Военная коллегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Военная коллегия является одной из судебных коллегий Вер-
ховного Суда РФ. Это непосредственно вышестоящая судебная ин-
станция по отношению к окружным (флотским) военным судам. В
ней могут быть образованы судебные составы.

Работа содержит 1 файл

Военная к оллегия.docx

— 51.48 Кб (Скачать)

отнесенные настоящим  Федеральным конституционным законом  к подсудности

Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он также

рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении решений,

приговоров, определений  и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Гарнизонный военный  суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу,

содержании под  стражей, об ограничении прав на тайну  переписки, телефонных и

иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на

неприкосновенность  жилища. Однако следует иметь в  виду, что в соответствии с

ч. 2 ст. 45 нормы  ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся

решений военных  судов об аресте, о заключении под  стражу и содержании под

стражей, вступают в силу только после принятия соответствующего федерального

уголовно - процессуального  закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о

подсудности гарнизонным  военным судам вопросов об ограничении  прав на тайну

переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных

сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента

официального опубликования  Федерального конституционного закона «О военных

судах Российской Федерации». В связи с этим указанные  материалы должны

рассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это было

ранее.

Гарнизонный военный  суд рассматривает также жалобы на действия (бездействие)

лица, производящего  дознание, следователя, прокурора и  принятые ими решения в

случаях и порядке, которые установлены федеральным  уголовно - процессуальным

законом.

В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный  суд рассматривает

в первой инстанции  гражданские дела, связанные с  государственной тайной, и

дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в

виде лишения  свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или

смертной казни. Он также в пределах, установленных  настоящим Федеральным

конституционным законом, рассматривает дела по жалобам  и протестам на

решения, приговоры, определения и постановления  гарнизонных военных судов,

принятые ими  в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский)

военный суд рассматривает  дела по протестам на решения, приговоры,

определения и  постановления гарнизонных военных  судов, вступившие в силу, а

также на определения  и постановления, принятые окружным (флотским) военным

судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный  суд

рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении решений,

приговоров, определений  и постановлений окружного (флотского) военного суда,

вступивших в  силу.

Законом впервые  предусмотрена возможность рассмотрения окружным (флотским)

военным судом  дел с участием присяжных заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1

ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом  уголовных дел

в составе судьи  и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания

ст. 28 этого же Закона, применяется только в случаях, предусмотренных

процессуальным  законом. В настоящее время правовых оснований для рассмотрения

окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в  указанном составе не

имеется до внесения соответствующих изменений в  процессуальное

законодательство.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции  дела об оспаривании

ненормативных актов  Президента РФ, нормативных актов  Правительства,

Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в

которых федеральным  законом предусмотрена военная  служба, касающихся прав,

свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих

военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых  обвиняется судья

военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о

преступлениях особой сложности или особого общественного  значения, которые

Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства

обвиняемого.

Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам  и протестам на решения,

приговоры, определения  и постановления окружных (флотских) военных судов,

принятые ими  в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по

протестам на решения, приговоры, определения и постановления  военных судов,

вступившие в  силу; дела по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении

решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и

протестам на решения, приговоры, определения и постановления  Военной

коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам  на решения,

приговоры, определения  и постановления Военной коллегии Верховного Суда и

военных судов, вступившие в силу.

                   Проблемы деятельности военных судов                  

Вступивший в  силу Федеральный конституционный  закон «О военных судах

Российской Федерации» создал солидную правовую базу для  деятельности военных

судов в Российской Федерации. С принятием этого  акта на законодательном

уровне завершено  создание самостоятельной и независимой  от органов

исполнительной  власти силы, способной быть гарантом законности и

справедливости  в одном из важнейших государственных  механизмов России - ее

Вооруженных Силах.

Вооруженные Силы государства могут успешно действовать  и выполнять стоящие

перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на

законах строгий  воинский порядок, когда личность, права  и интересы

военнослужащих  защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено

на государственные  органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных

Силах. Такими органами государственной власти являются военные  суды.

Как органы правосудия военные суды выполняют единые для  всех судов общей

юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в  войсках требует хорошего

знания жизни  и деятельности войск, военного законодательства, воинских

уставов, наставлений  и приказов, конкретных условий жизни  и деятельности

войск. Судьи военных  судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы

действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой

обстановке, иметь  для этого знания и соответствующую  военную подготовку.

Необходимость осуществления  своей деятельности непосредственно  в выполняющих

боевые задачи войсках, в особой обстановке во время  военных действий

объективно требует  создания судебных органов, особенности  организации и

комплектования  которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления

правосудия в  таких специфических условиях, при  которых деятельность других

судов общей юрисдикции была бы невозможной.

Однако в совсем недалеком прошлом, а именно в  феврале 2003 года группа

депутатов от фракции  «Яблоко» ( Игорь Артемьев, Алексей  Арбатов и Сергей

Иваненко) намеревалась инициировать процесс отмены органов  военной юстиции, с

тем, чтобы все  правонарушения военнослужащих рассматривались  гражданскими

судами.

«Военные суды и военная прокуратура, будучи формально  независимы от органов

военного управления и командования, на самом деле находятся  в жесткой

зависимости от них, поскольку обеспечение социальных гарантий военных судей,

прокуроров и  следователей, присвоение им воинских званий (а значит и их

заработок), обеспечение  их жильем напрямую зависит от Министерства обороны»,

- говорится в  пояснительной записке к проектам  законов, которые предлагает

принять «Яблоко».

По мнению парламентариев, это противоречит нормам по правам человека Совета

Европы, членом которого с 1996 года является Россия. Они предлагают не

ликвидировать штаты  военных судов и прокуратур, а  как бы влить их в

соответствующие гражданские структуры. Все же должности, которые сейчас

занимают офицеры, инициаторы законопроекта предлагают сделать гражданскими.

Как стало известно из прессы, представители Главной  военной прокуратуры и

Военной коллегии Верховного суда высказались крайне негативно по отношению к

законопроекту партии “Яблоко”.  «Действительно офицерам звание присваивает

министр обороны  РФ. Но так сложилось в нашем  государстве. Ни о какой

зависимости от военного ведомства, тем более материальной речи здесь не идет.

Депутаты накануне новых выборов в Государственную  Думу хотят быть

замеченными, вот  и «пиарят» различные идеи, которые совершенно далеки от

жизни», - заявил представитель  пресс-службы ГВП, тем не менее попросивший  не

упоминать его  фамилию.

«В 1992 году вопрос легитимности военных судов оценивался комиссией Совета

Европы в связи  с одним из дел. - рассказывает судья  Военной коллегии

Верховного суда генерал-майор юстиции Владимир Хомчик. - Комиссия сделала

вывод, что военные  суды законны, если судьи назначаются  на должности на

определенный срок и не могут быть отстранены от должности  командиром».

«Деятельность наших  военных судов, по мнению руководства  Европейского суда по

правам человека, полностью соответствует мировой  судебной практике, прежде

всего в плане  независимости суда», - считает Хомчик.

В Военной коллегии Верховного суда пояснили, что с  принятием законов «О

судебной системе  Российской Федерации» и «О военных  судах» все вопросы,

которые сейчас пытаются ставить члены партии ”Яблоко”, уже решены. В

частности, в этих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются

судами общей  юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и

обособленную ветвь  судебной власти, а наравне с районными, городскими,

областными и  другими судами входят в единую систему, возглавляемую Верховным

судом РФ. Военные  суды создаются по территориальному признаку и могут быть

Информация о работе Военная коллегия