Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция
В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения
Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74
При
невозможности восстановления плодородия
почв деградированных
Основными целями охраны земель являются:
1. предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования экологически безопасных технологий производства и проведения лесомелиоративных мероприятий;
2. обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
3.
внедрение в практику
Объектом государственного контроля за использованием и охраной земель является весь земельный фонд Республики Казахстан. Субъектами государственного контроля за использованием и охраной земель являются:
1.
государственные органы и
2. юридические лица;
3. физические лица (граждане).
Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель кроме самих землепользователей и собственников земли осуществляют местные исполнительные органы власти, исполнительные органы по управлению земельными ресурсами, охраной природы и другие уполномоченные органы.
В основном же функции государственного контроля исполняют землеустроительные органы, а именно, государственные инспектора по использованию и охране земель. В помощь им самими землепользователями могут выделяться общественные инспектора.
Задачи, функции и права общественных инспекторов аналогичны в основном задачам и функциям государственных инспекторов. Общественные инспектора обычно выдвигаются коллективами предприятий, организаций и учреждений из числа специалистов сельского хозяйства или лиц, хорошо знающих сельскохозяйственное производство.
Основной целью государственного контроля является достижение рационального использования и охраны земель всеми субъектами права собственности и землепользования.
При проведении государственного контроля за использованием и охраной земель выполняются как общие, так и частные задачи. Среди общих задач можно выделить следующие:
1.
добиваться соблюдения
2.
обеспечить порядок
3.
контролировать правильность
4. обеспечить правильность проведения землеустройства.
Общие задачи при проведении государственного контроля распространяются на всю территорию поверхности, т.е. включают земельные участки, а также участки, покрытые водой, лесом, содержащие в своих недрах или выходящие на поверхность полезные ископаемые. Государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, вод и лесов имеет своей главной задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, государственными комитетами, государственными, общественными, кооперативными организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами установленного законом порядка пользования ими правил ведения государственных кадастров, правил охраны земли, недр, вод и лесов и иных правил, установленных земельным, горным, водным и лесным законодательством. Наряду с общими задачами государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов, имеет и некоторые особенности, обусловленные спецификой природных объектов.
Государственный контроль за использованием земель является всеобщим и постоянным. Всеобщность его характеризуется тем, что он охватывает все категории земельного фонда и распространяется на всех собственников и землепользователей без исключения, а постоянность заключается в повседневном осуществлении, не ограниченном какими-либо сроками. Контроль за использованием земель позволяет государству своевременно выявлять и устранять отрицательные последствия неправильного распределения и перераспределения земель между отдельными землепользователями и собственниками или ненадлежащего использования земельных ресурсов, а в необходимых случаях применять к недобросовестным землепользователям меры принуждения для того, чтобы они неукоснительно выполняли свои обязанности по землепользованию.
В зависимости от органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, различают два типа контроля:
1) государственный;
2) общественный.
Государственный контроль проводится государственными исполнительными органами власти и управления, специальными контролирующими органами, наблюдающими за исполнением законов, и органами специальных ведомственных служб.
Общественный контроль проводится, как правило, на общественных началах в форме дополнительной нагрузки определенными лицами сверх исполнения ими своих основных трудовых обязанностей. При этом правовые последствия в обоих случаях одинаковы и обязательны для исполнения.
При проведении контроля за использованием земель можно выделить следующие этапы: камеральные подготовительные работы, полевые обследования и оформление результатов контроля. При камеральной подготовке, с которой и начинается контроль, собирают все имеющиеся документы и материалы о правовом и хозяйственном положении земель, об их качестве, целевом назначении и т.д. Здесь же необходимо собрать сведения о регистрации прав собственности и землепользования, данные по внутрихозяйственному и межхозяйственному землеустройству, материалы различных обследований и изысканий, планово-картографические материалы. В процессе камеральной подготовки происходит выявление наиболее достоверных и новейших материалов, а также намечаются объемы полевых подготовительных и обследовательских работ.
С течением времени в процессе хозяйственной деятельности происходят значительные изменения в земельно-учетных данных, в планово-картографических материалах и др. Однако в узаконенных документах фиксируются лишь законные изменения. Поэтому при проведении контроля определяют не только происшедшие изменения, но и их правомерность. При полевом обследовании выявляют фактическое состояние земель и их конкретное использование в сельскохозяйственном производстве или других отраслях народного хозяйства, ориентируя на их предоставление для определенных целей.
По содержанию и специфике работ, а также в зависимости от поставленных задач можно выделить 3 вида контроля:
1. предварительный;
2. текущий;
3. последующий.
Характерным примером предварительного контроля является экспертиза проектов, когда устанавливается соответствие проектных решений имеющимся научно обоснованным рекомендациям, нормам и допускам, чтобы исключить неприемлемые и необоснованные решения.
Одним из действий текущего контроля является авторский надзор и контроль за осуществлением проекта. Как бы качественно не был составлен проект, при его неосуществлении или претворении в жизнь с нежелательными, а порой вредными для окружающих природных среды изменениями, пагубность отрицательных последствий не замедлит сказаться.
К последующему контролю можно отнести такое действие, как анализ использования земли. По выводам, полученным в результате последующего контроля, можно сделать заключение по уровню фактического использования земли и наметить перспективы более рационального использования на будущее, а также установить правильность исполнения проектных решений, причины их невыполнения или отступления от них, обоснованность этих решений.
В зависимости от объема работ и охватываемой контролем территории, а также круга исполнителей можно выделить следующие виды контроля:
1. общегосударственный;
2. ведомственный;
3. внутрихозяйственный.
Общегосударственный контроль выступает как государственное мероприятие, и государство определяет содержание, задачи и порядок его ведения, в частности, формы и содержание документации, сроки представления отчетности, контролирующие органы. Этот порядок является обязательным на всей территории государства и охватывает все земли.
Вместе с государственным возникает необходимость и в проведении ведомственного контроля, который взаимосвязан с государственным контролем, но отличается объектом, каковым являются все земли конкретного ведомства или министерства. Ведомственный контроль предоставляет сведения по конкретной отрасли народного хозяйства. Например, для определения рационального ведения лесного хозяйства лесхозами необходимо знать состояние и использование лесопокрытых территорий этих лесопользователей. Рациональное пользование городскими землями определяется по данным о состоянии и фактическом использовании земель в пределах городской черты с характеристикой видов и степени застроенности территории.
Внутрихозяйственный контроль ограничивается территорией конкретного собственника земли или землепользователя и выявляет резервы хозяйства в земле, как основном средстве производства, степень рационального и целевого использования земли, а также конкретные факты нарушений действующего земельного законодательства.
Наряду с видами государственного контроля выделяются и его разновидности по ряду признаков. Так, по содержанию выделяются общий и специальный госконтроль. Если проверке подлежит, например, проводимое внутрихозяйственное землеустройство, то задачей общего контроля является проверка правильности всего проводимого землеустройства, проекта, по всем составным частям, а специальный контроль может быть осуществлен по какой-то одной части или стадии землеустроительного процесса, например, по освоению севооборотов. Однако, это вовсе не означает, что специальный контроль отличается от общего уменьшенным объемом работ. Общему контролю может быть подвергнута небольшая группа хозяйств или даже одно хозяйство, а специальный (например, выявление освоения севооборотов) может охватывать как одно хозяйство, так и весь район, область, регион.
Таким образом, объемы работ при этих разновидностях контроля роли не играют, а учитываются только поставленные задачи и цели.
При проведении государственного контроля за использованием и охраной земель выделяются общие и специальные элементы.
Общие элементы характерны для всех категорий земельного фонда, а специальные отражают специфику контроля в отношении различных категорий земель, землепользователей и собственников земли. Среди общих элементов государственного контроля за использованием и охраной земель можно назвать проверку законности оснований пользования земельными участками, обследование фактического использования земли, соответствия целевому и рациональному использованию. Проверка оснований пользования или собственности земельным участком состоит в том, чтобы удостовериться в правомерности предоставления земли в частную собственность или в землепользование, в соответствии границ и размеров земельных участков фактического землепользования тем, которые официально были предоставлены. При контроле происходит проверка документов на пользование землей или передачу ее в частную собственность, выявляется их наличие и соответствие фактическим размерам и границам.
Специальные элементы государственного контроля за использованием и охраной земель могут быть представлены различными дифференцированными проверками и обследованиями рационального использования различных категорий и видов земель с различным целевым назначением. Принцип рационального использования земли, закреплен земельным законодательством и имеет значительную специфику для отдельных категорий и видов земель, а поэтому и специальные элементы государственного контроля за использованием и охраной земель в зависимости от их целевого назначения имеют разное содержание.
Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель