Структура и перспективы развития гражданского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении гражданского законодательства.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1-Рассмотреть систему гражданского законодательства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Особенности и структура действующего гражданского законодательства
Структура гражданского законодательства РФ…………………………5
Соотношение гражданского законодательства и смежных отраслей законодательства…………………………………………………………..11
Глава II. Перспективы развития и совершенствования гражданского законодательства………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Для устранения внутреннего  противоречия положений ГК о сроке исполнения обязательства, не предусматривающего срока его исполнения и не позволяющего его определить (статья 314), следует установить, что обязательство, которое не предусматривает срок исполнения и не позволяет его определить, подлежит исполнению в семидневный срок после предъявления требования кредитором, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. При неоправданном длительном отсутствии требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение в разумный срок. Для восполнения пробела общих положений об исполнении обязательств следует определить порядок зачисления исполненного, когда возможно исполнение в счёт нескольких однородных обязательств. Следует установить в ГК необходимые правила, изъяв соответствующее регулирование из норм, посвященных договору поставки. Эти диспозитивные правила должны иметь в основе следующие положения.

Если исполненного должником  недостаточно для погашения всех его обязательств, предоставление засчитывается  в счёт обязательства, указанного должником. Если должник не указал, в счёт какого обязательства осуществлено исполнение, оно засчитывается в счёт того обязательства, срок исполнения которого наступил или наступит ранее, а если обязательство не имеет срока исполнения, в счёт того обязательства, которое возникло ранее. При равенстве сроков исполнения обязательств предоставление засчитывается в счёт обязательства, по которому кредитор не имеет обеспечения исполнения, а если это правило неприменимо – исполнение засчитывается пропорционально в погашение всех обязательств. В целях устранения неопределённости в отношении момента исполнения денежного обязательства по перечислению безналичных денежных средств следует установить в ГК правило, согласно которому обязательство должника по уплате безналичных денежных средств считается исполненным при зачислении денежных средств на счёт банка, в котором у кредитора открыт соответствующий счёт, или иного банка, указанного кредитором[16].

Для установления справедливого  экономического баланса интересов  сторон двусторонних обязательств, необходимо установить диспозитивное правило, согласно которому одна сторона двустороннего обязательства не вправе требовать исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.

Интеллектуальным правам, под которыми понимаются права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (на интеллектуальную собственность), посвящен раздел VII Гражданского кодекса, состоящий из 8 глав (главы 69 - 77). Этот раздел в качестве части четвертой ГК принят 18 декабря 2006 года и вступил в действие с 1 января 2008 года. Он заменил шесть законов Российской Федерации 1992 - 1993 г. действовавших в данной сфере. Таким образом, нормы, касающиеся перечня и содержания интеллектуальных прав, их действия, ограничений, порядка их осуществления и гражданско-правовых способов защиты практически полностью сосредоточены в ГК[16].

В настоящее время  происходит накопление практики применения норм раздела VII ГК, в процессе которого со временем могут быть выявлены аспекты, требующие развития и определенных изменений этих норм. Вместе с тем, ряд вопросов, связанных с совершенствованием законодательства об интеллектуальных правах, возникает уже сейчас. Условно их можно разделить на две группы. К первой относятся проблемы, которые поднимались в процессе подготовки ГК, но по тем или иным причинам их решение было отложено. Ко второй относятся вопросы, выявившиеся в ходе применения ГК и, как правило, связанные с недостаточной правовой определенностью отдельных положений раздела VII ГК.

Среди вопросов первой группы важное место занимают проблемы, обусловленные  научно-техническим прогрессом. Российское гражданское законодательство должно соответствовать современному уровню развития техники, стимулируя разработку и широкое использование новых технологий при одновременном обеспечении защиты интересов правообладателей.

В рамках четвертой части ГК требует развития блок положений, направленных на регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет). К вопросам, возникающим в этой сфере, следует отнести возможное расширение круга охраняемых объектов. Существует потребность в определении правовой характеристики Интернет-сайтов и иных сложных информационных ресурсов, в обеспечении возможности распоряжения правами на объекты, объединенные в составе таких ресурсов, в едином комплексе[15].

Для случаев использования объектов авторских и смежных прав в электронной форме целесообразно предусмотреть дополнительные возможности распоряжения правами на такие объекты, в частности разработать механизм выдачи правообладателем разрешений на свободное использование конкретных результатов интеллектуальной деятельности в указанных им пределах. Это позволит избежать необходимости заключать лицензионные договоры при использовании таких результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях в случаях, когда правообладатель хочет разрешить обществу свободно использовать объект в очерченных им пределах. В этом случае будут защищены интересы как правообладателя, так и пользователей соответствующего объекта.

Предлагается скорректировать  круг ограничений исключительного  права с тем, чтобы установить точный перечень случаев и условий свободного использования объектов авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях. При формировании этого списка, в частности, должна быть отражена специфика деятельности средств массовой информации. Возможно, следует приравнять использование объектов авторских и смежных прав в информационно- телекоммуникационных сетях к случаям их передачи в эфир или по кабелю (пункт 1 статьи 1274 ГК).

Одним из важнейших вопросов, без решения которого невозможно обеспечить эффективную защиту результатов  интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, является определение условий  привлечения к ответственности лиц, обеспечивающих доступ к информационно-телекоммуникационной сети, функционирование ресурсов в сети и размещение на них соответствующих объектов («провайдеров»). В той мере, в какой это возможно осуществить в пределах юрисдикции Российской Федерации, целесообразно предусмотреть ответственность провайдера за размещение в сети без согласия правообладателя соответствующего результата интеллектуальной деятельности, но только при четком определении в законе условий применения такой ответственности. В этом случае правообладатель будет гарантированно иметь эффективный инструмент пресечения нарушений его прав, так как провайдер будет обязан оперативно реагировать на его претензии под угрозой привлечения к ответственности за нарушение исключительного права. В то же время провайдер будет в достаточной мере защищен против предъявления к нему необоснованных претензий, так как действия, которые он должен предпринять, будут ему заранее известны. Другой важный блок вопросов существует в сфере так называемой «промышленной собственности» (полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки) и предполагает дальнейшее совершенствование правового регулирования государственной регистрации прав на такие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, сближение регламентации административных процедур, существующих в этой сфере, с международными стандартами (прежде всего стандартами Европейского Союза).[15].

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы-гражданское законодательство в РФ - совокупность норм:

  • определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав;
  • регулирующих договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Норма Конституции обладает большим юридическим потенциалом  по сравнению с другими правовыми нормами. Конституционные нормы необходимо толковать таким образом, чтобы данное толкование отвечало потребностям современного общества и уровню экономического и политического развития государства. Конституция РФ, хотя и принята в переходный период, тем не менее, рассчитана на длительное действие в условиях рыночной экономики.

Конституция РФ позволяет  субъектам Федерации устанавливать  в своих нормативных правовых актах нормы гражданского права (как в сфере совместного ведения  РФ и ее субъектов, так и в сфере ведения субъектов Федерации), что соответствует современным потребностям общественного развития при безусловном соблюдении принципа приоритета федерального законодательства.В первую очередь необходимо разработать и принять законы, издание которых прямо предусмотрено ГК. В их числе законы об иммунитете государства и его собственности (ст. 127), о государственной регистрации юридических лиц (ст. 51), новый закон о подрядах для государственных нужд (ст. 768), уставы (кодексы) внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта, торгового мореплавания (ст. 784), законы о специальных видах страхования (ст. 970) и закон о взаимном страховании (ст. 968), законы или иные правовые акты об особенностях отдельных видов договора комиссии (ст. 990), закон о порядке возмещения вреда, причиненного действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070), и ряд других.

Необходимо также разработать  и принять отсутствующие в  настоящее время законы, к которым  имеются отсылки в других актах действующего законодательства. Имеются в виду, в частности, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах" федеральные законы об особенностях создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности, а также акционерных обществ, созданных на базе реорганизованных колхозов и совхозов, на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий, обслуживающих сельскохозяйственных производителей. Эту задачу целесообразно решить не путем издания новых специальных законов, а посредством дополнения действующих. Следует разработать предусмотренный ст. 38 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" федеральный закон о федеральном фонде обязательного страхования вкладов граждан. Необходим общий закон о фондах.

Нормативные акты, принятые в условиях планово - распределительной  экономики, неспособны обеспечить соответствующее  современным экономическим и  социальным отношениям регулирование. В Жилищном кодексе они плохо  сочетаются с нормами Конституции РФ и вступившими в силу положениями действующего ГК РФ, что создает существенные трудности в правоприменительной практике.

В настоящее время  система управления объектами государственной  собственности и государственным  имуществом в целом с необходимой четкостью не определена, твердого порядка и стабильности в этой работе нет, компетенция различных органов государственной власти неясна, на уровне закона решение этих вопросов отсутствует, что порождает дублирование и безответственность.

Необходимо издание  федерального закона об управлении государственной  собственностью. Закон должен исчерпывающим  образом урегулировать управление федеральной собственностью, включая  находящиеся в федеральной собственности  ценные бумаги (п. "д" ст. 71 Конституции), и компетенцию соответствующих органов государственного управления. Этот закон должен содержать правила о разграничении федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности муниципальных образований, правила о порядке отнесения государственного имущества к каждому из перечисленных видов (п. "г" ст. 72 Конституции и п. 5 ст. 214 ГК), а также общие начала (правила) управления собственностью субъектов Федерации и муниципальных образований и, может быть, специальные правила о передаче права собственности одним из указанных субъектов права другим.

При разработке закона об управлении государственной собственностью следует обсудить вопрос о целесообразности принятия специального закона о государственных  и муниципальных унитарных предприятиях, что предусмотрено ст. 113 ГК. Дело в том, что утвержденной Правительством РФ Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций предусмотрено скорейшее преобразование государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества с государственным капиталом. Тем не менее в настоящее время на данном этапе развития экономики такой закон нужен.

 

 

 

 

 

                          Список использованной литературы

 

       1.   Конституция Российской Федерации

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)»  от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 04.11.2007) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, № 5, ст. 410.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)»  от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.06.2006, с изм. от 29.12.2006) // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, № 49, ст. 4552.

3.Закон г. Москвы от 16.06.1999 г. № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве» "Ведомости Московской городской Думы", № 8 (с. 65), 1999.

4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с изм. и доп. от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) // Российская газета, N 29, 08.02.1995.

5.Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1996 года (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 11 сентября 1996 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российский Федерации, 1997 г., N 3, с. 8, определение N 5В-96-39).

Информация о работе Структура и перспективы развития гражданского законодательства