Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть функции государства и правовые формы их выполнения.
Задачи:
Определить понятие и признаки функции государства;
Рассмотреть внутренние функции;
Рассмотреть внешние признаки;
Раскрыть правовые формы выполнения функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
§1. Понятие, содержание и признаки функции государства…..……………. 5
§2. Внутренние функции………….…………..………….….………….……….. 9
§ 3. Внешние функции…………………………………..………………...……. 15
Заключение……………………………………………………………………… 21
Список литературы……………………………………………………………. 23

Работа содержит 1 файл

курсовая функции гос-ва по nug а.docx

— 51.63 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………  3

§1. Понятие, содержание и признаки функции государства…..…………….  5

§2. Внутренние функции………….…………..………….….………….………..  9 
§ 3. Внешние функции…………………………………..………………...…….  15

Заключение………………………………………………………………………  21  
 Список литературы…………………………………………………………….  23 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Следует заметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в частности. 
    К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений. 
    Данная тема является актуальной, т.к. если до конца не разобраться в “том, что и как государство делает”, что оно должно делать, нашей стране невозможно будет найти пути выхода из сложившегося кризиса в России. Изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.

     Объектом работы являются функции государства.

     Предмет работы – внутренние и внешние функции государства.

     Цель работы – раскрыть функции государства и правовые формы их выполнения.

     Задачи:

  1. Определить понятие и признаки функции государства;
  2. Рассмотреть внутренние функции;
  3. Рассмотреть внешние признаки;
  4. Раскрыть правовые формы выполнения функций.

     Методологическую основу работы составляют общеправовые методы исследования, такие как анализ, синтез, сравнение.

     Структурно работа состоит из введения, 3-х параграфов, заключения и списка литературы.

     Нормативную базу исследовании составили Конституция РФ и официальные документы принятые на федеральном уровне.                                   

     При написании контрольной работы широко использовались нормативно правовые акты, а также учебная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие, содержание и признаки функции государства.

 

 

     Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом1.  
     В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. 
     Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает".. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико - правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. 
     Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

    Признаки функций,  то есть те устойчивые характеристики, которые  

 


  1. Венгеров А.В. Теория государства и права - М.: Новый Юрист, 2008г. – 17 с.

позволяют отнести различные  стороны деятельности государства  именно к 

функции. 
    К этим признакам относятся: 
    - прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой; 
  - непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства; 
   - направление деятельности государства на решение крупных социально - экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; 
   - деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов. 
   Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций. 
    Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно - исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе. 

   В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, так как без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно - правовых явлений и процессов попросту невозможно. 
     Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например: 
     - объекты и сферы государственной деятельности; 
       - территориальный масштаб; 
      - способ государственного воздействия на общественные отношения; 
       - взаимоотношения государств; 
      - содержание функций. 
   В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по самым различным критериям. 
     По времени действия функции делятся на: 
    - постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования); 
     - временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения). 
     По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на: 
   - внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества); 
     - внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами).  

   По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на: 
      - экономические; 
      - политические; 
     - социальные; 
      - осуществляемые в духовной сфере.  
     К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и попробовать классифицировать функции государства на основе этого принципа. 

     Соответственно функции подразделяются на: 
        - законодательные (правотворческие); 
       - управленческие; 
       - правоохранительные (в том числе судебные;  

      - информационные.1    

  Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее. Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и государственной власти.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Просвещение, 2006г. – 68 с.

2.Палазян А.С. Проблема определения системообразующих функций государства // История государства и права. – 2007. -№ 14. –11-13 с.

§2. Внутренние функции.

 

   Основные внутренние функции государства: экономическая, социальная, защиты прав и свобод граждан, экологическая, налогооблажения.

  Экономическая функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни. 
  Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы. 
     В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к: 
       а) выработке экономической политики; 
   б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, транспортом, связью и тд. 
       в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, охране прав потребителя и пр. 
       г) регулированию внешнеэкономических отношений государства.2

1. Тарасов А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие – М.: Российский государственный социальный университет. Филиал в г. Анапа. Анапа, 2005г. – 12 с.

2.Пацация М.Ш. Теория государства и права.- М.: Академия, 2009. – 154 с.

     Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.1  
    Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. 
     Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.2  

    В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.3

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

 

1.Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006. 7 с

2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. -  25.12.1993 – ст.39

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 30.12.2008) // Российская газета. -  25.12.1993 – ст.41 
 

      Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др. 
     Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан. 
     В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддежки (финансовой, материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных инаучных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательнство государства здесь недопустимо.  

    Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их. 
     Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.

     Защита прав  и свобод граждан. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. 

Информация о работе Функции государства