Структура и перспективы развития гражданского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении гражданского законодательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1-Рассмотреть систему гражданского законодательства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности и структура действующего гражданского законодательства
Структура гражданского законодательства РФ…………………………5
Соотношение гражданского законодательства и смежных отраслей законодательства…………………………………………………………..11
Глава II. Перспективы развития и совершенствования гражданского законодательства………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Особенности и  структура действующего гражданского законодательства

    1. Структура гражданского законодательства РФ…………………………5
    2. Соотношение гражданского законодательства и смежных отраслей законодательства…………………………………………………………..11

Глава II. Перспективы  развития и совершенствования гражданского законодательства………………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………31

Список использованной литературы………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

В последнее время  большое значение приобретают общетеоретические  проблемы, связанные с определением основных направлений развития гражданского законодательства в условиях рыночной экономики. Прежде всего, речь идет о роли государства в соответствующем законодательстве в обеспечении развития экономики и повышения жизненного уровня. При этом имеется в виду не механический рост числа принимаемых законов, а необходимость повышения их качества и эффективности воздействия на процессы становления в России нового общества, на удовлетворение потребностей всех социальных групп населения.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении гражданского законодательства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1-Рассмотреть систему гражданского законодательства;

2-Проанализировать гражданское законодательство России в условиях федерализма; рассмотреть особенности и перспективы развития  гражданского законодательства на современном этапе.

В процессе работы использовались различные теоретические разработки учёных, прежде всего в области теории права и цивилистики. В дореволюционном праве вопросам исследуемой проблемы пристальное внимание уделяли А.Боровиковский, Е.В. Васьковский, А.Г. Гойхбарг, A.M. Гуляев, Д.И. Мейер, А.В. Завадский, Р.Иеринг, Н.М. Коркунов, П.И. Люблинский, К. Малышев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и другие видные ученые, детально рассматривавшие пробелы и иные разновидности неопределенности в праве как объективную предпосылку толкования и развития права . Разработкой данной проблематики в современной российской правовой науке в разное время занимались: В.И. Акимов, А.И. Александров, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Е.А. Березина, A.И. Бобылев, М.М. Богуславский, В.В. Витрянский, Н.Н. Вопленко, Д.А. Гаврилов, Гадамер Г.-Х, И.Р. Гальперин, И.Я. Дюрягин, А. Кабалкин, В.Н. Карташов, В.В. Лазарев, И.П. Малинова, Т.Я. Насырова, П.Е. Недбайло, B.C.Нерсеценц, Т.Н. Нешатаева, А.С. Пиголкин, JI.B. Половова, М.Г. Розенберг, С.В. Сарбаш, JI.B. Соцуро, Б.П. Спасов, -В.В. Суслов, В.А. Шабалин, А.С. Шабуров, И.Е. Фарбер, Н.И. Хабибуллина, Т.Я. Хабриева, А.Ф. Черданцев, Б.С. Эбзеев, А.Эрделевский ,В.Ф. Яковлев и др.

Нормативно-правовую базу и основу данного исследования составили Конституция РФ, международные договоры, ГК РФ и иные акты гражданского законодательства, а также соответствующая судебно-арбитражная практика.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с гражданским законодательством. Предметом выступают нормы Гражданского кодекса РФ, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Особенности и структура действующего гражданского законодательства

 

1.1 Структура гражданского  законодательства РФ

 

Федеративному государству, каковым в соответствии со ст. 1 Конституции  РФ является Российская Федерация, соответствует  федеративная система законодательства, состоящая из федерального и регионального законодательства (законодательства субъектов Федерации). Наиболее существенное влияние на систему законодательства оказывает форма государственного устройства и социально-экономический строй. Система законодательства унитарного государства принципиально отлична от системы законодательства федеративного государства[18].

Современное законодательство субъектов  Федерации уже носит системный  характер. Оно представляет собой  не простую совокупность нормативных правовых актов, а упорядоченную и согласованную систему законодательства. Законодательство субъектов РФ конкретизирует, дополняет федеральное законодательство, составляя с ним единое целое. Признание системности регионального законодательства позволяет правильно определить взаимоотношения нормативных правовых актов этого уровня с федеральным законодательством как взаимосвязанных, но относительно обособленных нормативно-правовых образований. Законодательство субъектов РФ обладает такими качествами, как взаимосвязанность, целостность, структурированность и иерархичность.

Важно подчеркнуть, что составляющие единую федеративную систему законодательства РФ подсистемы (федеральная и региональная) должны находиться в постоянной взаимосвязи  и взаимодействии. При этом главенствующую роль играет Конституция, которая определяет связи между составляющими данную систему нормативными правовыми актами.

В этой связи особое значение в  законодательном регулировании  общественных отношений приобретает  разграничение полномочий Федерации и ее субъектов. К сожалению, в конституционной модели отсутствуют единые критерии разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71 - 73 Конституции). Указанная проблема непосредственно затрагивает и гражданское законодательство.

В современной юридической литературе система гражданского законодательства России не совсем оправданно рассматривается  только в горизонтальной плоскости, как присущая федеральному уровню. Она включает в себя акты федерального законодательства - федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Однако, поскольку нормы гражданского права имеются в законодательстве субъектов Федерации и их количество постоянно увеличивается, имеются все основания рассматривать систему российского гражданского законодательства не только по горизонтали, но и по вертикали, с учетом федеративной формы государственного устройства Российской Федерации. В этом случае систему гражданского законодательства России можно будет назвать федеративной системой гражданского законодательства, состоящей из двух подсистем: федеральной и региональной [23].

Общественные отношения, которые  требуют единообразного регулирования  на территории всего государства, должны быть, безусловно, урегулированы на федеральном уровне. Исходя из содержания ст. 71 Конституции, Российская Федерация осуществляет регулирование общих положений по всем институтам гражданского права. То же закреплено и в Гражданском кодексе РФ. В ведении Федерации также, безусловно, должно оставаться принятие, во-первых, проименованных Гражданским кодексом законов, во-вторых, иных законов, которые развивают и детализируют установленные им общие положения. Субъекты РФ не могут устанавливать в своих актах гражданско-правовые нормы, которые по своему характеру относятся к правовым основам единого рынка. Это - исключительная прерогатива Федерации[1].

Региональные нормы гражданского права не должны препятствовать функционированию единого экономического пространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности, которые должна обеспечивать Федерация[4]. Необходимо учитывать, в какой степени допускаемое или предполагаемое отступление от принципа исключительно федерального уровня правотворчества в сфере гражданского права способно нарушить единство рыночного пространства России. При этом во внимание должны приниматься, в частности, связь объекта регулирования с определенным местом (недвижимость) или факт обращения объекта регулирования на общефедеральном рынке [1].

Следует отметить, что субъектам  Федерации не может быть предоставлено  право устанавливать в своих  регионах различные экономические  правопорядки, препятствующие образованию  единого экономического пространства. Кроме того, единообразные позитивные правовые решения, часто встречающиеся в региональном законодательстве, должны быть сигналом федеральному законодателю о необходимости урегулирования соответствующих отношений, после чего субъекты Федерации должны привести свои нормы в соответствие с федеральным законодательством. Для субъектов Федерации должно быть исключено принятие гражданских кодексов. Но, с другой стороны, как показывает анализ регионального законодательства, многие нормы гражданского права на уровне субъектов Федерации никак не нарушают правовые основы единого рынка, а, наоборот, способствуют экономическому развитию субъектов Федерации и России в целом.

Региональная подсистема гражданского законодательства состоит из законов  и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Согласно ч. 4 ст. 76 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и ее субъектов, последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Причем такие акты обладают приоритетом по отношению к федеральному законодательству.

Современное законодательство субъектов  Федерации в сфере их ведения  содержит гражданско-правовые нормы, регулирующие определенные имущественные отношения. Например, Закон г. Москвы от 16 июня 1999 г. № 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве" регулирует отношения, возникающие при осуществлении ремесленной деятельности в городе Москве как составной части малого предпринимательства, имеющей приоритетное право на получение поддержки со стороны органов власти города Москвы. Нормы гражданского права в данном Законе регулируют отношения по договору на обучение ремесленной деятельности, устанавливают содержание договора (ст. 10), порядок и средства индивидуализации ремесленной продукции и работ (ст. 12) и др [3].

В рамках совместного ведения Федерации  и ее субъектов (ст. 72 Конституции  РФ) неизбежность наличия норм гражданского права в законодательстве субъектов  Федерации непосредственно вытекает из предусмотренных Конституцией предметов совместного ведения. В ч. 1 ст. 72 помимо отраслей законодательства, указанных в п. "к", упоминаются, в частности, такие предметы совместного ведения, как: "вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами" (п. "в"); природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. "д");"общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта" (п. "е"); "координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства" (п. "ж").

Регулирование этих отношений практически  во всех субъектах Федерации осуществляется с привлечением норм гражданского права, поскольку возникает необходимость урегулировать те или иные имущественные отношения. Особенно заметна специфика правового регулирования имущественных отношений на уровне субъектов Федерации в сфере природопользования, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. "м" ч. 1 ст. 72). Так, в некоторых субъектах Федерации приняты законы об охоте, в то время как на федеральном уровне соответствующие отношения вообще не урегулированы. Например, Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 г. № 21-ОЗ "Об охоте и охотничьем хозяйстве на территории Ханты-Мансийского автономного округа" содержит гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения пользования охотничьими животными; содержание договора о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства и др.

На федеральном уровне отсутствуют  нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области оленеводства, хотя проект Федерального закона "О  северном оленеводстве" был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом Российской Федерации письмом от 11 февраля 1999 г. № Пр-181.

В настоящий момент рано говорить о том, что система гражданского законодательства субъектов РФ сложилась  в полной мере. Следует надеяться, что в обозримой перспективе законодательство субъектов РФ в этой сфере будет постоянно развиваться с учетом потребностей современного общественного развития.

Отнесение Конституцией РФ гражданского законодательства к ведению Федерации  не означает, что субъект Федерации не может включить в свой нормативный акт (в сфере совместного ведения или в сфере ведения субъекта РФ) гражданско-правовую норму в тех случаях, когда существует объективная необходимость и те или иные общественные отношения не урегулированы или урегулированы недостаточно полным образом на федеральном уровне. Это позволяет обеспечить учет определенных региональных особенностей.

Далеко не все нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы  гражданского права, входят в отрасль  гражданского законодательства. Нормы гражданского права могут содержаться также в иных отраслях законодательства и на уровне субъектов РФ, например в земельном, жилищном и других комплексных отраслях, отнесенных Конституцией к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Такие нормы не перестают быть нормами своей отрасли права - гражданского права. Общественные отношения могут регулироваться субъектами РФ не только с помощью включения в правовые акты отдельных норм гражданского права, но и путем издания "гражданских" нормативных правовых актов, содержащих в основном именно гражданско-правовые нормы.

Специфика правового  регулирования в тех или иных субъектах Федерации определяется не только национальными особенностями, могут иметь место географические, климатические и иные особенности. Кроме того, не все субъекты Федерации обладают одинаковым экономическим потенциалом и уровнем экономического развития: одни регионы богаты расположенными на их территориях недрами, в других особенно развит определенный вид деятельности и т.д.[15].  

 

 

 

1.2 Соотношение гражданского законодательства и смежных отраслей законодательства

 

Этот вопрос имеет  и иной аспект, помимо затронутого  выше. Многие федеральные законы и  кодексы затрагивают вопросы  гражданского права.

Информация о работе Структура и перспективы развития гражданского законодательства