Д 
  1. Оценка      системы управления организацией  | 
  Д 1.1. Сущность    бизнеса и логика бизнес-процессов  | 
  Д 1.1.1. Анализ           структуры компании и рынков сбыта, особенностей управления. Д 1.1.2. Оценка особенностей товарной номенклатуры, торгового процесса, спроса и сбыта. Д 1.1.3. Анализ движения товарно-материальных потоков, взаимодействия подразделений, контрагентов. Д 1.1.4. Описание взаимоотношений компании с владельцами, предоставившими капитал  | 
  Анализ          документов, отчетов, графиков, интервью, анкетирование, расчетно- аналитические приемы  | 
| Д 
  1.2. Внешняя     среда организации  | 
  Д 1.2.1. Описание         конъюнктуры и сегмента рынка. Д 1.2.2. Оценка стратегии и логики развития бизнеса. Д 1.2.3. Анализ возможностей и угроз внешней среды. Д 1.2.4. Взаимоотношения с конкурентами и поставщиками  | 
  Анализ          документов, отчетов, графиков, анкетирование, тестирование, расчетно- аналитические приемы  | |
| Д 
  1.3. Штатно-     организационная структура компании  | 
  Д 1.3.1. Описание         структуры и численности персонала. Д 1.3.2. Количество и содержание уровней управления. Д 1.3.3. Оценка управляющего воздействия и обратной связи. Д 1.3.4. Оценка системы мотивации и стимулирования сотрудников  | 
  Анализ          документов, интервью, анкетирование, наблюдение, в том числе участие во внутренних совещаниях  | |
| Д 
  2. Оценка      технологии (действующего инструментария) управленческого учета  | 
  Д 2.1. Анализ      системы управленческой отчетности, документооборота, используемых инструментов управленческого учета  | 
  Д 2.1.1. Описание         перечня и схемы движения используемых в организации документов и отчетов. Анализ технологии обработки первичной учетной документации. Д 2.1.2. Выделение подразделений, выполняющих (потенциально способных выполнять) функции управленческого учета, распределение функций, взаимодействие и координация деятельности подразделений. Д 2.1.3. Описание пользователей управленческой отчетности и их целей. Д 2.1.4. Описание статей издержек, схемы распределения косвенных расходов. Д 2.1.5. Анализ применяемых инструментов управленческого учета, не связанных с учетом издержек (бюджетирование учета продаж, взаимодействие с клиентами и пр.). Д 2.1.6. Описание применяемой системы оценки результатов деятельности организации  | 
  Анализ          документов, отчетов, наблюдение, в том числе участие во внутренних совещаниях, интервью, анкетирование, тестирование  | 
| Д 
  2.2. Анализ      степени автоматизации управленческого учета  | 
  Д 2.2.1. Анализ           применения программных продуктов (типовые программные комплексы, разработанные для организации, и др.), степени их адекватности требованиям пользователей управленческого учета и отчетности. Д 2.2.2. Оценка объема автоматизации учетно- информационных потоков. Д 2.2.3. Регистрация недостатков применяемых систем автоматизации  | 
  Анализ          документов, наблюдение, в том числе участие во внутренних совещаниях, интервью, анкетирование, тестирование  | 
Формализация процессов и отчетности по диагностике и постановке учета в предлагаемой схеме сопровождается буквенно-цифровым кодированием: "Д" - диагностика; "П" - постановка.
Процедуры диагностики, обозначенные буквенным символом "Д", имеют цифровое расширение, где первая цифра означает номер этапа диагностики, вторая - номер раздела диагностики в рамках этапа, третья цифра - номер подраздела.
Буквенно-цифровое кодирование диагностики имеет важнейшее значение:
- для организации документооборота. При этом наименование файлов диагностики целесообразно использовать в соответствии с предлагаемой схемой и кодификацией, например "Д 1.1.1. Анализ структуры компании и рынков сбыта, особенностей управления", "Д 1.1.2. Оценка особенностей товарной номенклатуры, торгового процесса, спроса и сбыта" и т.д.;
- для последующей постановки и внедрения системы управленческого учета. Схема взаимоувязки диагностики и постановки учета должна быть конкретной и рациональной, поэтому отчетность по диагностике должна быть распределена по целесообразности ее применения при постановке управленческого учета;
    - 
для формализации процессов в 
целях их последующей 
    - 
для общего понимания процедур 
сбора информации персоналом 
организации. Например, бухгалтер, 
составляющий управленческий 
    Результатом 
диагностики систем управления и 
управленческого учета в 
    - 
определить стратегию развития 
предпринимательской 
    - 
рассчитать эффективность 
- проводить качественную оценку инвестиционных проектов и любых инноваций, разобраться со всеми бизнес-процессами компании и разумно детализировать все хозяйственные операции;
    - 
разработать систему сбора, 
    - 
повысить эффективность 
    - 
установить систему 
    - 
создать систему управления 
    - 
внедрить систему 
    - 
принимать обоснованные 
    Схема 
постановки управленческого учета 
для оптовой торговли представлена 
в табл. 2. 
Таблица 
2 
Схема постановки управленческого учета на основе
результатов 
диагностики 
  | ||||||||||||||||||||||||||
Предлагается осуществление постановки управленческого учета в организации оптовой торговли в пять этапов:
Первый этап - П 1. Изучение потребностей пользователей и формулирование задач системы управленческого учета.
Разработка и документирование этого этапа постановки производятся на основе диагностики количества и содержания уровней управления (Д 1.3.2), оценки управляющего воздействия и обратной связи (Д 1.3.3), отчетности о выделении подразделений, выполняющих (потенциально способных выполнять) функции управленческого учета, распределения функций, взаимодействие и координация деятельности подразделений (Д 2.1.2) и описания пользователей управленческой отчетности и их целей (Д 2.1.3).
    Качественное 
распределение функций 
Информационное обеспечение функций управления должно разрабатываться с учетом описанных в ходе диагностики перечня и схемы движения используемых в организации документов и отчетов, а также анализа технологии обработки первичной учетной документации (Д 2.1.1).
    Проведение 
бизнес-диагностики может 
На каждом этапе своего развития компания стремится к достижению определенных целей. Они могут быть различны, как и методы их достижения. Чтобы оценить близость достижения цели, необходимо выработать критерии оценки деятельности компании.
    Четко 
разработанная стратегия