Становление правового государства в современной России, достижения и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Главными элементами, составляющими основу правового государства, являются свобода человека, связанная с наиболее полным обеспечением его прав, и ограничение правом государственной власти.
В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Этот принцип противоположен принципу тоталитарного государства: «запрещено все, что не разрешено законом». Принципиальная разница этих принципов заключается в изначальной свободе или наоборот несвободе человека. Если первый принцип предполагает частичное ограничение прав свободной личности, то второй принцип исходит из возможности предоставления полностью зависимому от государства человеку частичных прав и свобод.

Содержание

Понятие и признаки правового государства………………………………..3
Становление правового государства в современной России……………..13
Достижения и проблемы правового государства в современной России.16
Список литературы……………………………………………………….....20

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ГОССУДАРСТВО.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

вознаграждение  за свой труд. Государство оказывается  неспособным обеспечить в должной  мере права и свободы своих  граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

     В качестве одной из важнейших  задач,  связанной с формированием  правового государства,  следует  рассматривать развитие и совершенствование

законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты  очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон о собственности,  Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии. Таким образом, основная задача состоит в том, что бы наконец преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

     Качественно новые условия для развития теории и практики правового государства в России сложились во второй  половине 80-х годов XX века. К основным достижениям этого периода следует отнести общее признание принципа «правового государства»; отменена репрессивных, иных реакционных институтов и положений; развитие  демократического законодательства и системы  правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации); в октябре 1991 года Верховный Совет Российской Федерации одобрил концепцию судебной реформы, направленную  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. «Декларация прав и свобод человека и гражданина», которая исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, а соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека является главной обязанностью государственной власти.

    Однако  достичь подлинного правового государства  возможно, по мнению ведущих специалистов, только преодолев, решив целый ряд  приоритетных задач:

    1. Достижение и укрепление взаимной ответственности личности и государства. За нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личностное, статусные и прочие характеристики правонарушителя. Гарантией соблюдения и выполнения прав человека в России, как раз и занимается система независимых судов. Помимо этого, существует Европейский суд по правам человека – международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется и на граждан России с 5 мая 1998 года.

    2.   Обеспечение реальности прав и свобод гражданина, высокой степени их правовой и социальной защищённости. Государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике. До сих пор существуют коллизии между Конституцией и всей нижестоящей системой нормативно-правовых актов.

    3.   Преодоление правового нигилизма в массовом сознании. Для решения этой проблемы необходимо повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания, совершенствование законодательства, профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений, упрочение законности.

    4.   Деятельность органов правового государства должна базироваться на принципе разделения властей. В Российской Федерации система «сдержек и противовесов» практикуется весьма широко. Например, Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу – одну из палат Федерального Собрания, в свою очередь Государственная дума наделена правом инициирования процедуры импичменты. Но говорить о полной независимости всех трёх ветвей власти друг от друга, пока, рано.

    Формирование  правового государства – крайне сложный процесс, конечный результат  которого зависит от целой совокупности внутренних и внешних факторов.

    Можно ли считать Российскую Федерацию  правовым государством?! Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Согласно Конституции, Российская Федерация является правовым государством. И некоторые черты последней, уже имеют место в российской действительности:

    1.   Российская Федерация основывается на суверенитете народа и закреплена  конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.

    2.   Российское государство основывается на верховенстве закона, что закреплено в Основном законе страны – Конституции. И, действительно, любой гражданин имеет равные права перед законом, несмотря на его общественное положение, материальные возможности и властные полномочия. Также сама власть обязана соблюдать и действовать в соответствии с правовыми нормами.

    3. Имеет место политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках Конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. Бессмысленно отрицать, что улучшение за последние 20 лет в этой сфере колоссально. Сегодня, каждый гражданин может спокойно заявить о своей позиции, даже если она диаметрально противоположна позиции власти или большинства.

    В заключении необходимо подчеркнуть, что  для современной России правовое государство, все же, продолжает оставаться идеалом, к которому необходимо стремиться. И основная задача институтов власти заключается в поиске, в выявлении позитивного опыта, для создания конструктивных решений при решении  проблемы перехода на правовые рельсы. Но при этом не следует забывать про нашу самобытность, поскольку отсутствие нравственно-культурного потенциала не приводит к демократизации и к становлению правовой государственности, а, наоборот, к выхолащиванию и уничтожению этих процессов. 
 
 
 

Список  литературы

1) Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997. - 752 с.

2) Коваленко  И. А. Общая теория государства  и права. - М.: ТЕИС, 1996. – 120 с.

3) Козлова  Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации : Учебник, М.: Юристъ, 1996. - 480 с.

4) Комаров  С. А. Общая теория государства  и права : курс лекций / Издание  второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. - 312 с. 

5) Комментарий  к Конституции Российской Федерации. / Общ. Ред. Ю. В. Кудрявцева. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1996. - 552 с.

6) Лазарев  Б. М. Что такое правовое  государство ? - М.: Знание, 1990. - 64 с.

7) Общая  теория права. Учебник для юридических  вузов. / Общ. Ред. А. С. Пиголкина  - второе издание, исправленное  и дополненное. - Издательство МГТУ  им. Н.Э.Баумана, 1996. - 384 с.

8) Разделение  властей и парламентаризм. / Общ.  Ред. Глушко Е. К. - М.: ИГПАН, 1992. - 126 с. 

9) Соломон  Питер Герман, младший. Проблемы  развития правового строя в  постсоветской России. - М.: 1997. - 53 с. 

10) Четверин  В. А. Демократическое правовое  государство :введение в теорию. - М.: Институт государства и права РАН, 1993. - 142 с.  
 
 
 
 

Информация о работе Становление правового государства в современной России, достижения и проблемы