Лакокрасочные материалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:56, реферат

Описание работы

Вы не задумывались о том, много ли натуральных, экологически чистых вещей в вашем доме? Наверняка, покупая дешевую советскую мебель, которая приносила в дом стойкий химический аромат и вызывала аллергию у половины домашних, вы недобрым словом поминали и ее производителей, и всю бытовую химию. И, наоборот, увидев солнечные блики на светлом дереве, прикоснувшись к натуральной керамике или прохладному металлу, вспоминали о природе. К сожалению, ни природных, ни естественных предметов в наших домах давно нет. От дерева и керамики почти всегда нас отделяет тонкий, почти невидимый слой искусственного вещества - лака. Хорошо это или плохо - попробуем разобраться.

Содержание

Введение__________________________________________________________2
I. Исходные материалы и их влияние на качество олиф, лаков и красок_______5
II. Общие свойства лакокрасочных составов и покрытий__________ ____10
III. Основы пленкообразования ____________________________________12
IV. Основные виды лакокрасочных товаров____________________________15
2. Перспективы развития производства, торговли лаками и лакокра-
сочными изделиями _____________________________________________30
II. Маркировка лакокрасочных материалов___________________________34
III. Особенности хранения и упаковки лакокрасочных материалов______________41

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 99.60 Кб (Скачать)

В обозначение  входят обычно начальные буквы наименования пленкообразующего вещества. Если применяется  смесь пленкообразующих веществ,, то обозначение устанавливается по начальной букве наименования того пленкообразующего (смолы), которое определяет основные свойства лакокрасочного состава и покрытия. Так, например, составы на одних .растительных маслах (олифы) обозначаются буквами «МА», а при введении в них канифоли и ее производных — «КФ». 

Наиболее распространенные лакокрасочные составы (лаки и краски) имеют следующие обозначения: глифталевые  — ГФ, пентафталевые — ПФ, полиэфирные  ненасыщенные — ПЭ, фенольные —  ФЛ, мочевинные — МЧ, кремнийорганические  — КО, эпоксидные — ЭП, поливинилхлоридные и перхлорвиниловые — ХВ, полиакриловые  — АК, поливинилацетатные — В  А, алкидно- и масляностирольные — МС, нитроцеллюлозные — НЦ и др. 

Полные сокращенные  обозначения лакокрасочных составов (материалов) состоят из пяти групп  знаков, следующих одна за другой слева  направо. Первая группа характеризует  вид лакокрасочного состава и  обозначается словами: «лак», «краска», «эмаль», «эмульсионная краска». Для  красок, состоящих из одного пигмента, при обозначении первой группы знаков вместо слова «краска» указывают  наименование пигмента (например, охра, белила цинковые). Вторая группа знаков определяет вид пленкообразующего  вещества и обозначается двумя буквами, как уже указывалось, например «МА» — краски на натуральных и комбинированных  олифах (масляных) и т. д. 

Между второй и  третьей группами знаков ставится тире. Третья группа знаков определяет назначение лакокрасочного состава и обозначается одной цифрой: 1 — для наружных работ, 2 — для внутренних работ, а также 0 — грунтовка, 00 — шпаклевка. Четвертая группа знаков определяет порядковый номер, присвоенный данному  материалу, пятая группа знаков —  цвет краски (обозначается словами). 

Сокращенные обозначения  для различных лаков и красок, таким образом, имеют следующий  вид: 

краска масленая коричневая 

для наружных работ                                                                        краска МА-11 коричневая 

эмаль голубая нитроцеллюлозная 

для внутренних работ                                                                     эмаль НЦ-25 

голубая эмульсионная краска 

поливинилацетатная  серая для внутренних работ                    краска эмульсионная ВА-24 

серая

 лак нитроцеллюлозный  для внутренних работ                         лак НЦ-221 

В основу классификации  лакокрасочных покрытий положены следующие  признаки: вид лакокрасочного материала, внешний вид поверхности (класс  покрытия) и условия эксплуатации. 

I. Основные виды  лакокрасочных товаров 

  

Олифы — это  главным образом переработанные растительные масла. Их применяют для  получения лакокрасочных покрытий как самостоятельно (при грунтовании  поверхности перед окраской), так  и в смеси с красочными пигментами (при приготовлении масляных красок) и различными смолами (при изготовлении масляно-смоляных лаков и эмалей). К олифам относят также растворы алкидных смол (алкидные олифы) и некоторых  других органических соединений (искусственные  или синтетические олифы). 

Натуральные олифы  состоят только из переработанных растительных масел и веществ, ускоряющих их высыхание, — сиккативов. В состав полунатуральных  и искусственных олиф входят, кроме  того, органические растворители, которые  регулируют вязкость олиф. В качестве растворителей применяют преимущественно  бензин-растворитель (уайт-спирит), скипидар и сольвентнафту. 

Переработка растительных масел в олифы заключается  в их термообработке и введении сиккативов. Растительные масла (даже высыхающие) непригодны для приготовления масляных лаков и красок. Высыхание их продолжается слишком долго (например, льняное  масло—6—8 дней), а образующиеся пленки имеют недостаточную влагостойкость и пониженные механические свойства. Это объясняется содержанием  в них низкомолекулярных соединений, окисление которых продолжается к тому же и в высохшей пленке. В результате продолжающегося окисления, например, пленка льняного масла через 30—40 дней постепенно желтеет и растрескивается. При нагревании растительных масел (совместно с сиккативами) идет процесс  полимеризации молекул масла, образуются высокомолекулярные соединения, которые  обеспечивают высохшей масляной пленке высокую влагостойкость и повышенные механические свойства. Получаемые таким  путем натуральные олифы дают пленки, которые после высыхания  окисляются в значительно меньшей  степени, чем пленки из сырых масел, а поэтому сохраняют эластичность и не становятся хрупкими более длительное время. В то же время эти пленки имеют повышенный блеск. 

Полунатуральные олифы изготовляют на основе растительных масел, в которых натуральные  растительные масла подвергнуты  еще более существенным химическим изменениям в результате сильной (жесткой) термической обработки или добавления химических реагентов, вызывающих переэтерификацию молекул масла. 

Искусственные олифы — это третья группа олиф, которые получают из искусственных  пленкообразующих веществ. Их часто  называют синтетическими, что не совсем верно, так как большую часть  исходных материалов для них получают не путем синтеза из элементов, а  при переработке отходов химических производств. Эти олифы имеют, однако, вспомогательную роль, значение их невелико. 

Натуральные олифы (льняные и конопляные). Не содержат растворителей. Их вырабатывают почти  исключительно - из высыхающих растительных масел, главным образом льняного и конопляного. Лишь иногда к ним  добавляют полувысыхающие масла (подсолнечное) и подвергают их совместной варке. Льняные олифы имеют светло-желтый цвет и пригодны для приготовления белых и светлых цветных масляных красок... Цвет конопляных олиф значительно темнее. 

Окисленные (оксидированные) олифы — льняную и конопляную — получают прогреванием масла при  температуре 150—160°С с перемешиванием и продуванием через него воздуха и с добавлением сиккатива. При получении полимеризованной льняной олифы температуру доводят до 260—280°С (без доступа воздуха). Полученные олифы имеют более высокую вязкость, чем сырое масло, что обусловлено испарением влаги и процессами окисления и полимеризации молекул масла. Пленки льняной полимеризованной олифы имеют хороший блеск и повышенную прочность, но цвет их более темный, чем у льняной окисленной олифы, что обусловлено применением более высоких температур. 

Полунатуральные олифы. Представляют собой продукты глубокой термической и химической переработки растительных масел  и других жидких жиров. Они содержат сиккативы и определенное количество растворителей (до 45—50%). Их подразделяют на уплотненные олифы (Оксоль и др.), алкидные (переэтерифицированные — глифталевая и пентафталевая) и комбинированные. 

Уплотненные олифы  в отличие от натуральных получают путем более длительной термической  обработки масел и при более  высоких температурах (полимеризованные — до 300°С). 

Сильные химические изменения при варке масла  сопровождаются повышением кислотного и понижением йодного числа, что  обусловливает недостатки уплотненных  олиф. Однако они имеют более высокую  полярность, чем натуральные олифы, поэтому лучше смачивают частицы  пигментов в красках. 

Для снижения высокой  вязкости уплотненные олифы разбавляют уайт-спиритом (до 45% массы олифы). Содержание в них уплотненных масел составляет, как правило, не менее 90% массы нелетучей части олифы. Ассортимент уплотненных олиф — льняная полимеризованная, льняная оксидированная (олифа Оксоль) и др. 

Алкидные (переэтерифицированные) олифы являются продуктами термохимической переработки (переэтерификации) полувысыхающих и невысыхающих растительных масел (хлопкового и др.). Переэтерификация их основана на частичном вытеснении спиртового или кислотного остатка в глицеридах жирных кислот более высокоатомным спиртом — пентаэритритом или двухосновной фталевой кислотой (фталевым ангидридом) или их смесью. Замена остатка трехатомного спирта глицерина в молекулах масла на остаток четырехатомного спирта — пентаэритрита и остатков одноосновных жирных кислот на двухосновные увеличивает число реакционноспособных групп масла и его способность к реакциям поликонденсации и полимеризации, т. е. способствует ускорению высыхания. 

Получаемые путем  переэтерификации алкидные олифы (глифталевые и пентоли) обладают высокой высыхающей способностью (могут заменять тунговое масло) и в большом количестве необходимы для замены натуральной олифы при приготовлении лаков и красок. Для снижения вязкости в них вводят растворители (до 50%). По своим свойствам глифталевая и пентафталевая олифы примерно равноценны уплотненным олифам, а в ряде случаев лучше их. Покрытия на основе глифталевой олифы более долговечны, чем покрытия на основе олифы Оксоль. Еще более высоким качеством характеризуются пентафталевые олифы. Их пленки имеют более высокие показатели твердости, водостойкости и атмосферостойкости. 

Алкидные олифы  перспективны, так как их применение приводит к сокращению расхода ценных пищевых растительных масел (льняного и конопляного) на производство олиф, причем получаемые на их основе пленки обеспечивают более длительную службу покрытий. В связи с этим производство натуральных и уплотненных олиф сокращается. Все более предпочтительными  становятся методы химической переработки  малоценных растительных масел (переэтерификация, эпоксидирова-ние и др.). 

Эпоксидированные масла (например, соевое масло, обработанное надмуравьиной кислотой для введения эпоксидных групп в молекулы масла по месту двойных связей) выполняют роль не только пленкообразователей, но главным образом пластификаторов, отвердителей и стабилизаторов многих синтетических лакокрасочных материалов. 

Недостатком уплотненных  и алкидных олиф является повышенное содержание свободных жирных кислот, которые с минеральными пигментами основного характера (окись цинка  и др.) дают нерастворимые металлические  мыла, что служит причиной загустения красочных составов при их хранении. Поэтому для приготовления густотертых красок их не применяют, но широко используют для разведения густотертых масляных красок до малярной консистенции. 

Комбинированные олифы среди полунатуральных  олиф имеют меньше недостатков. Их получают варкой специально подобранной смеси  растительных масел или смешиванием  уплотненных олиф с оксидированными  и прогретыми высыхающими и полувысыхающими  растительными маслами. Они обладают тем преимуществом перед уплотненными олифами, что при затирании с  пигментами не загустевают. В результате их можно применять для приготовления густотертых масляных красок. Выпускают комбинированные олифы нескольких марок. Содержание масел в них составляет не менее 70%, растворителей — не более 30%. 

Показатели качества олиф: цвет, прозрачность, плотность, вязкость, содержание золы и неомыляемых веществ, кислотное и йодное числа, число омыления. 

Цвет определяют сравнением с эталонами йодометрической  шкалы. Льняные олифы имеют цвет от светло-желтого до темно-желтого. Конопляные олифы имеют более темный цвет. После 24 ч отстаивания прозрачность олифы должна быть полной. Сиккатив, добавляемый при варке масла, должен хорошо смешиваться с ним без образования осадка или помутнения. 

Полностью высохшая пленка натуральной олифы (за время  не более 24 ч) должна быть твердой, гладкой  и блестящей. При соскабливании  ее должны получаться прозрачные эластичные не разрывающиеся, а завертывающиеся  спиралью стружки. Если вместо такой  стружки при соскабливании образуются порошок или крупные чешуйки, то это свидетельствует о вероятном  присутствии в олифе примесей канифоли. Такая олифа, как правило, высыхает быстрее, чем натуральная, но пленки ее менее долговечны. 

Йодное число  — это число граммов йода, присоединяемое" к 100 г масла при обработке его  раствором йода. Оно является важнейшим  показателем качества растительных масел и олиф, характеризующим  скорость их высыхания. С повышением этого показателя скорость высыхания  возрастает. Высыхающие масла имеют  йодное число примерно в пределах 150—200, а невысыхающие — около 100 и ниже. 

Кислотное число  определяют числом миллиграммов едкого калия, необходимым для нейтрализации  свободных жирных кислот, содержащихся в 1 г масла. Качество олиф и масел  тем выше, чем ниже их кислотное  число, т. е. чем меньше в них свободных  жирных кислот. Повышенное содержание последних, например, в прогорклом масле, в уплотненных и алкидных олифах и лаках обусловлено расщеплением молекул масла на глицерин и свободные  жирные кислоты, которые в ряде случаев являются причиной желатинизации (загустева-ния) красок при хранении. 

Информация о работе Лакокрасочные материалы