Взаимодействие органов государства и органов самоуправления в реализации функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью работы является анализ политики государства по отношению к местному самоуправлению. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Изучить сходства и различия между государственным управлением и местным самоуправлением;
Проанализировать взаимодействия органов государства и органов самоуправления;
Обозначить вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное управление и местное самоуправление: сходство и различие …………………………………………………………….5
Глава 2. Взаимодействие государства и местного самоуправления ……13
2.1 Государственная поддержка местного самоуправления………………….13
2.2 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями …………………………………………….18
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список используемых источников и литературы…………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Таким образом, и местное  самоуправление, и региональное управление являются институтами публичной  власти, результатом организационного упорядочивания общественных отношений  определенными средствами. Вместе с  тем следует выделить и отличительные черты государственного управления и местного самоуправления:

  1. различное время возникновения общинного самоуправления и государства;
  2. местное самоуправление не всегда было свойственно государственному строю;
  3. различный характер и объем компетенции государственных органов власти и органов местного самоуправления;
  4. органы государственной власти обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу;
  5. органы государственной власти вправе осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий;
  6. органы государственной власти субъекта РФ вправе временно осуществлять полномочия органов местного самоуправления в трех случаях: когда органы местного самоуправления ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, когда проведено «банкротство муниципального образования» (в случае, если долги муниципального образования на 30% превысили собственные доходы), при нецелом использовании субвенций.8

Таким образом, государственное управление и местное самоуправление, являясь по своей сути различными формами власти, обладают рядом схожих признаков. И, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, проблема их взаимодействия очень актуальна.

Взаимоотношения органов  местного самоуправления с органами государственной власти строятся на следующих принципах: с одной  стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти и самостоятельны в пределах своей компетенции. С другой стороны, в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность будет находиться под контролем государства.9

Основным инструментом взаимодействия органов государственной  власти и органов местного самоуправления является закон. Для государственной  власти закон гарантирует то, что  местное самоуправление будет функционировать  в определенных законом пределах. Для местного самоуправления - это гарантия от волюнтаристского вмешательства государственных чиновников в деятельность муниципальных органов власти. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления10.

Государственная власть, особенно на уровне субъектов РФ, и  местное самоуправление находятся  не только в условиях взаимодействия, но и в органичном функциональном единстве, т.к. и государственная  власть, и местное самоуправление есть не что иное, как различные организационно-правовые формы власти народа. Местное самоуправление является одной из форм реализации прав и свобод человека и гражданина, которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

 

Глава 2. Взаимодействие государства и местного самоуправления

2.1. Государственная  поддержка местного самоуправления

 

Сотрудничество государственных  и муниципальных властей, а особенно действия органов государственной  власти в сфере местного самоуправления, должно иметь плановый и прогнозируемый характер. Такая возможность предоставляется действующим федеральным законодательством, разрешающим принимать федеральные и региональные программы развития и поддержки местного самоуправления.

Без постоянной поддержки  со стороны государства органы местного самоуправления не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности. Более того, государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно закрепленной обязанностью органов государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления - это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:

  1. издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;
  2. контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;
  3. информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);
  4. оказание методической поддержки;
  5. рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;
  6. участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);
  7. принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;
  8. подготовка кадров муниципальных служащих;
  9. оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;
  10. предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;
  11. временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.

В целях реализации государственной  политики в области местного самоуправления 15 декабря 1999 г. была принята Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Предусмотрено два этапа  исполнения Программы государственной  поддержки местного самоуправления:

1) 2000 - 2002 гг.: создание  базовых условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

2) 2002 - 2014 гг.: выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое развитие муниципалитетов и общий социально-экономический подъем муниципальных образований.

Программа государственной  поддержки местного самоуправления состоит из следующих разделов:

  1. содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения;
  2. основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы;
  3. мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления;
  4. основные направления и механизмы реализации Программы;
  5. ресурсное обеспечение Программы;
  6. организация исполнения Программы и контроль за ходом ее реализации;
  7. оценка эффективности реализации Программы.

В Программе были определены две основные цели:

Во-первых, формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;

Во-вторых, содействие эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления.

Для достижения данных целей  сформулированы следующие задачи:

  • совершенствование территориальной и структурной организации местного самоуправления;
  • выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;
  • создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований (доработка налогового законодательства, совершенствование межбюджетных отношений, решение вопроса о муниципальной собственности на землю, развитие системы подготовки и переподготовки кадров для финансовых органов местного самоуправления);
  • совершенствование нормативно-правовой основы местного самоуправления;
  • выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с населением.11

В качестве основных исполнителей Программы государственной поддержки местного самоуправления определены министерства, службы, агентства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также ассоциации и союзы муниципальных образований.

Программа государственной  поддержки местного самоуправления предусматривает следующие основные направления:

  1. совершенствование правовой основы местного самоуправления;
  2. обеспечение исполнения законодательства о местном самоуправлении;
  3. создание условий для финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления;
  4. создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;
  5. завершение создания и обеспечения функционирования системы научно-методической поддержки развития муниципальных образований;
  6. завершение создания и обеспечения функционирования системы информационной поддержки развития муниципальных образований;
  7. совершенствование и обеспечение функционирования системы подготовки и переподготовки кадров;
  8. организационная поддержка муниципальных образований.12

Финансирование Программы  государственной поддержки местного самоуправления осуществляется из средств федерального бюджета и, по согласованию, из средств бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций муниципальных образований.

В целях стимулирования развития местного самоуправления на своей территории субъекты РФ принимают собственные программы государственной поддержки.

Важнейшими оценочными показателями реализации программы  являются:

    • количество вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований;
    • степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения;
    • степень выполнения плана переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления;
    • количество изданной информационно-методической и аналитической литературы по вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления;
    • оснащенность органов местного самоуправления методическими пособиями;
    • количество муниципальных образований, имеющих установленные в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы и градостроительную документацию.

Таким образом, Программа  государственной поддержки местного самоуправления призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, проведению реформ на местном уровне и содействию устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований в современных условиях.13

В вопросах согласованной  разработки планов и программ социально-экономического развития требуется постоянное взаимодействие всех уровней власти. Следовательно, органы местного самоуправления при разработке муниципальных планов и программ должны учитывать соответствующие государственные планы и программы. Соответственно, государственные органы при разработке государственных планов и программ должны учитывать мнение органов местного самоуправления. Это позволило бы максимально концентрировать ресурсы для достижения согласованных целей, а также использовать ресурсы более рационально.14

2.2. Наделение  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями

 

В процессе осуществления  органами государственной власти своей  деятельности неизбежно возникает  необходимость реализации ими полномочий на более низком территориальном уровне, чем уровень субъектов Федерации. Отношения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, воинским учетом, совершением нотариальных действий и т.п., крайне затруднительно регулировать органам государственной власти субъектов, не говоря уже о федеральных структурах. В принципе существуют два пути решения этой проблемы. Первый путь - это создание на территории местного самоуправления особых государственных структур, которые будут исполнять государственные полномочия. Второй путь - наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов.

У каждого из этих путей  есть свои достоинства и недостатки. Очевидный недостаток первого пути - это необходимость создания новых управленческих структур, которые неизбежно должны будут как-то вписаться в систему управления, что неизбежно вызовет массу коллизий, связанных с дублированием органов управления, нездоровой конкуренцией, возможными попытками администрирования со стороны государственных органов. Недостаток второго пути - это невозможность построить эффективную систему исполнительной власти сверху донизу ввиду того, что органы местного самоуправления юридически от государственных органов власти отделены, и поэтому возможность давать указания органам местного самоуправления у государственной власти ограничена.

Информация о работе Взаимодействие органов государства и органов самоуправления в реализации функции государства