Субъекты гражданских правоотношений: физическое лицо, юридическое лицо, государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую деятельность, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Нормы гражданского права распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают между самими гражданами. Действие гражданского права распространяется также и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают участия

Содержание

Введение
Понятие субъекта гражданских правоотношений
Граждане как субъекты гражданского права
Юридические лица как субъекты гражданского права
Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Субъекты гражданских правоотношений.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Правоспособность  юридического лица возникает  в момент его создания, который соответствует  государственной  регистрации такой  организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (в соответствии со статьями 49(3) , 51(2) , 63(8) Гражданского Кодекса) .

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или  специальным характером. Например, осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий) . Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Для участия в гражданском  обороте юридическому лицу необходимо не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие от граждан, у юридических  лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Приобретение  и, в какой-то степени, осуществление прав и обязанностей – прерогатива так называемого органа юридического лица, лица (единоличный орган) или группы лиц (коллегиальный орган) , представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий. В соответствии со статьей 53 Гражданского Кодекса именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. Юридические лица могут иметь как один орган (например, директор, правление) , так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления) , причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут либо назначаться (если у юридического лица один учредитель) , или избираться (если участников или учредителей несколько) . В тоже время, гражданские права и обязанности для юридических лиц могут приобретать их представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридических лиц.

Как уже отмечалось выше, правосубъектность  тесно связана  с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с  юридическими лицами, индивидуализирующими его признаками является его местонахождение  и наименование.

Место нахождения юридического лица, как правило, определяется местом его государственной  регистрации (если в  учредительных документах юридического лица не установлено иное) . Определение точного  места нахождения юридического лица важно  для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств и решения множества других вопросов.

Наименование  юридического лица обязательно  должно включать в  себя указание на его  организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Можно также упомянуть такое понятие, как фирма. Фирма или фирменное наименование является названием коммерческой организации – личное неимущественное право коммерческой организации, неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.

Вместе  с тем, в гражданском  обороте необходимо индивидуализировать  не только юридическое  лицо, но и его  продукцию. Этим целям служат производственные марки, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения: Производственная марка – описательный способ индивидуализации товара. Производственная марка должна в обязательном порядке помещаться на сам товар или его упаковку и должна включать в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, перечень потребительских свойств товара и т.д. Производственная марка может применяться без специальной регистрации, но она, в тоже время, не пользуется правовой защитой; Товарный знак – эмблема или логотип. Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т.д.) . ; Знак обслуживания – приравнен к товарному знаку и используется организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по оказанию услуг; Наименование места происхождения – определяется условиями конкретной местности (природные условия, людские факторы) . Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности.

Юридические лица, в зависимости  от характера участия  государственных  органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами: Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом; Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования. Данный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом; Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.

Наряду  с законодательством, правовой основой  деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) – учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор можно  считать разновидностью договора о совместной деятельности. Он регулирует отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. В отличии от учредительного договора, устав не заключается, а утверждается учредителями. Отличие между уставом и учредительным договором не носит принципиального характера и заключается лишь в процедуре принятия документа. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения, в которое они входят.

Как уже отмечалось выше, каждое юридическое  лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с  законом. Государственная  регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором  компетентный орган  проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации осуществляется различными органами, хотя в соответствии со статьей 51 Гражданского Кодекса проведение регистрации возложено на органы юстиции. Однако в настоящий момент времени органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому в настоящий момент регистрацией юридических лиц занимаются: ·Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления - в отношении общественных и религиозных учреждений; ·Местные органы власти (районные администрации) – в отношении товариществ домовладельцев, потребительских кооперативов и их предприятий; ·Государственная регистрационная палата и ее местные отделения – в отношении предприятий с иностранными инвестициями; ·Центральный Банк – в отношении коммерческих банков.

Кроме процедур регистрации  юридических лиц  законом также  оговорены вопросы  прекращения деятельности юридических лиц.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в  результате его реорганизации (за исключением случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательных характер. Однако законом предусмотрена и возможность приостановления (временного прекращения) деятельности ряда организаций. Данная мера может быть применена по отношению к общественным объединениям как санкция за нарушение Конституции и законодательства Российской Федерации только по решению суда на срок до шести месяцев.

При реорганизации юридических  лиц все права  и обязанности  реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться:

· путем слияния  нескольких организация  в одну новую;

· путем разделения юридического лица на несколько новых  организаций;

· путем присоединения  юридического лица к  другому;

· путем выделения  из состава организации  других юридических  лиц;

· путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

Как правило, реорганизация  проводится по решению участников юридического лица или собственника его имущества, т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно (например, такую возможность предусматривает статья 19 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") .

При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает, как минимум, один новый субъект  права, поэтому в  таких случаях  реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во  многих случаях проведение реорганизации способно привести к негативным последствиям в виде ограничения конкуренции  на рынке, поэтому  для предотвращения таких последствий  пункт 1 статьи 17 Закона РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливает обязательную процедуру получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние или присоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100.000 минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние и присоединение союзов или ассоциаций коммерческих организаций.

Так как реорганизация  юридического лица может  существенно затрагивать  интересы кредиторов, обязательным ее условием является предварительное  уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.

Ликвидация  юридического лица предусматривает  прекращение его  деятельности без  перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. По решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, оно может быть ликвидировано добровольно, в связи с нецелесообразностью дальнейшего существования такого юридического лица, истечению срока, на который оно было создано, либо по иным причинам. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии) , либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов  юридических лиц  законом установлены  дополнительные основания  ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением казенных предприятий) , потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства) . Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса. Эти этапы таковы:

1. Участники организации,  ее уполномоченный  орган или суд,  принявшие решение  о ликвидации, назначают  ликвидационную комиссию (или  единоличного ликвидатора) , определяют порядок  и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2. Ликвидационная комиссия  публикует в прессе  сообщение о ликвидации  юридического лица, порядке и сроке  заявления претензий  кредиторами (этот  срок должен быть не менее 2 месяцев) , выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3. Ликвидационная комиссия  оценивает состав  кредиторской задолженности,  принимает решение  об удовлетворении  или отклонении выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

Информация о работе Субъекты гражданских правоотношений: физическое лицо, юридическое лицо, государство