Военная коллегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

Военная коллегия является одной из судебных коллегий Вер-
ховного Суда РФ. Это непосредственно вышестоящая судебная ин-
станция по отношению к окружным (флотским) военным судам. В
ней могут быть образованы судебные составы.

Работа содержит 1 файл

Военная к оллегия.docx

— 51.48 Кб (Скачать)

упразднены только федеральным законом. В своей  деятельности они

руководствуются теми же законодательными нормами, что  и другие суды общей

юрисдикции, а их решения могут быть обжалованы, также  как и решения иных

судов. Говорить о  какой-то зависимости их от военного командования, по мнению

военных юристов, тоже не приходится: военные суды выведены из состава

Вооруженных Сил, их материально-техническое обеспечение  и финансирование

полностью осуществляются Судебным департаментом при Верховном  суде РФ. Судьи

и работники аппаратов  военных судов не проходят военную  службу в составе

Вооруженных Сил  РФ или иных воинских формирований.

«В работе военных  судов и прокуратур, конечно, есть недостатки. Тем не менее

органы военной  юстиции играют положительную роль в деле социальной защиты

военнослужащих. И  то, что к ним обращаются офицеры  и солдаты, а также

гражданские люди, говорит о том, что они востребованы в российском обществе»,

- такое мнение  высказал известный правозащитник,  президент академии духовного

единства народов  мира Георгий Трапезников. При этом он подчеркнул, что

рассмотрение дел  военнослужащих имеет свои особенности, как например, наличие

того или иного  уровня секретности. Поэтому наличие  военных судов в системе

судебной власти, по мнению Трапезникова, не какая-то обособленная специфика

России. Он отметил, что военные суды существуют в 35 странах мира, в том

числе и в США, Англии, Испании, Израиле и др. Показательно, по словам

Трапезникова, и  то, что вряд ли они удовлетворили  бы взыскательным

требованиям Европейского суда: в абсолютном большинстве стран  военные суды

созданы в системе  министерств обороны. Они имеют  специальное законодательство

о судоустройстве и судопроизводстве и полностью  подчинены военным ведомствам,

как в организационном  плане, так и в вопросах осуществления  правосудия.

В последствии  оказалось, что рассматриваемая  инициатива партии “Яблоко” не

была рассмотрена  в нижней палате российского парламента, а комментарии к

данному законопроекту  видных правозащитников и чиновников показали его полную

несостоятельность.

                                заключение                               

В настоящее время  в Российской Федерации действуют  более 100 военных судов,

которые в соответствии с Федеральным конституционным  законом «О судебной

системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с

районными, городскими, областными и другими судами полностью  входят в единую

систему судов  общей юрисдикции, возглавляемую  Верховным Судом Российской

Федерации. Военные  суды также создаются по территориальному принципу и могут

быть созданы  или упразднены лишь федеральным  законом. 
 

    Госдума рассмотрит вопрос о введении апелляционной  инстанции в военных судах

    Президент России Д. Медведев предлагает ввести апелляционную инстанцию в военных  судах. В Госдуму внесен проект закона, предлагающий изменения в Федеральный  конституционный закон "О военных судах Российской Федерации".

    Глава государства предлагает преобразовать  кассационные инстанции Военной  коллегии Верховного Суда РФ и окружных (флотских) военных судов в инстанции  апелляционные с сохранением  существующей системы военных судов.

    В случае одобрения документа апелляционные  инстанции военных судов будут  рассматривать дела в соответствии с процессуальным законодательством  для всех судов общей юрисдикции. Также кассационный порядок проверки судебных решений военных судов, вступивших в законную силу, будет  введен применительно к порядку, предусмотренному для всех судов  общей юрисдикции.

    Д. Медведев предлагает наделить президиумы окружных (флотских) военных судов и Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации полномочиями суда кассационной инстанции. Право пересматривать судебные решения Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов в порядке надзора останется только за Президиумом Верховного Суда РФ.

В законопроекте  приведен в соответствие с действующим  законодательством порядок формирования президиумов окружных (флотских) военных  судов, уточнен состав суда при рассмотрении военными судами уголовных, гражданских  дел и дел об административных правонарушениях. Кроме того, в документе  урегулированы вопросы, связанные  с определением подсудности уголовных  дел о преступлениях, совершенных  группой лиц с участием военнослужащих. 

Система военых судов, порядок их формирования 
Военые суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами, осуществляют судебную власть в Вооруженых Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военая служба. 
Порядок организации, принципы деятельности военых судов регламентируются Законом “О военых судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 даного Закона военые суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, подразделений Вооруженых Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов. Военые суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военых судов, численость судей военых судов устанавливаются Верховным Судом РФ. 
Основными задачами военых судов являются обеспечение, защита: 
- нарушеных, (или) оспариваемых прав, свобод, охраняемых законом интересов человека, гражданина, юридических лиц, их объединений; 
- нарушеных, оспариваемых прав, охраняемых законом интересов местного самоуправления; 
- нарушеных или оспариваемых прав, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственой власти, органов государственой власти субъектов Российской Федерации. 
К подсудности военых судов относятся (ст. 7): 
- гражданские, административные дела о защите нарушеных, (или) оспариваемых прав, свобод, охраняемых законом интересов военослужащих Вооруженых Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов, граждан, проходящих военые сборы, от действий (бездействия) органов военого управления, воинских должностных лиц, принятых ими решений; 
- дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военослужащие, граждане, проходящие военые сборы, а также граждане, уволеные с военой службы; 
- дела об административных правонарушениях, совершеных военослужащими, гражданами, проходящими военые сборы. 
Военым судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные, уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции. 
Военые суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военослужащих, граждан, проходящих военые сборы, жалобы на действия или бездействие военых прокуроров по делам, расследуемым в отношении военослужащих, граждан, проходящих военые сборы. Они также рассматривают дела, материалы, связаные с ограничением конституционых свобод, прав на тайну переписки, телефоных, иных переговоров, почтовых, телеграфных, иных сообщений, на неприкосновеность жилища. 
Военые суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизоные военые суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) военые суды, а высшим звеном для военых судов является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Военая колегия. 
Гарнизоный военый суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военых гарнизонов. Гарнизоный военый суд в первой инстанции рассматривает уголовные, гражданские, административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военой колегии, окружного (флотского) военого суда. Гарнизоный военый суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефоных, иных переговоров, телеграфных, иных сообщений, на неприкосновеность жилища. Он рассматривает также жалобы на действия (бездействие) органов предварительного расследования, прокурора по находящимся у них в производстве делам в отношении военослужащих, лиц, проходивших военые сборы. 
Гарнизоный военый суд состоит из судей, народных заседателей. Судьи назначаются Президентом РФ, срок их полномочий не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военослужащих. Гражданские, административные дела рассматриваются как колегией, так, единолично судьей (в случаях, если срок наказания за преступления не превышает пяти лет лишения свободы). 
Возглавляет гарнизоный военый суд председатель, у которого имеются заместители. Председатель гарнизоного военого суда, помимо непосредственого участия в рассмотрении дел, организует деятельность суда, распределяет обязаности между судьями, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственых органах, органах местного самоуправления. Заместитель председателя гарнизоного военого суда также участвует в рассмотрении дел, замещает председателя гарнизоного военого суда во время его отсутствия. 
Окружные (флотские) военые суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационой, надзорной инстанций. 
В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматривает гражданские дела, связаные с государственой тайной, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненое лишение свободы или смертная казнь. В качестве кассационой инстанции окружной (флотский) военый суд рассматривает дела по жалобам, протестам на решения, приговоры, определения, поставновления гарнизоных военых судов, не вступившие в законую силу. В порядке надзора окружные (флотские) военые суды проверяют законость, обоснованость приговоров, решений гарнизоных военых судов, вступивших в законую силу, а также определений окружного (флотского) военого суда, принятых им во второй инстанции. 
В состав окружного (флотского) суда входят судьи, народные, присяжные заседатели. Судьи окружного (флотского) суда назначаются Президентом РФ, а присяжные, народные заседатели избираются на собраниях военослужащих. Дела рассматриваются в следующем составе: 
- гражданские дела рассматриваются судьей единолично или колегией, состоящей из трех судей; 
- уголовные дела рассматриваются колегией, состоящей из трех судей, либо судьей, колегией присяжных заседателей, либо колегией, состоящей из судьи, народных заседателей. 
В окружном (флотском) военом суде образуется президиум, могут быть образованы судебные колегии, (или) судебные составы. 
Президиум окружного (флотского) военого суда рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения гарнизоного военого суда, вступившие в силу, а также определения, постановления окружного (флотского) военого суда, принятые им во второй инстанции. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, утверждает председателей судебных колегий, судебных составов, определяет их численость. 
Судебные колегии, судебные составы окружного (флотского) военого суда действуют в качестве судов первой, кассационой инстанций. 
Руководит работой окружного (флотского) военого суда председатель. Он организует деятельность суда, созывает заседания президиума, вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в государственых органах, органах местного самоуправления. Кроме того, председатель приносит протесты на приговоры, определения, постановления гарнизоных военых судов, вступившие в силу, вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) судом. 
Заместители председателя окружного (флотского) суда организуют работу соответствующей судебной колегии или судебного состава, замешают председателя окружного (флотского) военого суда во время его отсутствия, но правом принесения протестов не обладают. 
Военая колегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационой, надзорной инстанций. 
В первой инстанции Военая колегия рассматривает: 
- дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военая служба, касающихся прав, свобод, охраняемых законом интересов военослужащих, граждан, проходящих военые сборы; 
- уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военого суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, дела особой сложности или особого общественого значения, которые Военая колегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. 
В качестве суда надзорной инстанции Военая колегия рассматривает дела по жалобам, протестам на приговоры, определения, постановления окружных (флотских) судов, не вступившие в законую силу. 
В порядке надзора Военая колегия рассматривает дела по протестам на решения всех военых судов, вступившие в законую силу. Приговоры, определения, постановления самой Военой колегии, не вступившие в силу, могут быть отменены или изменены кассационой колегией Верховного Суда РФ. Вступившие же в силу приговоры, определения, постановления Военой колегии могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ. 
Военая колегия состоит из судей, присяжных, народных заседателей. 
Дела рассматриваются ей в следующем составе: 
- в первой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей единолично или колегией из трех судей, а уголовные дела - колегией, состоящей из трех судей, либо судей, колегией присяжных заседателей, либо колегией, состоящей из судей, народных заседателей; 
- дела по жалобам, протестам на решения, приговоры, определения окружных (флотских) военых судов, принятые ими в первой инстанции, не вступившие в силу, рассматривает колегия, состоящая из трех судей; 
- дела по протестам на решения, приговоры, определения военых судов, вступившие в силу, рассматривает колегия, состоящая из трех судей. 
Возглавляет Военую колегию председатель, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ, назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания. Он имеет право приносить протесты в Военую колегию, президиумы окружных (флотских) судов на решения, определения, приговоры военых судов, вступившие в силу, а также в Президиум Верховного Суда РФ - на решения, приговоры, определения Военой колегии, вступившие в законую силу. Он же руководит работой Военой колегии, контролирует работу ее аппарата. Председатель Военой колегии имеет заместителя, который осуществляет полномочия председателя во время его отсутствия, за исключением принесения протестов. 
В аппаратах военых судов установлены должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных, ведущих специалистов, специалистов 1, 2 категории, специалистов. Указаным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военослужащим присваиваются также, воинские звания. При военых судах учреждена также должность администратора суда. Администратор военого суда принимает меры по организационому обеспечению деятельности суда, по обеспечению надлежащих материальных, бытовых условий для судей, работников аппарата, осуществляет информационо-правовое обеспечение деятельности военого суда, организует охрану здания, другого имущества военого суда, работу средств связи. Администратор военого суда назначается на должность, освобождается от нее начальником соответствующего подразделения Судебного департамента. 
Финансирование военых судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение военых судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, охраной производится соответствующими подразделениями Вооруженых Сил РФ, других войск, воинских формирований. 
Статус судей военых судов определяется прежде всего Конституцией РФ, Законами РФ «О судебной системе», «О статусе судей в Российской Федерации». Однако, учитывая то, что судьи военых судов состоят на военой службе, на них распространяется действие Закона «О воинской обязаности, военой службе» с учетом положения Закона «О военых судах РФ». Судьи военого суда не могут быть переведены в другой суд без их согласия, они могут быть уволены с военой службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на военой службе. Судьям, достигшим этого предельного возраста, срок военой службы может быть продлен на срок до 10 лет Председателем Верховного Суда РФ, но не свыше достижения ими возраста 65 лет. 
 

  Состав, структура  и полномочия арбитражных  судов

Высший  Арбитражный Суд РФ считается  высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных форма* судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны.

В сфере правосудия Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает  в первой инстанции:

  • делаобоспариваниинормативныхправовыхактовПрезидента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; разрешает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами РФ (ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ);
  • рассматривает в лорядке надзора дела, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу (ст. 292 Арбитражного процессуального кодекса РФ), атакже пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда решения или определения по ним были приняты Высшим Арбитражным Судом РФ (ст. ЗЮАрбитражногопроцессуальногокодексаРФ); s изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснения в целях обеспечения единства судебной практики.

Реализуя  возложенную на него функцию по созданию условий деятельности арбитражных  судов, Высший Арбитражный Суд РФ принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам  обеспечения; разрабатывает предложения  по совершенствованию законов в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции  вопросы, вытекающие из международных  договоров РФ. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие во просы деятельности арбитражных судов. В состав Пленума входят Председатель, заместители и все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ. В заседаниях Пленума вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ, Председатель Конституционного Суда РФ и Председатель Верхбвного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители органов государственной власти РФ и субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ: рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами-и дает разъяснения по вопросам судебной практики; решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности законов; утверждаетпо представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а по представлению председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ - судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов; ^ решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов РФ. Порядок работы Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ подробно детализирован Регламентом арбитражных судов, утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражною Суда РФ от 5 июня 1996 г. № 7 «Об утверждении регламента арбитражных судов». В нем, в частности, устанавливается порядок и сроки подготовки проектов документов, вносимых на рассмотрение Пленума, докладчики и время выступлений, процедура участия Генерального прокурора РФ и его заключения и другие вопросы. В соответствии с действующим законом постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов Пленума и подписьшаются.Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Постановления Пленума по вопросам своего ведения обязательны для арбитражных судов РФ. В полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя,.заместителей Председателя и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. Основное полномочие Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ - рассмотрение дел в порядке надзора по проверке вступивших в силу судебных актов арбитражных судов РФ. Кроме того, Президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ собирается Председателем по мере необходимости. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов, постановления подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ возглавляют заместители Председателя Суда. Их основная обязанность-рассмотрение дел по первой инстанции. В судебных коллегиях образуются судебные составы, которые формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ во главе с утверждаемыми Пленумом председателями судебных составов. Помимо рассмотрения дел в первой инстанции, судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Председатель  Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет все процессуальные полномочия, установленные Арбитражным  процессуальным кодексом РФ. В организационном плане Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ созывает Пленум и Президиум и председательствует на их заседаниях, осуществляет общее руководство аппаратом Суда, распределяет обязанности между заместителями, представляет Высший Арбитражный Суд РФ в сношениях с государственными, общественными и иными органами. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ. При Высшем Арбитражном Суде РФ создан Совет председателей арбитражных судов, который считается совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработки предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, состав и положение о котором утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Печатный орган Высшего Арбитражного Суда РФ - «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», в котором публикуются постановления Пленума и Президиума, судебная практика по наиболее сложным делам и другая информация о деятельности арбитражных судов РФ. Федеральные арбитражные суды округов - звено системы арбитражных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в силу решений арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» на территории страны действует 10 федеральных арбитражных судов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов. Федеральные арбитражные суды округов образованы по зональному принципу с учетом экономике-географических особенностей регионов. Юрисдикция федерального арбитражного суда округа распространяется на арбитражные суды субъектов РФ и арбитражные апелляционные суды, входящие в состав соответствующего окРУга. Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума и судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений. Основное полномочие федерального арбитражного суда округа - проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами. В отличие от гражданского и уголовного судопроизводства кассационная жалоба подается после вступления решения нижестоящего суда в силу. Отсюда и особенности кассационного производства в вышестоящем суде. В соответствии со ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ федеральный арбитражный суд округа, рассмотрев кассационную жалобу, может принять одно из следующих решений:

Информация о работе Военная коллегия