Внешнее управление как процедура банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть содержание вопроса о внешнем управлении как о процедуре банкротства.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) дать понятие внешнего управления как одной из процедур банкротства;
2) охарактеризовать участников внешнего управления;

Содержание

Ввeдeниe

Глaвa 1. Правовые аспекты процедуры банкротства
1.1. Основные изменения в законодательстве о банкротстве
1.2. Ограничения правосубъектности юридического лица в процессе несостоятельноcти

Глaвa 2. Внешнее управление как процедура банкротства
2.1 Нормативное регулирование процедур проведения внешнего управления
2.2. Внешний управляющий
2.3. Разработка и проведение внешнего управления
Глaвa 3. Правоприменительная практика внешнего управления
3.1. Анализ примеров судебной практики применения процедуры внешнего управления
Зaключeниe
Списoк испoльзуeмoй литeрaтуры

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

5. Новая процедура включения требований кредиторов в реестр требований кредиторов. С учетом наработанного опыта законодатель установил новые правила, связанные с включением кредиторов в реестр требований кредиторов того или иного должника. Теперь включение осуществляется исключительно на основании соответствующего определения арбитражного суда, в котором указывается размер и очередность удовлетворения требования.

6. Появление новой процедуры банкротства – финансового оздоровления. Финансовое оздоровление как процедура банкротства – это новое явление в законодательстве о банкротстве. Под финансовым оздоровлением Закон понимает процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В отличие от внешнего управления в ходе данной процедуры органы управления должника не отстраняются от управления и осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом. Срок финансового оздоровления не может превышать двух лет. Погашение требований всех кредиторов, в соответствии с утвержденным графиком, должно произойти за один месяц до окончания срока соответствующей процедуры. При этом требования первой и второй очереди должны быть погашены не позднее 6 месяцев с даты введения процедуры. Законодатель установил возможность перехода от финансового оздоровления к внешнему управлению, при этом общий срок обеих процедур не должен превышать двух лет. Кроме того, такой переход невозможен при осуществлении финансового оздоровления свыше 18 месяцев.

7. Выравнивание в правах по отношению к должнику конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (государства). Закон 1998 г. выделял пять очередей удовлетворения требований кредиторов при проведении конкурсного производства. В новом законе законодатель выделил 3 очереди, фактически объединив 3, 4-ю и 5-ю очередь Закона 1998 г. в одну. При этом законодатель установил приоритет в удовлетворении требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

8. Возможность прекращения конкурсного производства путем исполнения всех обязательств должника или перехода к внешнему управлению. В любое время до окончания конкурсного производства лица, указанные в Законе, вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов, включенных в реестр. В такой ситуации арбитражный суд по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве (при удовлетворении всех требований) или утверждении мирового соглашения. Законодатель допускает также возможность перехода к внешнему управлению. Данный переход осуществляется с рядом установленных ограничений (к примеру, в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, у должника должно быть имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности и др.).

Перечисленные выше нововведения являются прогрессивными и, учитывая наработанный опыт, совершенствуют законодательство о банкротстве. Представляется также, что помимо нового Закона должен появиться ряд нормативных актов, регламентирующих отдельные институты законодательства о банкротстве. Впрочем, о действительной прогрессивности Закона можно будет судить лишь на основании правоприменительной практики.

 

1.2. Ограничения правосубъектности юридического лица в процессе несостоятельности

 

Уже одно введение процедуры банкротства по отношению к должнику, означает ограничение его правосубъектности, так как до возбуждения процедуры банкротства должник обладает правосубъектностью в полном объеме, а после введения любой из процедур несостоятельности правосубъектности должника все больше и больше ограничивается.

На сегодняшний момент существует несколько подходов к проблеме соотношения правоспособности и дееспособности юридического лица, что в данном случае, вызвано недостаточно четкими формулировками Гражданского кодекса РФ. Статья 49 ГК РФ говорит о правоспособности юридического лица и включает в это право способность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, а так же нести связанные с этой деятельностью обязанности, при этом законодатель не раскрывает подробно содержание правоспособности юридических лиц, хотя в отношении граждан это сделано. В соответствии со статьей 48 ГК в качестве основных прав юридического лица названы лишь права на имущество, право приобретения и осуществления имущественных и личных не имущественных прав, право быть истцом и ответчиком в суде, понятием же дееспособность относительно юридического лица Гражданский кодекс не оперирует вообще. Раскрывая понятие дееспособности граждан, Гражданский кодекс говорит о способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их, следовательно, под дееспособностью юридических лиц, так же следует понимать способность реализации предоставленных юридическому лицу прав. Общий

смысл разграничения понятий заключается в том, что правоспособность связывают только с наличием у юридического лица прав, тогда как дееспособность с возможностью их реализации. Согласно наиболее распространенной точке зрения, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно, а так же совпадают по своему содержанию, поэтому в отношении юридических лиц чаще употребляют термин правосубъектность. Однако в процессе банкротства юридических лиц возникают определенные трудности с разграничением право- и дееспособности, поэтому, следует прежде всего определиться, какой элемент правосубъектности юридического лица и в какой момент подвергается ограничению.

В соответствии с п. 2 ст. 64 закона о банкротстве органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, сделки:

- связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

- связанные с получением и выдачей займов (кредитов),

- выдачей поручительств и гарантий,

- уступкой прав требования,

- переводом долга,

- с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Временный управляющий вправе обращаться в суд с ходатайством о запрете совершать без его согласия и иных сделок. Указанные сделки, совершенные должником без согласия временного управляющего являются недействительными. Ряд решений на стадии наблюдения должник приниматься не может вообще. Это касается решений о его статусе:

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении,

преобразовании) и ликвидации должника

- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

- о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

- о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово- промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

- о заключении договоров простого товарищества.

Указанные в пункте 3 статьи 64 закона о банкротстве запреты, говорят о существенном ограничении дееспособности должника уже на стадии наблюдения, так как решения, принятые в нарушении пункта 3 статьи 64 закона являются недействительными. Не смотря на то, что Гражданский кодекс РФ не выделяет дееспособность юридического лица в отдельную категорию, Конституционный суд в Постановлении от 12 марта 2001 года №4-П называет всю совокупность перечисленных ограничений, ограничениями дееспособности должника: «Предусмотренные федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» последствия введения наблюдения (в частности, необходимость получения согласия временного управляющего на совершение сделок, указанных в пункте 2 статьи 58, запрет на реорганизацию и ликвидацию, создание юридических лиц, филиалов, представительств, выплату дивидендов, размещение ценных бумаг представляет собой ограничение дееспособности должника, поэтому необоснованное введение наблюдения может повлечь крупные убытки для должника». Следовательно, если считать, что Конституционный Суд РФ употребил термин дееспособность относительно должника на стадии наблюдения не случайно, то можно сделать вывод о том, что на стадии наблюдения юридическое лицо испытывает трудности связанные именно с непосредственной реализацией принадлежащих ему прав, однако самими правами по- прежнему обладает.

Правовой режим, установленный законом о банкротстве для исполнительного органа должника существенного изменяется, однако, данный орган при существенном ограничении способности совершать в отношении собственного или закрепленного на ином вещном праве имущества, в полном объеме сохраняет возможность обращаться в суд и выступать в качестве ответчика в суде. Ограничение дееспособности должника связано с ограничениями полномочий органов управления должника при совершении сделок. Ряд сделок теперь должник может осуществить только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

В статье 94 закона о банкротстве перечислены последствия введения внешнего управления, оказывающие воздействие на правоспособность должника:

- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему;

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части

распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

-вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Существуют мнения, что уже на стадии внешнего управления дееспособность должника прекращается, так как прекращается полномочия руководителя должника, а правоспособность в свою очередь сохраняется в усеченном виде, так как должник может обладать гражданскими правами и обязанностями, но не может приобретать и осуществлять их своими действиями. Вряд ли такое возможно, так как в статье 94 закона, все же перечислены права, которые остаются у органов управления должника, что

уже не дает возможности говорить об отсутствии дееспособности. О прекращении правоспособности так же говорить не приходится, так как от имени юридического лица действует внешний управляющий, а от имени неправоспособного заключать какие либо сделки невозможно.

 

Глaвa 2. Внешнее управление как процедура банкротства

2.1. Нормативное регулирование процедур проведения внешнего управления

 

В России в настоящее время банкротство определяется и регламентируется федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (действует с 3 декабря 2002 года). Закон распространяется на все юридические лица, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением казённых предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Для возбуждения дела о банкротстве необходимо чтобы должник — юридическое лицо либо гражданин-предприниматель, обладал признаками банкрота. Для гражданина такими признаками является неудовлетворение указанных требований в течение трёх месяцев со дня, когда он должен был их удовлетворить, при этом сумма его обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества. Для юридических лиц таким признаком является только неудовлетворение своих обязательств в течение трёх месяцев.

Внешнее управление - это наиболее сложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства, которые реализуются на несостоятельном предприятии в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с последующими изменениями. В соответствии со статьей 2 Федерального закона, под внешним управлением признается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Основные понятия, а также необходимые меры, функции, порядки представлены в Федеральном законе Главой VI.

Важным моментом внешнего управления является установления моратория на удовлетворение требования кредиторов. В соответствии со статьей 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротства)» можно выделить следующие аспекты:

1               Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей.

2               В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи:

-                приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям;

-                не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

3               Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

4               Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

На момент принятия закон «О несостоятельности (банкротстве)» в полной мере отвечал требованиям экономики того периода. Однако с тех пор ситуация несколько изменилась, и стало возможным использовать его в корыстных целях. Игнорировать этот факт нельзя, так как просчеты в этой области уже нанесли отечественной экономике огромный ущерб. Поэтому необходимо пересмотреть и по возможности восполнить возникшие пробелы в Законодательстве, касающиеся такой важной процедуры, как внешнее управление.

Информация о работе Внешнее управление как процедура банкротства