Анализ правовой природы лицензионного договора по гражданскому праву России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ правовой природы лицензионного договора по гражданскому праву России.

К задачам можно отнести следующие:

анализ особенностей правового регулирования охраны интеллектуальной собственности;
определение понятия и формы лицензионного договора;
анализ содержания лицензионного договора;
рассмотрение правовой проблемы «единой технологии».

Работа содержит 1 файл

Лицензионный договор.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     Неисполнение  обязанности по использованию единой технологии следует отграничивать от ситуаций, когда исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии. В последнем случае речь идет не об использовании, а о приобретении права на технологию, так как вряд ли данное право можно считать возникшим, если не урегулированы отношения по использованию входящих в технологию объектов интеллектуальной собственности. В этой ситуации право на технологию в соответствии со ст. 1546 ГК РФ приобретает публичное образование. Представляется, что на случай неиспользования технологии в течение установленного срока можно было бы также предусмотреть переход права на эту технологию к публичному образованию, участвовавшему в ее финансировании.

     Вторичное право на технологию может быть приобретено  по договорам о ее отчуждении, а  также в результате перехода исключительного права на технологию в порядке универсального правопреемства, например при реорганизации юридического лица (ст. 1241 ГК РФ).

     Распоряжение  правом на технологию осуществляется путем его отчуждения либо предоставления возможности использования технологии по лицензионному соглашению. При заключении договоров об отчуждении права на технологию и заключении лицензионных договоров должны соблюдаться положения ст. ст. 1234–1235 ГК.

     Законодатель  не исключает возможности заключения смешанных договоров, в которых будут содержаться положения о распоряжении правом на технологию. В таком договоре должны присутствовать все существенные условия, предусмотренные для договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров.

     В отличие от приобретения права на технологию в силу прямого указания закона приобретение соответствующего права на основании договора об отчуждении, как правило, является возмездным.

     Законодатель, исходя из принципа свободы договора, указывает, что размер, условия и  порядок выплаты вознаграждения за право на технологию определяются соглашением сторон. Однако следует отметить, что, если право отчуждается путем проведения торгов, условие о начальной цене, а также форму и порядок оплаты следует определить в конкурсной документации или документации об аукционе и довести до сведения претендентов в извещении о проведении торгов. Окончательная цена при отчуждении права на технологию на торгах определяется по результатам этих торгов.

     Отсутствие  в возмездном договоре об отчуждении права на технологию условия о размере вознаграждения или порядке его определения влечет за собой признание договора незаключенным. Правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, в данном случае неприменимы (п. 3 ст. 1234 ГК РФ).

     Однако  в порядке исключения допускается безвозмездное отчуждение права на технологию. Данное право может отчуждаться безвозмездно при наличии следующих условий: внедрение технологии должно иметь важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны и безопасности РФ; в силу затратности внедрения технологии ее возмездное приобретение неэффективно; право на технологию принадлежит РФ или субъекту РФ и приобретено ими безвозмездно. Для безвозмездного отчуждения права на технологию необходимы все названные выше условия в совокупности.

     Поскольку приведенные положения, в том  числе о значимости технологии для  Российской Федерации, во многом носят  оценочный характер, п. 3 ст. 1548 ГК РФ указывает, что случаи, в которых допускается безвозмездная передача прав на технологию, должны быть определены Правительством РФ.

     Также необходимо отметить, что признак  затратности относится не к процессу использования технологии, а к  процедуре ее внедрения. Само по себе использование технологии по завершении процедуры внедрения может быть прибыльным.

     Особые  правила отчуждения предусмотрены  в отношении прав на технологии, приобретенные публичными образованиями  по основаниям, установленным п. п. 1, 2 ст. 1546 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 1547 ГК РФ отчуждение указанных прав должно осуществляться по результатам конкурса. Только при невозможности отчуждения соответствующего права по конкурсу оно может быть продано на аукционе.

     Избрание  конкурса в качестве основного способа  отчуждения права на единую технологию обусловлено тем, что конкурс  позволяет произвести отбор приобретателя не только исходя из предлагаемой цены.

     В частности, именно конкурс наиболее способствует выявлению соответствия претендента требованиям, установленным  п. 1 ст. 1547 ГК РФ. Таких требований два: заинтересованность во внедрении технологии и наличие реальной возможности ее внедрения. Конкурс позволяет избрать из числа претендентов, соответствующих указанным признакам, лицо, чьи условия являются лучшими. Условия выбора вида конкурса – открытый или закрытый – Кодекс не устанавливает. Поскольку отношения по отчуждению права на технологию предполагается регулировать специальным законом о передаче технологий, можно предположить, что в данном законе будут определены критерии выбора вида конкурса, конкретизированы основания для проведения аукциона, а также основания для отчуждения права на технологию без проведения торгов.

     Учитывая  имеющуюся практику правового регулирования  вопросов отчуждения объекта без  проведения торгов, можно предположить, что торги не будут проводиться, когда на заключение договора может претендовать только один субъект, а также если осуществить реализацию права на технологию путем проведения торгов не удалось.

     Для отчуждения прав на технологии, принадлежащие  Российской Федерации или субъекту РФ в силу п. п. 1, 2 ст. 1546 ГК, установлена еще одна особенность. Законодательство закрепляет преимущественное право исполнителя на приобретение права на технологию. Преимущественное право действует при соблюдении требований к наличию заинтересованности и реальной возможности внедрения технологии, а также при условии, что исполнитель являлся организатором создания результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав технологии.

     Наличие преимущественного права не означает, что в случаях, когда на приобретение права на технологию претендует исполнитель, отчуждение будет осуществлено без проведения торгов. Если исполнителем предложены менее благоприятные условия, нежели другими претендентами на приобретение права на технологию, преимущественное право не должно применяться.

     Законодательство  исходит из необходимости внедрения  единой технологии прежде всего на территории России (п. 1 ст. 1551 ГК РФ). Однако в качестве исключения допускается передача права на технологию для использования данной технологии на территориях иностранных государств. К примеру, предоставление права на использование технологии за рубежом может оказаться выгодным, если в России не существует реальной возможности осуществить внедрение соответствующей технологии. Законодатель использует в ст. 1551 ГК РФ понятие «экспорт технологии». Как известно, экспорт предполагает перемещение товара за пределы таможенной территории государства без обязательства об обратном ввозе.

     Поскольку технология – благо нематериальное, хотя и воплощенное в объективной  форме, речь может идти не о передаче самой технологии, а о предоставлении права на ее использование. Причем, исходя из смысла ст. 1551 ГК РФ, допускается только передача права на использование технологии, то есть заключение лицензионного соглашения. Возможности отчуждения права на технологию для использования технологии за пределами РФ не предусмотрено.

     Передача  права на использование технологии за пределами Российской Федерации  возможна только при наличии согласия государственного заказчика или  распорядителя бюджетных средств в соответствии с законодательством о внешнеэкономической деятельности.

     Важно отметить, что экспорт технологии связывается не только с передачей  права на использование технологии иностранным лицом за пределами  РФ, но и на предоставление права  российским гражданам и юридическим лицам осуществить внедрение технологии за пределами России.

     Законодатель  устанавливает требование о регистрации  сделок, предусматривающих использование  единой технологии за пределами Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Несоблюдение данного требования влечет недействительность сделки.

     Анализ  положений Гражданского кодекса, регламентирующих режим единых технологий, позволяет  сделать ряд критических замечаний. Как уже указывалось, вряд ли можно признать верным отсутствие правового регулирования отношений по использованию всех единых технологий, а не только созданных при участии Российской Федерации или ее субъекта. Большая часть положений гл. 77 ГК РФ не может применяться без принятия уточняющих нормативных актов. Кроме того, в отдельных случаях законодатель не выдерживает четкой терминологии, что на практике может привести к различному толкованию одного и того же понятия. В частности, это касается понятий «создатель технологии», «исполнитель». 

    Заключение

 

     Природу лицензионного договора можно охарактеризовать словами Г.Ф. Шершеневича, высказанными им в отношении издательского договора: «Передача права издания по издательскому договору по существу глубоко отличается от передачи самого авторского права. Передавая издателю право печатания и распространения сочинения, автор сохраняет за собою авторское право… Авторское право на время действия издательского договора не прекращается в лице его субъекта, но только стесняется, подобно тому, как право собственности на недвижимое имущество стесняется в своем осуществлении при существовании арендного договора».

     Конституирующими  признаками лицензионного договора являются следующие:

     предметом договора, в отличие от договора об отчуждении исключительного права, выступает право использования, которое носит обязательственный характер;

     лицензионный  договор является консенсуальным, т.е. он вступает в силу с момента его  заключения либо регистрации. Использование  в определении договора слов «передает или обязуется передать» указывает на то, с какого момента лицензиат может начать использовать произведение – с момента заключения договора или иного срока, обозначенного в договоре;

     договор является возмездным, если его безвозмездность  не установлена договором;

     если  договор возмездный, то он двусторонний, а если безвозмездный, то он односторонний;

     договор является срочным, право использования  предоставляется лишь на определенный срок;

     предоставленное по договору право ограничено определенной территорией;

     без согласия лицензиара лицензиат не может  предоставить полученное право использования  третьим лицам.

     Все эти признаки указывают на отличия  лицензионного договора от договора об отчуждении исключительного права, по которому переходит абсолютное право в полном объеме на весь срок его действия на территории всех государств, где результату интеллектуальной деятельности или средству индивидуализации, на которое переходит право, предоставляется правовая охрана, кроме того, к приобретателю переходит и возможность распоряжаться этим правом по своему усмотрению.

     Содержание  лицензионного договора как сделки составляют условия. К существенным условиям возмездного лицензионного  договора относятся: предмет договора; способы использования произведения; цена.

     К существенным условиям безвозмездного лицензионного договора относятся: предмет договора; способы использования произведения.

     Предмет лицензионного договора определяется путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера и даты выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство индивидуализации (патент, свидетельство).

     Необходимо также отметить, что в силу ограничительного толкования договора право использования, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату. Право использования соответствует способу использования, поэтому если в договоре прямо не указан тот или иной способ использования, то лицензиат не вправе использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации этим прямо не указанным способом.

     Территория, на которую предоставляется право  использования, и срок, на который предоставляется право использования, не относятся к существенным условиям лицензионного договора. Например, если территория, на которой допускается использование, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять право использования на всей территории Российской Федерации (п. 3 ст. 1235 ГК РФ). Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, за исключением лицензионного договора, заключаемого на использование произведения в составе аудиовизуального или иного сложного произведения. Последний лицензионный договор, если договором не указан срок его действия, в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК РФ считается заключенным на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права.

Информация о работе Анализ правовой природы лицензионного договора по гражданскому праву России