Исполнительное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы – дать характеристику субъектов исполнительного производства и основ их взаимодействия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
o определить сущность исполнительного производства,
o особенности исполнительного производства;
o охарактеризовать субъекты исполнительного производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
Гл.1 Понятие и сущность российского исполнительного производства
1. Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права……………………………………..6-9
2. Общие правила исполнительного производства………………….9-12

Гл.2 Субъекты исполнительного производства
2.1 Служба судебных приставов…………………………………………13-16
2.2 Суд в исполнительном производстве………………………………...16-18
2.3 Участники исполнительного производства…………………………18-24
Гл.3 Особенности принудительного исполнения по отдельным видам исполнительных производств
3.1 Обращение взыскания на имущество граждан……………………...25-27
3.2 Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов…………………………………………………………………..27-32
3.3 Особенности исполнения юрисдикционных актов в отношении организаций………………………………………………………………..32-36
Заключение………………………………………………………………...37-38
Список использованной литературы……………………………………..39-40
Приложения………………………………………………………………..41-47

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 95.16 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………………3-5 

Гл.1 Понятие и сущность российского исполнительного производства

    1. Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права……………………………………..6-9
    2. Общие правила исполнительного производства………………….9-12
 

Гл.2 Субъекты исполнительного производства

2.1 Служба  судебных приставов…………………………………………13-16

2.2 Суд в исполнительном  производстве………………………………...16-18

2.3 Участники  исполнительного производства…………………………18-24 

Гл.3 Особенности принудительного исполнения  по отдельным видам исполнительных производств

3.1 Обращение взыскания на имущество граждан……………………...25-27

3.2 Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов…………………………………………………………………..27-32

3.3 Особенности исполнения юрисдикционных актов в отношении организаций………………………………………………………………..32-36 

Заключение………………………………………………………………...37-38

Список использованной литературы……………………………………..39-40

Приложения………………………………………………………………..41-47 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Одной из важных задач судебно-правовой реформы  в Российской Федерации является реформирование исполнительного производства и создание эффективного механизма обеспечения установленного порядка деятельности судов в области исполнения решений (определений), постановлений в различных стадиях процесса.

     6 ноября 1997 года в Российской Федерации вступил в законную силу Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Применение законодательства, подтвердило, прежде всего, его необходимость, на практике показало реально возросшие возможности судебных приставов-исполнителей и уже привело к некоторым положительным результатам в деле обеспечения принудительными мерами исполнения судебных актов и актов других органов.

     Новая редакция Федерального закона "Об исполнительном производстве" была принята Государственной  Думой 14 сентября 2007 г., одобрена Советом  Федерации 19 сентября 2007 г. и подписана  Президентом РФ В. Путиным 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ. Этот закон направлен  на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении  прав и свобод граждан и организаций.

     Для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной  проблемой побуждение должника к  исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте.

     Новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" призван значительно  повысить статус российской системы защиты прав и основных свобод человека и гражданина, общества, а также создать дополнительный механизм эффективной деятельности Службы судебных приставов в исполнении решений судебных органов, укреплении авторитета российского правосудия.

     Большое внимание теме исполнительного производства уделено такими российскими учеными, как профессором Треушниковым А.М., кандидатом юридических наук Морозовой И.Б. В своей работе «Исполнительное производство» они рассматривают современные проблемы исполнительного производства с учетом исторической преемственности его правового регулирования, исследуют правовое положение всех субъектов в стадии исполнения судебных и иных актов.

     Актуальным  является также обеспечение эффективного взаимодействия между органами и  организациями, осуществляющими принудительное взыскание денежных средств.

     Предметом исследования является современное  законодательство в сфере исполнительного  производства, проблемы исполнительного  производства.

     Таким образом, цель данной работы – дать характеристику субъектов исполнительного  производства и основ их взаимодействия.

     Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

    • определить сущность исполнительного производства,
    • особенности исполнительного производства;
    • охарактеризовать субъекты исполнительного производства.

     При выполнении работы был изучен ряд  учебной и научной литературы, такой как: «Исполнительное производство»  под редакцией Малешиной Д.Я., Учебно-практическое пособие «Исполнительное производство» под редакцией Морозовой И.Б., Треушникова А.М. и т.д., а также статьи таких журналов как «Законность», «Государство и право», «Закон». Нормативно-правовой основой стал Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

     Структура курсовой работы включает следующее: введение, три главы, включающие 8 параграфов, заключение, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие и сущность российского исполнительного  производства 

     
    1. Характеристика  исполнительного  производства в системе  гражданского процессуального  права
 

     Исполнительное производство является принудительной формой реализации судебных и иных актов. Принудительное осуществление требований взыскателя и обязанностей должника — неотъемлемая часть юрисдикционной деятельности по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

     Нормативно-правовой основой стал Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «об ИП»). Деятельность органов по принудительному исполнению судебных и иных актов регулируется ФЗ «о судебных приставах». На основании ФЗ «о судебных приставах» создана самостоятельная служба, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов РФ и по исполнению судебных актов и актов других органов.

     Наряду с указанными Федеральными законами исполнение судебных и иных актов регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и др. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ содержат разъяснения по вопросам применения норм исполнительного производства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

     В соответствии с новым законодательством  установлены цели и задачи исполнительного производства. Его задачи:

    • правильно и своевременно исполнять судебные акты,
    • акты других органов и должностных лиц,
    • иные исполнительные документы в случаях, предусмотренных законом.

         Данные задачи определяются целью исполнительного производства — защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Впервые в исполнительном законодательстве закреплены принципы исполнительного производства, которые определяют общие начала и смысл исполнительного законодательства и направлены на реализацию поставленных целей и задач. В соответствии со ст. 4 ФЗ « об ИП» оно осуществляется на принципах:

  • законности;
  • своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  • уважения чести и достоинства гражданина;
  • неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования гражданина-должника и членов его семьи;
  • соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения1.

     Вопрос  о месте исполнительного производства в системе российского законодательства носит не теоретический, а сугубо прикладной характер, поскольку определяет содержание и характеристику мер  принудительного исполнения. Если рассматривать  исполнительное производство как составную  часть гражданского и арбитражного процессов, то этим можно объяснить  до сих пор сохраняющееся наличие  ряда существенных гарантий прав должника и в стадии исполнения. Если же считать  исполнение административной процедурой, тогда главной его целью является обеспечение реализации положений соответствующего судебного или несудебного акта без соблюдения тех гарантий, которые свойственны судебной процессуальной форме. Ряд специалистов относят стадию исполнения к правосудию.2

     Изложенное  показывает, что реформа исполнительного  производства носит не узкоспециальный, а сквозной межотраслевой характер, затрагивая область реализации прав в самых различных сферах юридической  деятельности. Ведь в рамках исполнительного  производства реализуется не только решения судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов, третейских судов, органов административной юрисдикции и т.д.

     В пользу самостоятельного и вне процессуального  характера исполнительного производства свидетельствует наличие многих специфических черт, в частности  его принципиальных положений, правовое положение субъектов, характер их деятельности и норм, регулирующих ее. Исполнительное производство не состязательно по своему характеру, иной характер носят принципы, права и обязанности его участников.

     Исполнительное  производство в основном устанавливает  правила специальной юридической  правореализационной деятельности для обязательных субъектов. Диспозитивность  характерна только для действий взыскателя — она заключается в его  праве возбудить или не возбудить  исполнительное производство, в возможности  выбора правовых средств воздействия  на должника при каких-либо сбоях  процесса исполнения, в праве отказаться от взыскания, заключить мировое  соглашение. Выбор вариантов поведения  для должника практически ограничен, поскольку он обязан исполнить юридический  акт — исполнительный документ. Практически принудительное исполнение не является единым производством, это  целая система определенных производств  по исполнению конкретных юридических  актов.

     Таким образом, более верно характеризовать  исполнительное производство как юридическую  деятельность, происходящую вне рамок  судебного процесса, судебной власти и требующую целостного правового  регулирования. Исполнительное производство в доктриальном, нормотворческом и правоприменительном аспекте следует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой вывод определяет в концептуальном плане правовую политику в данной сфере и взаимоотношения системы принудительного исполнения с властью судебной.3 

     
    1. Общие правила исполнительного  производства
 

     Непосредственное  осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные, межрайонные или соответствующие  им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации  подразделения судебных приставов. Эти подразделения возглавляются старшим судебным приставом. Специальное внимание в ФЗ «Об ИП» уделено возбуждению исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, выдавший его, либо взыскателя4.

     Необходимость присутствия понятых при производстве описи и ареста имущества должника закреплено в ФЗ «Об ИП» 5. Понятыми могут быть:

    • только дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет,
    • не заинтересованные в совершении исполнительных действий,
    • не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности.

В ФЗ РФ «Об ИП» закреплены права и обязанности понятых. Таким образом, согласно закону, судебный пристав-исполнитель прежде, чем пригласить понятых (не менее двух человек) для участия в производстве описи и ареста, должен выяснить у них все вопросы, перечисленные мной выше.6

     В настоящее время при принудительном исполнении судебных и иных актов произошло оттеснение на второй план защиты интересов взыскателя. Ярким примером завышения уровня гарантий интересов должника является предложение о добровольном исполнении содержащихся в исполнительном документе требований, направляемое судебным приставом-исполнителем должнику при возбуждении исполнительного производства. Согласно ст.9 ФЗ «Об ИП», срок для добровольного исполнения устанавливается до пяти дней, и только по истечении этого срока судебный пристав-исполнитель может приступить к исполнительным действиям. Для недобросовестного должника этого срока вполне достаточно, чтобы принять меры к сокрытию имущества, денежных средств и т.д., чем воспрепятствовать исполнению исполнительного документа2.

Информация о работе Исполнительное производство