Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

Понятие "предприятие", как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, являющейся собственником своего имущества (п. 1 ст. 113 ГК РФ), сохранено принятым Гражданским кодексом РФ только для государственной и муниципальной собственности, т.к. такой субъект не свойственен нормальном товарному обороту, участниками которого всегда являются самостоятельные собственники имущества, и его наличие в нашем гражданском обороте является особенностью переходного характера российской экономики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 21.24 Кб (Скачать)

7. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

 

Понятие "предприятие", как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, являющейся собственником своего имущества (п. 1 ст. 113 ГК РФ), сохранено принятым Гражданским кодексом  РФ только для государственной и муниципальной собственности, т.к. такой субъект не свойственен нормальном товарному обороту, участниками которого всегда являются самостоятельные собственники имущества, и его наличие в нашем гражданском обороте является особенностью переходного характера российской экономики. Появление государственных предприятий, юридических лиц - не собственников, вызывалось тем очевидным обстоятельством, что само государство как основной, а нередко и монопольный собственник важнейших видов имущества не могло непосредственно участвовать в хозяйственном обороте, поэтому создавало свои "предприятия" на особом вещном праве "хозяйственного ведения" или "оперативного управления", не известном ни одному развитому правопорядку, сохраняя за собой право собственности на их имущество. 
Государственные и муниципальные унитарные предприятия в известной мере самостоятельно участвуют в гражданских правоотношениях, как правило, собственник утверждает их уставы, определяет объем и характер их правоспособности, назначает органы управления, но не отвечает перед их кредиторами по обязательствам созданных юридических лиц. 
В современных условиях отечественной экономики и сложившихся традиций общественного сознания Гражданский кодекс РФ сохранил данную гражданско-правовую форму за теми юридическими лицами, которые созданы только государственными и муниципальными образованиями (ст. 124 ГК РФ). Эти организации объявлены теперь "унитарными", т.е. принадлежащими собственнику-учредителю целиком, без деления их имущества (или его части) на какие-либо вклады, паи или доли, в том числе между работниками (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ содержит как общие правила об унитарных предприятиях (ст. 113), так и правила об их разновидностях - унитарных предприятиях, основанных соответственно на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления, или "казенных" (ст. 115). 
Гражданско-правовая форма унитарного предприятия предполагает наличие у такой коммерческой организации уставного фонда, размер которого не может быть менее минимума, определенного законом (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения), и отражается в его уставе, являющемся единственным учредительным документом такого юридического лица (п. 1 ст. 113, п. 3 ст. 114 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК унитарное предприятие имеет целевую правоспособность, а не общую, как другие коммерческие организации. Объем и характер этой правоспособности должны быть прямо установлены в уставе. Фирменное наименование предприятия обязательно должно содержать указание на его собственника, например "федеральное государственное унитарное предприятие", "муниципальное унитарное предприятие". Органом предприятия является его единоличный руководитель (директор), назначенный собственником, а не общим собранием трудового коллектива или каким-либо иным аналогичным органом и подотчетный ему (п. 4 ст. 113 ГК РФ). 
Унитарное предприятие не отвечает своим имуществом по 
долгам учредителя-собственника, а собственник-учредитель не отвечает по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, однако несет дополнительную ответственность по долгам казенного предприятия (п. 5 ст. 115 ГК  РФ). По своим обязательствам перед третьими лицами (контрагентами) унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом (п. 5 ст. 113 ГК РФ), что при соответствующих условиях влечет банкротство такой коммерческой организации. Однако банкротство казенного предприятия исключается (п. 1 ст. 65 ГК РФ), т.к. по его обязательствам несет субсидиарную ответственность само государство, как субъект гражданского права. Если банкротство вызвано исполнением указаний собственника-учредителя, он может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам созданного им юридического лица, включая и унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (п. 3 ст. 56, п. 3 ст.  114 ГК РФ). 
К имуществу унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, предъявляются особые требования, поскольку именно оно составляет минимальную гарантию удовлетворения возможных имущественных требований его кредиторов. К моменту государственной регистрации такого предприятия оно должно полностью оплатить (за счет собственника) весь уставный фонд (п. 4 ст. 114 ГК РФ), к которому предъявляются фактически те же требования, что и к уставному капиталу хозяйственных обществ (п. 5 ст. 114 ГК РФ). При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда необходимо объявить и зарегистрировать такое уменьшение, а при уменьшении их ниже установленного законом минимума предприятие вообще может быть ликвидировано, если собственник-учредитель не пополнит имущество своего предприятия до необходимого размера. В случае же уменьшения уставного капитала предприятия его кредиторы должны быть уведомлены об этом и вправе потребовать досрочного исполнения соответствующих обязательств (п.  6 ст. 114 ГК РФ). 
За унитарным предприятием сохраняется право создавать другие унитарные предприятия путем выделения, т.е. дочерние предприятия (п. 7 ст.  114 ГК РФ), и на эти отношения распространяются общие нормы гражданского законодательства о выделении как способе 
реорганизации юридических лиц (ст. 57-60 ГК РФ). Созданное дочернее предприятие не является собственником переданного ему учредителем имущества, а получает на него ограниченное вещное право хозяйственного ведения. В связи с тем что унитарное предприятие-учредитель и само дочернее предприятие не являются и не становятся собственниками своего имущества, создание нового юридического лица - коммерческой организации в форме дочернего предприятия - представляет собой распоряжение имуществом собственника, и на него распространяются соответствующие ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 295 ГК РФ. В соответствии с ними любое распоряжение недвижимым имуществом требует прямого согласия собственника, что и подразумевает передачу дочернему предприятию части имущества учредителя "в установленном порядке". 
Правовое положение дочернего предприятия характеризуется тем, что в качестве коммерческой организации - не собственника оно имеет учредителем другого несобственника - унитарное предприятие, причем последнее выполняет в отношении дочернего предприятия все функции собственника. Унитарное предприятие-учредитель ("материнское предприятие") утверждает дочернему устав, определяя содержание его целевой правоспособности, и назначает ему руководителя (директора), а также вправе контролировать его деятельность, получать часть прибыли от ее результатов и давать согласие на распоряжение недвижимым имуществом дочернего предприятия (ст. 295 ГК РФ). Учредитель ("материнское предприятие") не отвечает по долгам дочернего предприятия, за исключением случая, когда банкротство последнего вызвано исполнением указаний учредителя (п. 3 ст. 56 ГК РФ), дочернее предприятие также не отвечает по обязательствам "материнского". 
Новым видом юридического лица является казенное предприятие (которое также является унитарным), основанное на праве оперативного управления и имеющее более ограниченное вещное право по сравнению с правом хозяйственного ведения. Создание таких юридических лиц обусловлено наличием организаций, действующих в качестве производственных предприятий от имени государства в целом и не нуждающихся поэтому в значительных по объему правомочиях по отношению к закрепленному за ними имуществу, включая и оборотные фонды, в том числе готовую продукцию (например, государственное производственное объединение "Гознак", предприятия связи, некоторые оборонные и другие подобные предприятия). 
Казенные предприятия, будучи одновременно коммерческими организациями  - профессиональными участниками имущественного оборота, не должны ставить своих контрагентов в тяжелое положение. Поэтому гражданское законодательство устанавливает дополнительную ответственности учредителя-собственника по долгам таких предприятий (п. 5 ст. 115 ГК РФ). В имущественном отношении их положение отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения, хотя последнее финансируется собственником по смете, а казенное предприятие имеет самостоятельный баланс и само получает известные доходы от результатов своей деятельности. 
Согласно ст. 115 ГК РФ казенные предприятия могут быть только федеральными, и поэтому они создаются, ликвидируются и реорганизуются только по решению федерального правительства. Особенности правового положения унитарных предприятий, включая казенные, должны быть установлены специальным законом (п. 6 ст. 113 ГК РФ), а до его принятия и введения в действие учредительные документы действующих государственных и муниципальных предприятий сохраняют силу (п. 6 ст. 6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ).

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия