Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX века (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть с точки зрения правовых отношений, место авторского договора в системе защиты авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………………….……4

1.1. Сущность и понятие авторского права………………………………………...4

1.2. Классификация авторских договоров……………………………..………….10

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ…….14

2.1. Правовая природа авторского договора……………………………………...14

2.2. Существенные условия авторского договора…………………………….….19


ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ…....23

3.1. Порядок заключения и прекращения авторского договора………………..23

3.2. Ответственность за нарушение авторского договора……………………….27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..37

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1…………………………………………………………………………40

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………………………41

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Условия об объеме передаваемых прав по авторскому договору и размер вознаграждения являются существенными условиями  договора.

К другим важным условиям авторского договора относятся условия о  сроке и территории, на которые  передается право. Но данные условия  не являются обязательными, поскольку  их отсутствие не влечет недействительности авторского договора.

Если, например, в лицензионном договоре не указана территория действия авторских прав, передаваемое право ограничивается территорией Российской Федерации.

Немаловажное  значение имеет соглашение о размере  вознаграждения.

Ныне действующий  закон не запрещает уступку автором имущественных прав безвозмездно.

Не каждый автор, заключив договор с издателем, может  определить в твердой сумме вознаграждение или оценить успех своего произведения. В договоре должна быть сделана «оговорка  об успехе».

В авторский договор  с участием иностранных лиц должна быть включена валютная оговорка. Валютная оговорка — это условие договора, которое указывает на то, валюта какой страны выступает в качестве валюты долга, в какой валюте должен быть произведен платеж и каким должно быть курсовое соотношение между указанными валютами на момент платежа.

Валюта долга  — это денежные единицы, в которых  зафиксирована экономическая ценность, в то время как валюта платежа  — это денежные единицы, платежом которых денежное обязательство  погашается. При исполнении обязательств по авторскому договору на территории других государств стороны придерживаются валюты той страны, где производится платеж.

Важными элементами, например, в договоре заказа с участием иностранных лиц, будут условия, определяющие:

    1. аванс, размер которого определяется соглашением;
    2. язык, на котором будет написано произведение;
    3. порядок представления рукописи (полностью или частями);
    4. примерный объем произведения, который может быть определен в границах «от — до»;

жанр;

композицию;

—название и  др.

Срок создания и представления произведения автором по договору заказа имеет важное значение; так, согласно ч. 2 п. I ст. 1289 ГК РФ договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. Помимо этого стороны предусматривают сроки для устранения замечаний, сроки рассмотрения представленного произведения.

Стороной авторского договора могут  быть переводчики и составители. Хотя они не создают оригинальных произведений, а результат их труда  носит зависимый от оригинала характер, тем не менее они обозначаются в договоре термином "автор". Согласно ст. 12 Закона "Об авторском праве и смежных правах", переводчик пользуется авторским правом на созданное им произведение при условий соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу или другой переработке. Аналогичное правило действует в отношении составителей сборников и других составных произведений. Что касается правового положения переводчика как стороны договора, то оно определяется ст. 7 Закона "Об авторском праве и смежных правах"., в которой перевод произведения признается самостоятельным объектом авторского права, и ст. 12 этого же закона, закрепляющий за переводчиком авторское право на выполненный перевод.

Одной из сторон авторского договора могут быть наследники умершего автора. Однако объем их прав уже, чем у авторов. Как правило, по договору автор гарантирует, что именно он действительный автор произведения, что оно создано им лично (либо в соавторстве), а также что оно не нарушает прав и интересов других авторов (правопреемников). Если же стороной договора выступает наследник, то он гарантирует издателю, что только он единственный наследник прав умершего, однако возможно существование нескольких наследников. При этом свое право наследник должен подтвердить, предоставив свидетельство о праве на наследство либо решение суда о признании конкретного лица наследником авторских прав. В свидетельстве о праве на наследство нотариус делает запись о том, что наследуемое имущество состоит из авторского права. Если же наследников несколько, то в свидетельстве указываются все наследники и наследственная доля каждого лица.

В подтверждение того, что умерший  был автором, достаточно предъявить нотариусу, например, любое изданное произведение автора либо справку из издательства, редакции журнала, где произведения печатались.

Другой стороной авторского договора выступает организация-пользователь: издательство, театр, киностудия и т.д. Которые в соответствии со ст. 48 ГК РФ являются юридическими лицами.

Также авторским договором заказа должно быть установлено соглашение о творческой неудаче.

Предметом авторского договора может  выступать произведение науки, литературы и искусства, по поводу которого стороны  заключили соглашение, либо имущественные права, которые автор или иной правообладатель уступает пользователю. В первом случае речь идет о предмете авторского договора заказа, во втором предметом авторского договора является не само произведение, а права, которые по нему передаются, т. е. авторские права действуют в отношении определенного произведения.

В ГК РФ предмет авторского договора определен в ст. 1285 как «конкретные  права» (исключительное право на произведение), передаваемые по договору. Таким образом, если стороны в авторском договоре не укажут объем передаваемых прав, договор может быть признан не состоявшимся.

Предметом договора, по утверждению  С. А. Чернышевой, стали конкретные права, которые передает автор. Произведение как предмет договора автора и  издателя отошло на второй план. Смещение акцента с результата творческого труда автора на его права вряд ли оправданно

Все вышесказанное позволяет сделать  вывод, что существенным условием авторского договора, прежде всего является предмет  договора. В отличие от таких условий, как срок и территория передачи авторского права, цена устанавливается соглашением сторон, несогласование этого условия приведет к признанию договора незаключенным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА АВТОРА ПРИ НАРУШЕНИИ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

 

 

3.1. Порядок заключения и прекращения авторского договора.

 

Прежде всего, Закон РФ "Об авторском  праве и смежных правах" устанавливает, что авторский договор должен заключаться только в письменной форме.

Порядок заключения договора определяется степенью готовности произведения. Так, по договору на готовое произведение автор передает готовое произведение, а по договору заказа автор принимает на себя обязательство создать произведение в будущем. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не предусматривает процедуру заключения договора, поэтому порядок определяется главой 28 ГК РФ "Заключение договора".

Готовое произведение, представленное в издательство, киностудии и т.д. до заключения договора с автором, рецензируется, обсуждается. Организация или физические лица, занимающиеся использованием произведения, принимает решение о пригодности этого произведения к изданию. Если произведение будет одобрено, то это является основанием для заключения договора. Таким образом, предварительная работа организации над готовым произведением заканчивается, а в тексте договора должно быть указано, что произведение представлено и одобрено. На этой стадии произведение может не получить одобрения организации. Тогда оно передается автору на доработку, а договор на готовое произведение будет заключен лишь после его одобрения организацией.

Если к моменту заключения договора заказа (литературного, художественного  и т.д.) произведения еще не существует, а характер отношений между сторонами  совсем иной.

Так, автор будущего произведения должен представить заявку, план или проспект, в которых он дает описание своего творческого замысла, формы его осуществления и использования материала. Организация вправе предъявить к заявке свои требования. Вступая в отношения с театром, автор представляет творческую заявку либо фрагмент будущего произведения, который приравнивается к творческой заявке. Театр оказывает автору творческую помощь в создании произведения, знакомит автора с составом труппы и технической частью театра, дает ему консультации по теме произведения. С согласия автора в театре проводится обсуждение предварительных вариантов произведения.

В творческой заявке, представляемой киностудии, должны излагаться основная идея, сюжетный замысел, даваться характеристика главных действующих лиц будущего сценария, содержаться полное и последовательное описание действия, а также диалоги, титры.

Издательство также проводит предварительную, преддоговорную работу с автором, которая  состоит из собеседования, изучения и оценки плана, проспекта или  плана-проспекта произведения (перечня разделов и подразделов с изложением содержания каждого), а также из изучения и оценки одной из глав или одного из разделов будущей книги. Одновременно уточняется тип издания, жанр произведения, основной круг читателей, на которых будет рассчитано издание. Авторская заявка, план, проспект или отдельная глава рассматриваются издательством, после чего автору сообщается, принято ли его произведение, отклонено или продолжает изучаться. При положительной оценке, авторская заявка утверждается, включается в тематический план, а с автором заключается договор литературного заказа.

Очевидно, что организация по договору заказа заинтересована получить доброкачественное  произведение, поэтому при изучении и обсуждении авторской заявки одна определяет параметры произведения. Утверждение творческой заявки означает согласование автором и организацией всех требований, предъявляемых к будущему произведению, а также лишает организацию права выходить за рамки творческой заявки, согласованной с автором. Помимо всего прочего, для организации, заключающей договор с автором, создающим произведение, существует известная степень риска. Никто не застрахован от того, что автора может постичь творческая неудача, а его произведение нельзя будет использовать. В таких случаях организация  несет материальные убытки, так как в соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" она обязана выплатить автору аванс. Поэтому закономерно требование организации к автору о предоставлении развернутого плана-проекта.

Что касается автора, то план-заявка порождает  его основную договорную обязанность - создать произведение в соответствии с условиями договора. Несоблюдение автором предъявляемых к создаваемому произведению требований, обозначенных в плане-заявке, приводит к нарушению условий договора и ответственности автора по ст. 34 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".

Авторский договор заключается, как  правило, между автором и организацией, осуществляющей подготовку произведения к изданию и его распространению. Это не исключает того, что стороной договора могут быть наследники.

Способностью иметь гражданские  права и обязанности наделены все граждане с момента рождения и по день смерти. В содержание правоспособности включена возможность иметь права  авторов произведения науки, литературы и искусства. Но эти права реально имеют не все граждане, а лишь те, кто своим трудом создает произведения творчества. Причем для создания произведения не требуется достижения определенного возраста, установленного для наступления полной дееспособности. Автором произведения может выступать даже малолетний, т.е. не достигший 14 лет. До достижения четырнадцатилетнего возраста договор с малолетним автором может быть заключен только через его законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей), а при достижении автором 14 лет - сделка на создание или использование произведения может быть заключена уже непосредственно с ним.

Авторами (соавторами) могут быть российские, а также иностранные граждане. Их отношения с организациями-пользователями возникают при достижении соглашения по основным, существенным условиям договора. Возможны ситуации, когда авторами произведения выступают двое или более лиц, в этом случае все соавторы выступают стороной авторского договора. В силу ст. 10 Закона "Об авторском праве и смежных правах", отношения, складывающиеся внутри коллектива авторов, определяется соглашениями. В нем отражаются вопросы, возникающие в период совместной работы соавторов и имеющие для них конкретные правовые последствия. Речь идет о порядке указания имен, об условиях распоряжения общей работой, распределения гонорара и др. Такое соглашение может быть составлено в письменном виде и подписано всеми соавторами. Какого-либо образца соглашения законодательством не предусмотрено. Оно может быть составлено любым способом, но не должно содержать положений, противоречащих закону.

Следует отметить, что ни прежнее, ни ныне действующее законодательство не предусматривают виды переводов. В постановлениях Правительства  России об авторском вознаграждении можно найти указание лишь на отдельные их виды, тогда как в юридической литературе описывались авторские, авторизированные, подстрочные, промежуточные переводы.

Информация о работе Авторское право