Управленческий учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, реферат

Описание работы

В статье представлена авторская методика диагностики действующих систем управленческого учета в организациях оптовой торговли, позволяющая комплексно и рационально осуществлять постановку управленческого учета с использованием инструментария, взаимоувязанного с функциями управления организацией. Разработана модель информационной взаимосвязи диагностики и постановки управленческого учета.

Внедрение системы управленческого учета либо ее оптимизация в конкретной организации не имеют универсального алгоритма. Согласно исследованиям Экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России эффективная система управленческого учета должна способствовать решению следующих задач:
- определению стратегии развития бизнеса, формулировке целей и выработке путей их достижения;
- расчету эффективности бизнеса в целом, эффективности каждого структурного подразделения и деятельности каждого сотрудника путем внедрения сбалансированной системы показателей (ССП);
- проведению качественной оценки инвестиционных проектов и любых инноваций, осмыслению всех бизнес-процессов компании, разумной детализации всех хозяйственных операций;

Работа содержит 1 файл

управл.учетdoc.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    Диагностика действующей технологии или инструментария управленческого учета в конкретной организации оптовой торговли, по мнению авторов, должна осуществляться по следующим направлениям:

    1) анализ системы управленческой  отчетности, документооборота и  используемых инструментов управленческого  учета. Задача диагностики - проанализировать  уже сложившуюся систему документооборота, выявить ее недостатки и использовать в будущем достоинства. Рационализации учета в будущем может способствовать исключение из информационных потоков несущественных данных.

    Особое  место в системе управленческого  учета имеет учет коммерческих расходов торговой организации. Выявление отличительных признаков сложившейся системы учета издержек по статьям, выделение постоянных и переменных, прямых и косвенных расходов, их распределение являются одним из наиболее значимых предметов диагностики, так как именно издержки в той или иной интерпретации включаются в расчет большинства показателей эффективности организации.

    Использование инструментов управленческого учета, не связанных прямо с учетом издержек (CRM-анализ - учет взаимодействия с клиентами), нормирование запасов, моделирование ассортимента являются более редким явлением. В задачи диагностики входит изучение применения этих инструментов и их обоснованности с точки зрения полезности и рациональности;

    2) анализ степени автоматизации  управленческого учета. Внедрение  современных технологий управленческого учета в конкретной организации (второй аспект) может быть ограничено финансовыми возможностями организации, так как является настоящим инвестиционным проектом, повышающим эффективность систем управления и требующим комплексных вложений в технику, компьютерные информационные системы и интеллектуальные трудовые ресурсы (IT-специалистов). Поэтому следует продиагностировать уже введенные в эксплуатацию информационные технологии бухгалтерского учета, достаточность возможностей платформы компьютерной информационной системы для внедряемой или реорганизуемой системы управленческого учета.

    Особое  значение в ходе диагностики имеет  регистрация недостатков компьютерной обработки учетной информации в  целях предотвращения возможных  проблем при реинжиниринге системы.

    Все процедуры диагностики должны быть задокументированы. При этом само обследование и его документирование, т.е. регистрация  результатов диагностики по этапам и разделам, могут производиться  следующими способами:

    - самообследованием - осуществлением процедур оценки и составлением отчетов специалистами подразделений, функции которых диагностируются;

    - проведением аутсорсинга - привлечением  для диагностики и постановки  управленческого учета специалистов  аудиторско-консалтинговых организаций (либо работающих самостоятельно в качестве предпринимателей) по договору возмездного оказания услуг;

    - комбинированным подходом - осуществлением  самообследования подразделений  (бизнес-единиц) и их функций под  контролем аутсорсеров, использующих  результаты диагностики для постановки, внедрения и мониторинга системы управленческого учета в организации.

    Комбинированный подход имеет несомненные преимущества перед другими способами, так  как включает их достоинства (более  детальное понимание предмета диагностики по разделу специалистами подразделений и относительная дешевизна самообследования в сочетании с опытом и квалификацией привлеченных специалистов) и нивелирует недостатки первых двух способов (отсутствие комплексного подхода при самообследовании и дороговизна аутсорсинга).

    Приемлемыми методами диагностики могут быть анализ документов, отчетов, файлов, графиков, наблюдение, в том числе участие  во внутренних совещаниях, а также  интервью, анкетирование, тестирование.

    Решение проблемы системного подхода к диагностике управленческого учета в организациях оптовой торговли в ее взаимоувязке с последующей постановкой учета может быть достигнуто построением схемы обследования (табл. 1). 

Таблица 1 

Схема диагностики  управленческого учета в организации

оптовой торговли 

Этап      
диагностики 
Раздел оценки  Содержание  раздела   Методы     
обследования
Д 1. Оценка     
системы         
управления      
организацией  
Д 1.1. Сущность   
бизнеса и логика  
бизнес-процессов
Д 1.1.1. Анализ          
структуры компании       
и рынков сбыта,          
особенностей управления. 
Д 1.1.2. Оценка          
особенностей товарной    
номенклатуры, торгового  
процесса, спроса         
и сбыта.                 
Д 1.1.3. Анализ движения 
товарно-материальных     
потоков, взаимодействия  
подразделений,           
контрагентов.            
Д 1.1.4. Описание        
взаимоотношений          
компании с владельцами,  
предоставившими капитал
Анализ         
документов,    
отчетов,       
графиков,      
интервью,      
анкетирование, 
расчетно-      
аналитические  
приемы       
Д 1.2. Внешняя    
среда организации
Д 1.2.1. Описание        
конъюнктуры и сегмента   
рынка.                   
Д 1.2.2. Оценка          
стратегии и логики       
развития бизнеса.        
Д 1.2.3. Анализ          
возможностей и угроз     
внешней среды.           
Д 1.2.4. Взаимоотношения 
с конкурентами           
и поставщиками         
Анализ         
документов,    
отчетов,       
графиков,      
анкетирование, 
тестирование,  
расчетно-      
аналитические  
приемы       
Д 1.3. Штатно-    
организационная   
структура         
компании        
Д 1.3.1. Описание        
структуры и численности  
персонала.               
Д 1.3.2. Количество      
и содержание уровней     
управления.              
Д 1.3.3. Оценка          
управляющего воздействия 
и обратной связи.        
Д 1.3.4. Оценка системы  
мотивации                
и стимулирования         
сотрудников            
Анализ         
документов,    
интервью,      
анкетирование, 
наблюдение,    
в том числе    
участие        
во внутренних  
совещаниях   
Д 2. Оценка     
технологии      
(действующего   
инструментария) 
управленческого 
учета         
Д 2.1. Анализ     
системы           
управленческой    
отчетности,       
документооборота, 
используемых      
инструментов      
управленческого   
учета           
Д 2.1.1. Описание        
перечня и схемы движения 
используемых             
в организации документов 
и отчетов. Анализ        
технологии обработки     
первичной учетной        
документации.            
Д 2.1.2. Выделение       
подразделений,           
выполняющих              
(потенциально способных  
выполнять) функции       
управленческого учета,   
распределение функций,   
взаимодействие           
и координация            
деятельности             
подразделений.           
Д 2.1.3. Описание       
пользователей            
управленческой           
отчетности и их целей.   
Д 2.1.4. Описание статей 
издержек, схемы          
распределения косвенных  
расходов.                
Д 2.1.5. Анализ          
применяемых инструментов 
управленческого учета,   
не связанных с учетом    
издержек (бюджетирование 
учета продаж,            
взаимодействие           
с клиентами и пр.).      
Д 2.1.6. Описание        
применяемой системы      
оценки результатов       
деятельности организации
Анализ         
документов,    
отчетов,       
наблюдение,    
в том числе    
участие        
во внутренних  
совещаниях,    
интервью,      
анкетирование, 
тестирование 
Д 2.2. Анализ     
степени           
автоматизации     
управленческого   
учета           
Д 2.2.1. Анализ          
применения программных   
продуктов (типовые       
программные комплексы,   
разработанные            
для организации, и др.), 
степени их адекватности  
требованиям              
пользователей            
управленческого учета    
и отчетности.            
Д 2.2.2. Оценка объема   
автоматизации учетно-    
информационных потоков.  
Д 2.2.3. Регистрация     
недостатков применяемых  
систем автоматизации   
Анализ         
документов,    
наблюдение,    
в том числе    
участие        
во внутренних  
совещаниях,    
интервью,      
анкетирование, 
тестирование 
 

    Формализация  процессов и отчетности по диагностике  и постановке учета в предлагаемой схеме сопровождается буквенно-цифровым кодированием: "Д" - диагностика; "П" - постановка.

    Процедуры диагностики, обозначенные буквенным  символом "Д", имеют цифровое расширение, где первая цифра означает номер этапа диагностики, вторая - номер раздела диагностики в рамках этапа, третья цифра - номер подраздела.

    Буквенно-цифровое кодирование диагностики имеет  важнейшее значение:

    - для организации документооборота. При этом наименование файлов диагностики целесообразно использовать в соответствии с предлагаемой схемой и кодификацией, например "Д 1.1.1. Анализ структуры компании и рынков сбыта, особенностей управления", "Д 1.1.2. Оценка особенностей товарной номенклатуры, торгового процесса, спроса и сбыта" и т.д.;

    - для последующей постановки и внедрения системы управленческого учета. Схема взаимоувязки диагностики и постановки учета должна быть конкретной и рациональной, поэтому отчетность по диагностике должна быть распределена по целесообразности ее применения при постановке управленческого учета;

    - для формализации процессов в  целях их последующей автоматизации;

    - для общего понимания процедур  сбора информации персоналом  организации. Например, бухгалтер,  составляющий управленческий отчет  о количестве и стоимости реализованных  товаров по каналам продаж с кодировкой Д 1.1.2, должен понимать, что этот отчет будет использован для диагностики особенностей товарной номенклатуры, спроса и сбыта. А кадровик, формирующий информацию с кодировкой Д 1.3.4 о премировании по приказу руководителя и в соответствии с премированием по коллективному договору (положению по оплате труда), должен представить полный и достоверный отчет, чтобы в ходе анализа результатов диагностики и постановки учета была адекватно оценена система мотивации и стимулирования сотрудников.

    Результатом диагностики систем управления и  управленческого учета в организации  должны стать задокументированные объективные данные, позволяющие реализовать задачи постановки управленческого учета в торговой организации, а именно:

    - определить стратегию развития  предпринимательской деятельности, сформулировать цели и выработать  пути их достижения;

    - рассчитать эффективность деятельности  торговой организации в целом,  эффективность каждого структурного  подразделения и деятельности  каждого сотрудника путем внедрения  сбалансированной системы показателей;

    - проводить качественную оценку  инвестиционных проектов и любых инноваций, разобраться со всеми бизнес-процессами компании и разумно детализировать все хозяйственные операции;

    - разработать систему сбора, консолидации  и анализа информации (финансовой  и нефинансовой), которая более  оперативно сигнализирует о проблемах (например, количество отказов клиентов быстрее, чем уменьшение прибыли, сигнализирует о снижении качества товаров либо обслуживания отгрузки);

    - повысить эффективность управления  денежными средствами организации,  дебиторской и кредиторской задолженностью;

    - установить систему взаимоотношений  между структурными подразделениями,  организовать эффективную многоступенчатую  систему внутреннего контроля;

    - создать систему управления издержками  обращения в целях их оптимизации;

    - внедрить систему бюджетирования;

    - принимать обоснованные управленческие  решения, как стратегические, так  и оперативные.

    Схема постановки управленческого учета  для оптовой торговли представлена в табл. 2. 

Таблица 2 

Схема постановки управленческого учета на основе

результатов диагностики 

 
 
 
Этап постановки  
учета     
 
 
 
Раздел разработки   
оптимальной системы
Ссылка  на коды отчетов      
диагностики и разделов      
постановки, сведения которых 
используются  
для постановки 
раздела   
принимаются   
к сведению    
при постановке  
раздела   
П 1. Изучение      
потребностей       
пользователей      
и формулирование   
задач системы      
управленческого    
учета            
П 1.1. Составление    
перечня пользователей 
системы               
управленческого       
учета.                
П 1.2. Определение    
для пользователей     
перечня функций       
(должностных          
обязанностей)         
и их информационного  
обеспечения         
Д 1.3.2     
Д 1.3.3     
Д 2.1.2     
Д 2.1.3   
Д 1.1 (1 - 4)  
Д 1.3.1     
Д 1.3.4     
Д 2.1.1   
П 2. Анализ        
и классификация    
коммерческих       
расходов,          
выделение центров  
ответственности    
и их типов       
П 2.1. Группировка    
расходов по статьям   
издержек.             
П 2.2. Формирование   
перечня статей затрат 
путем разделения      
и укрупнения, исходя  
из существенности     
для пользователей.    
П 2.3. Выделение      
условно-постоянных    
и условно-переменных  
затрат путем          
определения факторов, 
влияющих на их        
поведение.            
П 2.4. Определение   
количества и типов    
центров               
ответственности       
в зависимости         
от диагностированных  
задач менеджмента   
Д 2.1.1     
Д 2.1.2     
Д 2.1.3     
Д 2.1.4   
Д 1.2 (1 - 4)  
Д 1.3.2     
Д 1.3.3   
П 3. Формирование  
систем             
показателей,       
разработка форм    
отчетности         
и их движения    
П 3.1. Выбор          
показателей оценки    
деятельности центров  
ответственности.      
П 3.2. Определение    
структуры             
и периодичности       
отчетных форм         
о показателях оценки. 
П 3.3. Разделение     
ответственности       
за составление,       
анализ и контроль     
отчетных форм       
Д 2.1.5     
Д 2.1.6     
П 2.4    
Д 1.1 (1 - 4)  
Д 1.2 (1 - 4)
П 4. Разработка    
регламентирующих   
документов       
П 4.1. Разработка     
регламентов           
об ответственности    
должностных лиц       
и документооборота.   
П 4.2. Формирование   
и согласование        
положения             
об управленческой     
отчетности.           
П 4.3. Разработка     
регламента            
о распределении       
косвенных затрат.     
П 4.4. Разработка     
регламента            
о формировании        
себестоимости товаров 
путем составления     
перечня издержек,     
включаемых            
в управленческую      
себестоимость.        
П 4.5. Разработка     
прочих регламентов    
учета издержек        
в зависимости         
от особенностей       
организации           
(сезонности,          
возможности           
применения            
нормативного метода   
и др.).               
П 4.6. Разработка     
регламента учета      
продаж.               
П 4.7. Разработка     
регламента учета      
клиентов.             
П 4.8. Разработка     
регламента            
нормирования запасов  
...                 
П 2.1      
П 2.2      
П 2.3      
П 3.1      
П 3.2    
Д 1.1 (1 - 4)  
Д 1.2 (1 - 4)
П 5. Формирование  
требований         
к компьютерной     
системе          
П 5.1. Формирование   
требований            
к платформе           
компьютерной          
информационной        
системы с учетом      
актуальных            
и потенциальных       
требований.           
П 5.2. Формализация   
учетно-информационных 
потоков             
Д 2.2 (1 - 3)  
П 4 (1 - 8)...
 
 

    Предлагается  осуществление постановки управленческого  учета в организации оптовой  торговли в пять этапов:

    Первый этап - П 1. Изучение потребностей пользователей и формулирование задач системы управленческого учета.

    Разработка  и документирование этого этапа  постановки производятся на основе диагностики количества и содержания уровней управления (Д 1.3.2), оценки управляющего воздействия и обратной связи (Д 1.3.3), отчетности о выделении подразделений, выполняющих (потенциально способных выполнять) функции управленческого учета, распределения функций, взаимодействие и координация деятельности подразделений (Д 2.1.2) и описания пользователей управленческой отчетности и их целей (Д 2.1.3).

    Качественное  распределение функций управленческого учета между пользователями невозможно без учета общих сведений о деятельности торговой организации за прошлые периоды (Д 1.1), оценки количества работников в подразделениях, потенциально выступающих в качестве центров финансовой ответственности (Д 1.3.1), мотивации и стимулирования работников как управленческого, так и исполнительного звеньев (Д 1.3.4).

    Информационное  обеспечение функций управления должно разрабатываться с учетом описанных в ходе диагностики  перечня и схемы движения используемых в организации документов и отчетов, а также анализа технологии обработки первичной учетной документации (Д 2.1.1).

    Проведение  бизнес-диагностики может привести к корректировке существующей системы  управления или ее полной перестройке.

    На  каждом этапе своего развития компания стремится к достижению определенных целей. Они могут быть различны, как  и методы их достижения. Чтобы оценить  близость достижения цели, необходимо выработать критерии оценки деятельности компании.

    Четко разработанная стратегия компании обеспечивает связь ее финансовых результатов  и рыночных позиций с помощью  сбалансированной системы целей.

Информация о работе Управленческий учет