Субъекты гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:55, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование субъекта гражданских правоотношений.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия гражданского правоотношения;
- выявить особенности осуществления гражданских прав;
- рассмотреть юридические факты – как основания гражданских правоотношений;
- изучить субъекты гражданских правоотношений;
- исследовать гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного права и исполнение субъективной обязанности;
-в заключении подвести итоги работы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические основы исследования сущности гражданских правоотношений … 6
1.1 Понятие гражданского правоотношения ………………………………………….. 6
1.2 Осуществление гражданских прав ………………………………………………… 8
1.3 Юридические факты – как основания гражданских правоотношений …...……. 12
2 Исследование понятия и видов субъекта гражданских правоотношений в Российском законодательстве ……………………………………………..………….. 19
2.1 Понятие субъекта гражданских правоотношений ……………………………….. 19
2.2 Граждане как субъекты гражданских правоотношений …...…………………… 23
2.3 Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений ……………… 34
2.4 Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданских правоотношений ……………………………………………...………… 54
3 Гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного права и исполнения субъективной обязанности ……………………...………………………. 59
Заключение …………………………………………………………………………….. 73
Список использованных источников …………………………………………………. 75

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Субъекты гражданских правоотношений.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

    Более сложной является проблема т.н. производных  правоотношений, в которых появляется малоизученная категория производной  правосубъектности юридических  лиц. По мнению И. А. Фаршатова, «... в  производных правоотношениях получают конкретное выражение процессы специализации правовых норм». Связывая функционирование производных отношений в гражданском праве с дополнительными соглашениями, И. А. Фаршатов видит проявление производности в правовом статусе дочернего предприятия, «... особенно в характере организации производственно-хозяйственной деятельности».

    Производный характер правосубъектности дочерних предприятий никак не связан с  дополнениями к договорам, т.к. существуют юридические лица, создаваемые одним  учредителем (собственником) при отсутствии договора. Производная правосубъектность дочерних предприятий — это результат правопреемства, перехода части субъективных прав и обязанностей юридического лица к выделенному из него дочернему юридическому лицу.

    Однако  следует подчеркнуть, что производный характер правосубъектности дочернего юридического лица не означает нечеткости, неопределенности ее границ. Установленные ст. 105 ГК РФ правила о солидарной ответственности основной организации в случае банкротства по ее вине дочерней организации позволяют четко определить объем правосубъектности дочернего юридического лица.

    Производный характер правосубъектности некоторых  юридических лиц и их экономическая  зависимость от главного (материнского) юридического лица позволили поставить  под сомнение традиционное определение гражданского права как отрасли, регулирующей имущественные отношения между равноправными участниками товарного оборота. Так, М. И. Кулагин высказал мнение о том, что «... юридически зависимое лицо по сравнению с традиционным юридическим лицом, не является больше совокупностью собственников капитала, функционирующего в данном юридическом лице». Отсюда делается общий вывод о том, что подлинным юридическим лицом в традиционном понимании является только головное общество. С этим трудно согласиться, так как дочерние юридические лица обладают собственной правосубъектностью, особенностью которой является ее производный характер. Не случайно законодатель в ряде случаев прямо закрепляет принцип самостоятельной деликтоспособности дочерних юридических лиц. В современных условиях по-новому следует взглянуть на дискуссию о соотношении правовых статусов (правосубъектности) объединений и входящих в них юридических лиц.

    Предлагавшаяся  ранее Ю.Г. Васиным концепция о  признании субъектами права объединения  и входящих в него предприятий, находится в полном соответствии с современным законодательством. Изменились лишь формы и характер взаимоотношений этих субъектов права. Правосубъектность объединений определяется правовым статусом и интересами юридических лиц, входящих в объединение.

    Невозможно  теоретически обосновать предпринимательскую  правосубъектность рыночных структур, т. к. отсутствует такая правовая отрасль (не путать с научной дисциплиной), как предпринимательское (хозяйственное) право, не существует и самого субъекта, именуемого рыночной структурой. Даже в странах, сохраняющих дуализм частного права, торговое право не отказалось от применения правовой конструкции юридического лица, позволяющей в полной мере обеспечить реализацию субъективных прав участниками торгового оборота. Следует отметить, что отраслевая правосубъектность юридических лиц не может отличаться в рамках одной отрасли права, однако правосубъектность физических и юридических лиц даже в пределах однородных правоотношений может быть не только различной по объему и содержанию, но в ряде случаев носит специальный характер.

    Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, в результате которого юридическое лицо приобретает  правоспособность. Это следует из содержания п.2 ст.51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»23. Именно содержание учредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица, отражает все его критерии правосубъектности.

      Рассмотрим  судебную практику: Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в ходе проверки был установлен факт осуществления им розничной продажи лекарственных средств для ветеринарных целей в торговом павильоне без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

      Предприниматель в судебном заседании пояснил, что  отзыв на заявление не представила, указав в судебном заседании что в обращении в Департамент ветеринарии по вопросу получения лицензии ему было сообщено об отмене лицензирования деятельности по реализации лекарственных средств для животных в сфере розничной торговли.

      Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку пришел к выводу о том, что деятельность по распространению лекарственных средств иными субъектами, нежели субъекты фармацевтической деятельности, не относится к деятельности, на осуществление которой требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности.

      При этом арбитражный суд руководствовался подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьями 4, 29, 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ "О лекарственных средствах". Исходя из данных правовых норм к фармацевтической деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, относится деятельность организаций по оптовой торговле лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих оптовую и розничную продажу лекарственных средств, а также изготовление лекарственных средств.

      Поскольку осуществляемая Предпринимателем, не являющимся к тому же ветеринаром, деятельность по распространению лекарственных  средств для животных в отсутствие лицензии на фармацевтическую деятельность, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд не нашел оснований для привлечения его к административной ответственности.

      Таким образом, количество дел, связанных  с рассматриваемой категорией спора, достаточно велико. Это связано с  постоянным изменением законодательства о лицензировании, наличием неоправданного количества лицензируемых видов деятельности и незнанием законодательства о лицензировании, как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями.

      Итак, субъектами разрешительных правоотношений являются лицензирующие органы (соответствующие органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование) и лицензиаты. При этом Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относит к лицензиатам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

      В рассматриваемом случае необходимо учитывать также положения статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. 

         2.4 Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права 

    Государство является особым субъектом гражданского права:

    - государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом;

    - государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

    - государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической деятельности, т. е. неподсудностью в отношениях с иностранными субъектами права.

    Особенности правоспособности государства:

    - правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;

    - некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;

    - некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

    Особенности дееспособности государства:

    -государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;

    -государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

    Непосредственное  участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции.

    От  имени государства в гражданском  обороте согласно ст. 124 ГК могут  выступать как исполнительные, так  и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица.

    Опосредованное  участие государства в гражданском  обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических  лиц, действующих от своего имени  и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах.

    Несмотря  на формальную самостоятельность таких  юридических лиц как субъектов  гражданского права, государство, оставаясь  собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

    Участие государства как собственника в  гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:

    - государственные и муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Минимуществом РФ, которые передают имущество унитарным предприятиям и контролируют его использование, вносят имущество в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т. п. ;

    - государственные и муниципальные фонды имущества во главе с Российским фондом имущества основном получают доходы от сделок с имуществом.

    Допускается участие государства в любых  сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

    - приватизация госимущества;

    -финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;

    - краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;

    - выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;

Информация о работе Субъекты гражданских правоотношений