Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной и муниципальной форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. …стр.2

Глава 1. Правовая природа государственного и муниципального унитарного предприятия.

1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях…………………………………………………стр.5

1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………..стр.8

Глава 2. Виды государственных и муниципальных унитарных

предприятий.

2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения………………………………………стр.18

2.2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)………………………….стр.23

Глава 3. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий.

3.1. Реорганизация унитарного предприятия…………………стр.29

3.2. Ликвидация унитарного предприятия……………………стр.31

Заключение…………………………………………………………….стр.33

Список использованной литературы……………………………..стр.34-35

Работа содержит 1 файл

УНИТ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

    Введение…………………………………………………………….. …стр.2

    Глава 1. Правовая природа государственного и муниципального унитарного предприятия.

      1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях…………………………………………………стр.5

      1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………..стр.8

    Глава 2. Виды государственных и муниципальных  унитарных

    предприятий.

      2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения………………………………………стр.18

      2.2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)………………………….стр.23

    Глава 3. Реорганизация и ликвидация унитарных  предприятий.

      3.1. Реорганизация унитарного предприятия…………………стр.29

      3.2. Ликвидация  унитарного предприятия……………………стр.31

    Заключение…………………………………………………………….стр.33

    Список использованной литературы……………………………..стр.34-35 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила  положения о признании и защите частной, государственной и муниципальной  форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России. 

       Необходимость теоретического исследования правового  положения государственных унитарных  предприятий предопределяется несколькими  причинами:

       Во-первых, государственные унитарные предприятия  занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования как экономистов, так и юристов.

       Во-вторых, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу.

       Исследование эволюции унитарных предприятий, выяснение закономерностей их развития и определение направлений реформирования в целях повышения эффективности функционирования государственной собственности в условиях рыночной экономики приобретает особую актуальность.

       Цель  работы – исследовать понятие  и правовое положение унитарного предприятия.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать понятие унитарного предприятия
  • Назвать признаки унитарного предприятия
  • Изучить виды унитарного предприятия
  • Рассмотреть порядок реорганизации и ликвидации унитарного предприятия

       В работе были использованы труды таких  авторов, как О. Беляева, В.П. Мозолина, М.Н. Малеина, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, М.Ю. Тихомиров, Ю.К. Толстой и др.

       Структура работы довольна проста. Она состоит  из введения, основной части, включающей 3 главы, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 1. Правовая природа  государственного и  муниципального унитарного предприятия

    1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях
 
 

     Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

       С января 1995 г. основы правового положения  унитарных предприятий определяются ГК РФ. Пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» было установлено, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300).

       Согласно  п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Таким образом, ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус унитарных предприятий. Иные отношения, возникающие в связи с функционированием указанных предприятий, могут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами.

       На  основании прямого указания п. 6 ст. 113 ГК РФ был принят Федеральный закон  от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон). Закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также ряд других отношений. Закон действует со дня его официального опубликования в отношении всех унитарных предприятий на территории Российской Федерации.

      Основы  статуса унитарных предприятий  установлены ГК РФ. Он определяет понятие  и основы правового положения таких предприятий (ст. 113), особенности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления (ст. 115), содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. 294-297), порядок приобретения и прекращения указанных прав (ст. 299), правила сохранения прав на имущество при переходе предприятия к другому собственнику (ст. 300). Основные требования к содержанию уставов унитарных предприятий и порядку утверждения этих учредительных документов в ГК РФ определены в общих нормах ст. 52, а также в специальных правилах его ст. 113-115.

       Закон развивает и конкретизирует нормы  ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ).

       Сравнительный анализ содержания п. 6 ст. 113 ГК РФ и  ст. 1 Закона позволяет сделать два  важных вывода:

       а) правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий может определяться только нормами, содержащимися в ГК РФ и Законе. Поэтому если в других нормативных правовых актах имеются нормы, посвященные правовому положению унитарных предприятий, то указанные нормы могут применяться лишь при условии, что они полностью соответствуют положениям ГК РФ и Закона. Нормы других правовых актов, конкретизирующие правила ГК РФ и Закона о статусе унитарных предприятий и тем более не соответствующие или противоречащие им, после вступления Закона в силу не подлежат применению. Не случайно Президенту РФ и Правительству РФ поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом (см. п. 2 ст. 38 Закона);

       б) права и обязанности собственников  имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганизации и ликвидации таких предприятий определяются Законом в соответствии с ГК РФ. В то же время применительно к данной группе общественных отношений ни ГК РФ, ни Закон не исключают правовое регулирование при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому указанные отношения могут быть регламентированы и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

       Помимо  отношений, прямо названных в  ст. 1, Закон регулирует отношения, связанные с имуществом и уставным фондом унитарного предприятия (ст. 11-19 гл. III), определяет статус руководителя такого предприятия, устанавливает правила о заинтересованности в совершении унитарным предприятием сделки, а также о совершаемых в особом порядке сделках, признаваемых крупными, и регламентирует ряд других важных отношений (ст. 21-35).  Указанные отношения могут регулироваться не только Законом, но и другими нормативными правовыми актами с соблюдением правил п. 1 ст. 37 Закона.

        1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 
 

       Термин  «унитарное» (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. В унитарном предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих статус юридических лиц данного вида.1

       Правовая  природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено императивной нормой (см. п. 4 ст. 2 Закона). Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.

       Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется (ст. 12 Закона).

       Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право - право собственности. Унитарному предприятию указанное имущество принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). И только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам (ст. 20 Закона).

       Текущей деятельностью унитарного предприятия  руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона).

       От  имени Российской Федерации или  субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия