Формы и виды предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Тема, являющаяся предметом настоящей работы, как следует из ее формулировки, обозначенной в заглавии, призвана раскрыть понятие, различные трактовки, основные признаки, особенности и характерные черты предпринимательской деятельности, обозначить ее цели и задачи, рассмотреть ее формы, а также те сферы, в которых она осуществляется, учитывающее реалии современного законодательства и положения дел в экономике конкретно нашей страны, а также подтвердить и проиллюстрировать сказанное примерами конкретных реальных российских предприятий, появившихся за последние пятнадцать лет.

Работа содержит 1 файл

основная часть1.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

      - оказание посреднических услуг  по заключению торговых сделок;

      - упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

      - сбор и публикацию сведений  о ценах, состоянии производства  и других факторах, оказывающих  влияние на цены.

     Основное  содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, то есть, по перепродаже товаров и услуг. Общая схема коммерческого предпринимательства в определенной мере аналогична схеме производственно предпринимательской деятельности. Однако в отличие от нее здесь вместо материальных ресурсов приобретается готовый товар, который затем реализуется потребителю.

     В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

      - наем работников для выполнения  торгово-посреднических услуг закупки товаров, его транспортировки, продажи, оформления необходимых документов;

      - приобретение или наем помещений,  складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

      - закупку товара для последующей  его продажи;

      - привлечение денежных средств  в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;

      - получение и оплату услуг  сторонних организаций и лиц,  выполняющих посреднические функции;

      - получение или приобретение  необходимой информации, требуемой  для планирования, оформления и регулирования сделки;

      - реализацию товаров покупателю  и получение выручки;

      - регистрацию сделки, выплату налогов  и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.

     Поле  деятельности финансового предпринимательства  – коммерческие банки и фондовые биржи. Коммерческим банком называется финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных и ссудных средств. Операции коммерческих банков можно разделить на три группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии). Особенностью деятельности коммерческих банков в России является то, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки.

     Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип ее функционирования основывается на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся котировки ценных бумаг, которые состоят в регулярной оценке котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу.

     Консультативное предпринимательство. Консультант — это специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений.

     Методы  консультирования могут быть различными. Наиболее известными и применяемыми являются три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

     Таким образом, предпринимательство можно  разделить на производственное, коммерческое, финансовое и консультативное. Каждый вид имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.

2. Перспективы развития малого предпринимательства в России

     2.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране.

 

Малый бизнес для России мог бы стать  в перспективе локомотивом экономики, но есть ряд проблем, некоторые из них представлены в Приложении Б, которые не решить сейчас, поэтому становится важным разработать стратегию развития малого предпринимательства.

Стратегия развития страны до 2020 года возлагает на малый и средний бизнес большие надежды. От него зависит формирование среднего класса, создание конкурентной среды, развитие производства. Открывая дорогу широкому развитию малого и среднего предпринимательства, государство создает миллионы новых рабочих мест.

     Вместе с тем, вопрос о развитии малого и среднего предпринимательства носит не только экономический, но и политический характер – это вопрос разных концепций развития страны. До сих пор продолжается борьба между сторонниками инновационного пути развития и сторонниками пути колониально-сырьевого. Нынешний курс – это курс на инновационную экономику, а не на сырьевую, которая сложилась в 90-е годы. Это и есть экономическая политика, в которой нуждается Россия. Сырьевая экономика связывает страну, тормозит ее развитие.

     Стратегический подход к развитию малого предпринимательства направлен на решение следующих ключевых проблем:

  1. эффективное обеспечение субъектов малого предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую очередь, кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого предпринимательства на базе существенного увеличения производительности труда;
  2. эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  3. преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутри региональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов малого предпринимательства на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;
  4. повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям;
  5. структурирование и формирование независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.

     Приведенные статистические данные свидетельствуют  о том, что малые предприятия вносят определенный вклад в экономику Пермского края, обеспечивают рабочими местами население, приобщают к бизнесу и предпринимательству. Однако, несмотря на это малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности: недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка получения кредитов, механизма взимания налогов и платежей, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие должной социальной защищенности работников малых предприятий. Многие малые предприятия становятся многопрофильными в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы.

Улучшение ситуации будет зависеть от скорости построения новой модели государственной  поддержки МП.

     Основными причинами неудовлетворительной динамики в секторе МП являются:

  • ограниченность реального доступа субъектов МП к финансовым кредитным ресурсам, что объясняется отсутствием у большинства из указанных субъектов необходимого залогового обеспечения и кредитных историй;
  • нерешенность на практике проблем, связанных с административными барьерами со стороны контролирующих органов и управлений (госпожар надзор, СЭС, ГУВД и т.д.), сдерживающих развитие предпринимательства;
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности;
  • отсутствие реальных возможностей в получении МП необходимой информации по предпринимательской деятельности.

     Приоритетные  направления государственной поддержки  малого предпринимательства: поддержка начинающих или "стартующих" малых предприятий; развитие предпринимательства на территории конкретных муниципалитетов; развитие инфраструктуры поддержки МП; развитие системы кредитования МП.

     Территориальный аспект политики в сфере МП предполагает сочетание мер поддержки на муниципальном и краевом уровнях.

     Необходимо  проведение территориального районирования  муниципальных образований по двум основным направлениям: с точки зрения условий для развития МП и с  точки зрения основных целей развития субъектов МП для развития территории.

     Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер  и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления  поддержки малого бизнеса, здесь  же нужно вести работу с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.

     Это предполагает активное участие органов  местного самоуправления в решении  глобальной задачи - создание механизма, в рамках которого осуществляется разделение ответственности за реализацию краевой политики в отношении МП средствами бюджетов обоих уровней.

     Система мер муниципальной поддержки  субъектов МП может включать в  себя:

  • создание в структуре муниципальных органов управления отдела (сектора) предпринимательства;
  • создание муниципального фонда поддержки малого предпринимательства;
  • муниципальный мониторинг развития субъектов МП;
  • оценку предпринимательского потенциала территории;
  • функционирование общественного экспертного совета по МП;
  • муниципальную программу поддержки субъектов МП;
  • нормативно - правовое и информационное обеспечение мер по развитию МП.

     Муниципальная программа поддержки и развития МП должна быть взаимоувязана с региональной концепцией по развитию МП. Программа  должна быть реалистичной, то есть выполнимой с точки зрения обеспеченности ресурсами.

     Краевой уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов МП в крае и методологическую разработку механизмов поддержки. Система мер краевой  поддержки МП может включать в  себя:

  • пропаганду МП;
  • обучение субъектов МП;
  • развитие финансово-кредитных механизмов для МП;
  • развитие центров сопровождения предпринимательской деятельности;
  • информационное сопровождение МП;
  • обеспечение доступа МП к государственным и муниципальным заказам;
  • развитие кооперации между крупным бизнесом и МП.

     Отраслевой  аспект политики поддержки МП предполагает разработку первоочередных мер государственной  и муниципальной поддержки МП в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях. Приоритетным является развитие малых предприятий в инновационной сфере, АПК, жилищно-коммунальном хозяйстве, лесозаготовке и лесопереработке, внутреннем и въездном туризме, медицине и здравоохранении.

     2.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства

 

     Российский малый бизнес в последние годы развивается очень активно. За период с 1998 по январь 2009 года количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малых предприятий на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3% от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг МП составляет около 16% суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - до 50-80%.

     Но даже столь незначительный слой малых предпринимателей в России еще более сократился в ходе кризиса 2009 г. В российских и зарубежных публикациях неоднократно отмечалось в качестве важнейшей причины отсутствия ощутимых результатов российских реформ дефицит не только оформленной политики в отношении малых предприятий, но — более того — сколько-нибудь осмысленной политики в отношении частнопредпринимательского сектора экономики вообще. То есть причиной отсутствия сдвигов в политике государства в отношении малого бизнеса следует назвать "плохие институты" и невнятную концепцию.

Информация о работе Формы и виды предпринимательства