Акты гражданского состояния

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ правового регулирования совершения записи актов гражданского состояния по законодательству Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели, задачами являются:
- дать понятие и определить сущность актов гражданского состояния;
- рассмотреть регистрацию рождения, регистрацию заключения брака, регистрацию установления отцовства и регистрацию усыновления;
- изложить изменение, восстановление записи актов гражданского состояния.

Работа содержит 1 файл

Акты гражданского состояния.docx

— 37.72 Кб (Скачать)

        ВВЕДЕНИЕ

        Семья - это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и, в конечном счете, успехи и достижения всего общества.

         В Республике Беларусь семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Это закреплено в основном законе страны - в Конституции Республики Беларусь. Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи.

        Особое место при этом отводится правовым нормам, и, прежде всего закону. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного права, направленные на установление в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

        Отношения в семье  между ее членами (семейные отношения) относятся к числу таких, где  возможности применения правовых норм существенно ограничены. Это связано с их лично-доверительным характером. Они определяются главным образом не законом, а нравственными, моральными правилами. Принимая соответствующие законы, государство стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил (правовых норм), которые необходимы для укрепления семьи, для осуществления и защиты прав и законных интересов всех ее членов. Семейное право регулирует особый вид общественных отношений - отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью белорусского права.

         Все важнейшие события в жизни человека, имеющие значение не только лично для него, но и для общества, государства, должны быть надлежащим образом зафиксированы, зарегистрированы в соответствующих уполномоченных государственных органах.

        Такими событиями  являются: рождение человека, создание семьи (брака), а также установление отцовства, усыновление (удочерение) ребенка, перемена фамилии, собственного имени, отчества, смерть гражданина. Большинство этих событий связывается с возникновением и прекращением определенных, установленных законом прав и обязанностей. Понятия «акты гражданского состояния» и «записи актов гражданского состояния» не равнозначны. Акты гражданского состояния - это обстоятельства, которые имеют место в действительности (рождение, вступление в брак и т. д.), а записи актов гражданского состояния - это сведения об этих фактах, зафиксированные в установленном порядке уполномоченными государственными органами.

         Тема курсовой работы: «Акты гражданского состояния».

         Целью исследования является анализ правового регулирования совершения записи актов гражданского состояния по законодательству Республики Беларусь.

         Исходя из поставленной цели, задачами являются:

         - дать понятие и определить сущность актов гражданского состояния;

         - рассмотреть регистрацию рождения, регистрацию заключения брака, регистрацию установления отцовства и регистрацию усыновления;

         - изложить изменение, восстановление записи актов гражданского состояния.

        Следует отметить, что  данная тема часто затрагивается  в научной и периодической  литературе (журналы «Юрист», «Юстиция Беларуси»). В работе использованы труды  таких учёных правоведов и юристов-практиков, как: Нечаева А.М., Белякова А.М., Захарова Е.С. и др., а также нормативные  правовые акты, регулирующие общественные отношения в исследуемой области. 
 
 

        Акты  гражданского состояния  и органы их регистрирующие.

        Акты гражданского состояния - факты (обстоятельства) объективного мира, имеющие юридическое значение, фиксирующие основные этапы жизни  человека.

         К ним относятся: 

        рождение,

        заключение брака,

        усыновление,

        установление отцовства,

        смерть.

        Беря за основание  юридический факт (основание возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений), можно произвести следующую классификацию актов  гражданского состояния:

        1) действия граждан  (юридические факты, зависящие  от волеизъявления людей): заключение  брака, расторжение брака, усыновление  (удочерение) ребенка, установление  отцовства, перемена имени;

        2) события (юридические  факты, не зависящие от волеизъявления  людей): рождение, смерть.

        С данными актами гражданского состояния законодательство связывает возникновение, изменение  и прекращение ряда важных прав, которыми наделен гражданин как  человек и как субъект гражданско-правовых отношений. Объем данных прав и обязанностей характеризует правовое положение  гражданина.

        Так, с рождением  ребенок приобретает такие важные права человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равноправие и т.д. Следует отметить, что данным объемом прав ребенок  наделяется с момента рождения как  биологического процесса. Регистрация  рождения как акта гражданского состояния  позволяет ему приобретать уже  права гражданина, например, быть наследником.

        В качестве специфических  прав можно отметить право ребенка  жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и совместное с  ними проживание. С достижением совершеннолетия, гражданин наделяется всем объемом прав, позволяющих характеризовать его как субъект гражданского права. Возраст гражданина отсчитывается с даты, указанной в свидетельстве о рождении.

        Также, с момента  рождения человека определенным объемом  прав и обязанностей наделяются его  родители: право проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, обеспечить получение ребенком основного  общего образования и т.д.

        Смерть гражданина влечет возникновение правоотношений, регулируемых нормами наследственного  права, порождает у наследников  права относительно имущества, принадлежащего ранее умершему. Одновременно, смерть гражданина влечет прекращение всех его прав и обязанностей.

        Заключение брака, расторжение брака является юридическим  фактом, влекущим изменение правоотношений между брачующимися (бывшими супругами) в отношении имущества, а также  изменение формы собственности  на вещи (возникновение совместной собственности на имущество, нажитое  после заключения брака и долевой  после расторжения).

        Усыновление (удочерение) ребенка - возникновение прав и обязанностей усыновителя и усыновленного.

        Установление отцовства - возникновение родительских прав и обязанностей. С другой стороны  возникновение прав ребенка по отношению  с своему родителю (независимо от того, является ли он родителем биологическим либо записан в свидетельство о рождении по иным основаниям).

        Перемена имени - это способ реализации гражданина своего права на имя. И, хотя, имя дается гражданину родителями при рождении, при достижении возраста четырнадцати лет, он самостоятельно может принять  решение о его изменении. Отдельно отметим, что перемена имени не влечет каких-либо изменений в правовом статусе гражданина, однако, регистрация  изменения имени, порождает обязанность  гражданина уведомить определенный законом круг лиц о перемене имени, отчества или фамилии. Гражданин  может использовать псевдоним (вымышленное  имя), однако все гражданско-правовые сделки должны совершаться им под  настоящим именем (именем собственным), которое зарегистрировано в актовой  записи и отличает его от других участников гражданского оборота. 

        Акты гражданского состояния подлежат регистрации  в государственных органах записи гражданского состояния (ЗАГС). Органы ЗАГС:

         - в городах и  районных центрах 

        - отделы ЗАГС местных  исполнительных и распорядительных  органов; 

        - в поселках и  сельских населенных пунктах 

        - местные исполнительные  и распорядительные органы;

        - за пределами  Республики Беларусь в отношении  граждан Республики Беларусь - консульские  учреждения Республики Беларусь.

        Административные  решения по поданным заявлениям принимаются  в сроки, установленные законом и перечнем, которые исчисляются со дня регистрации заявлений. Заявления должны быть зарегистрированы в день подачи письменного заявления или обращения лица в орган загса с устным заявлением.

        Орган загса принимает  административное решение об отказе в принятии заявления в случаях

        - если не представлены  документы и (или) сведения, включенные  в перечни документов и (или)  сведений, представляемых заинтересованными  лицами;

        в иных случаях, предусмотренных  законодательными актами.

        - если не соблюдены  требования к форме или содержанию  такого заявления.

        - отказать в принятии  повторного заявления заинтересованного  лица, в котором не содержится  новых сведений, если в этом  органе имеется административное  решение об отказе в осуществлении  административной процедуры по  заявлению данного лица.

        - об отказе в  принятии заявления заинтересованного  лица уполномоченный орган в  трехдневный срок со дня подачи  такого заявления принимает административное  решение, если иной срок не  установлен законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

        В случае отказа в  принятии заявления заинтересованного  лица такому лицу возвращаются представленные вместе с заявлением документы и (или) сведения.

        Орган загса, отказавший заинтересованному лицу в принятии заявления либо в осуществлении  административной процедуры по основаниям, предусмотренным законом, по письменному заявлению последнего в установленный срок выносит соответствующее административное решение и разъясняет порядок его обжалования.

        Решение отдела записи актов гражданского состояния местного исполнительного и распорядительного  органа, Дома (Дворца) гражданских обрядов  городского исполнительного комитета, поселкового, сельского местного исполнительного  и распорядительного органа об отказе в принятии заявления либо осуществлении  административной процедуры может  быть обжаловано в главное Управление юстиции облисполкома, Минского горисполкома.

        Решение консульского учреждения, дипломатического представительства  Республики Беларусь в случае выполнения им консульских функций об отказе в принятии заявления либо в осуществлении  административной процедуры может  быть обжаловано в главное консульское  управление Министерства иностранных  дел Республики Беларусь.

        Решение главного управления юстиции облисполкома, Минского горисполкома, главного консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь может быть обжаловано в суд.

        Граждане при обращении  в орган загса представляют документы, удостоверяющие их личность, дееспособность (гражданскую дееспособность), полномочия на совершение действий от имени и в интересах других граждан:

        для граждан Республики Беларусь – паспорт гражданина Республики Беларусь;

        для иностранных  граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, – вид на жительство в Республике Беларусь;

        для иностранных  граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, – действительный паспорт или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина, лица без гражданства или международной организацией (далее – документ для выезда за границу), при наличии в нем или на миграционной карте либо на вкладыше к документу для выезда за границу отметки о регистрации иностранного гражданина, лица без гражданства в Республике Беларусь, если иное не установлено законодательными актами, регулирующими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, международными договорами Республики Беларусь;

        для иностранных  граждан и лиц без гражданства, временно проживающих в Республике Беларусь, – документ для выезда за границу с маркой «Дазвол на часовае пражыванне»;

Информация о работе Акты гражданского состояния