Исполнительное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы – дать характеристику субъектов исполнительного производства и основ их взаимодействия.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
o определить сущность исполнительного производства,
o особенности исполнительного производства;
o охарактеризовать субъекты исполнительного производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
Гл.1 Понятие и сущность российского исполнительного производства
1. Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права……………………………………..6-9
2. Общие правила исполнительного производства………………….9-12

Гл.2 Субъекты исполнительного производства
2.1 Служба судебных приставов…………………………………………13-16
2.2 Суд в исполнительном производстве………………………………...16-18
2.3 Участники исполнительного производства…………………………18-24
Гл.3 Особенности принудительного исполнения по отдельным видам исполнительных производств
3.1 Обращение взыскания на имущество граждан……………………...25-27
3.2 Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов…………………………………………………………………..27-32
3.3 Особенности исполнения юрисдикционных актов в отношении организаций………………………………………………………………..32-36
Заключение………………………………………………………………...37-38
Список использованной литературы……………………………………..39-40
Приложения………………………………………………………………..41-47

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 95.16 Кб (Скачать)

     Для какой цели законодателем установлен срок для добровольного исполнения должником возложенных на него обязанностей? Если бы должник хотел осуществить  добровольное исполнение, то он сделал бы это либо в течение срока  вступления, например, судебного решения  в законную силу, либо сразу после  этого.

     В ст. 29 ФЗ РФ «Об ИП» предусмотрено, что в исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей. В настоящее время это положение закона приобрело большую значимость, так как в судебной практике в связи со становлением финансового рынка и созданием всевозможных финансовых компаний возникло достаточно новое явление – массовые потери населением денежных средств, помещенных в различные инвестиционные институты. Например, обманутыми вкладчиками «Независимого нефтяного концерна» («ННК»), прекратившего свою деятельность в апреле 1994 года было подано в межмуниципальные суды г. Москвы более трех тысяч исковых заявлений о взыскании с «ННК» причитающихся им денежных сумм. Общее же число вкладчиков составило примерно 17 тысяч человек2.

     Пример, когда взыскателями по исполнительному  производству становятся тысячи и десятки  тысяч человек, является не единственным. При исполнении решений судов  по указанной категории дел органы принудительного исполнения сталкиваются с проблемой возмещения ущерба тысячам  взыскателей при крайней недостаточности  средств должников. Согласно действующего законодательства при недостаточности взыскиваемой с должника суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам указанная сумма распределяется между взыскателями в очередности, установленной ст.78 Федерального закона «Об исполнительном производстве. Поскольку все взыскатели в данном случае относятся к взыскателям одной очереди, то действует правило, в соответствии с которым при недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

     Однако  надо иметь в виду, что в таких  исполнительных производствах со временем могут появиться и другие взыскатели, которые позже, но в пределах срока  исковой давности, обратились за защитой  своих нарушенных прав. Возникает  вопрос, как можно исполнить решение  суда или их совокупность, зная или  предполагая, что эта совокупность неполная, и кто-то из промедливших с предъявлением иска лиц может  остаться без взыскания.

     Н.И. Петрухин считает, что судебный пристав-исполнитель сначала должен установить общую сумму претензий, потом – сумму, взысканную с должника реально и подлежащую разделу. Далее установить долю второй суммы в первой и в соответствии с этим процентным соотношением производить выплаты1. При таком расчете образуется «резервный фонд», из которого будут расходоваться средства по удовлетворенным заявлением лиц, обратившимся в суды позже. По истечении срока исковой давности остатки «резервного фонда» должны быть разделены между взыскателями пропорционально суммам вкладов. Если будет выявлено новое имущество должника, то и оно подлежит разделу между вкладчиками. Такая процедура учитывает интересы как обратившихся, так и не обратившихся в суды лиц, ставя их в равное положение, и в то же время не препятствует исполнению вступивших в законную силу судебных решений.

 

 

     Глава 2. Субъекты исполнительного  производства 

     2.1 Служба судебных  приставов 

       В соответствии с Указом Президента  РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» судебные приставы относятся к государственным гражданским служащим. Координация и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов осуществляется Министерством юстиции РФ, поскольку данная служба находится в его ведении. Также Министерство юстиции РФ принимает нормативные правовые акты, относящихся к сфере деятельности этой службы.

     В соответствии с законодательством судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебным приставом не может быть лицо, имеющее судимость.

     Непосредственное принудительное исполнение судебных и иных актов осуществляют приставы-исполнители. В соответствии с ФЗ «О судебных приставах»7 приставы-исполнители обязаны:

     • принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

     • предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

     • рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

       Судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу (или должен взять самоотвод), если он является родственником сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересован в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом8.

     Судебный  пристав-исполнитель имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие  ему предпринимать действия с  целью исполнения судебного и  иного акта. В соответствии с ФЗ «Об ИП» (ст. 64) он имеет право совершать следующие действия на всей территории Российской Федерации и на территории иностранных государств, куда направляется поручение в соответствии с международным договором РФ:

     • вызывать стороны исполнительного  производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных  законодательством РФ;

     • запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и  органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным  договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;

     • входить в нежилые помещения  и хранилища, занимаемые должником  или другими лицами либо принадлежащие  должнику или другим лицам;

     • с разрешения старшего судебного пристава входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

     • производить оценку имущества в порядке и пределах установленных ФЗ «Об ИП»;

     • производить розыск должника, его  имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

     • рассматривать заявления и ходатайства  сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

     • взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом;

     • устанавливать временные ограничения  на выезд должника из РФ;

     • и другие действия, предусмотренные ФЗ «Об ИП»9.

     По  требованию судебных приставов-исполнителей все без исключения органы, организации, должностные лица и граждане обязаны безвозмездно предоставлять информацию, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами исполнителями своих функций по принудительному исполнению судебных и иных актов. Данное требование закона не всегда находит реализацию на практике. В этой связи Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2003 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 ФЗ «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» указал: предписание п. 2 ст. 14 Закона о судебных приставах, о том, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, в нормативном единстве с абз. 2 п. 2 ст. 12 того же Закона, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, имеет объективные и не противоречащие Конституции РФ основания и распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан, в том числе на банки, иные кредитные организации и их служащих.  

     2.2 Суд в исполнительном  производстве 

     В настоящее время, несмотря на отделение  службы судебных приставов от судебной системы, суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются субъектами исполнительного производства. В научной литературе отмечается, что поскольку судебное решение имеет специальный правовой статус, а также специфика процедуры его вынесения заключается, прежде всего, в системе гарантий, решение должно исполняться при активном непосредственном участии суда; также отмечается, что исполнительное производство должно оставаться составной частью гражданского судопроизводства, осуществляться под контролем суда.

     Реальная защита и восстановление нарушенных прав, неразрывно связанные с исполнением не только судебных, но и иных актов, — неотъемлемая часть правосудия, которая определяется задачами гражданского процессуального права. Поэтому законодатель отводит определенную роль судам в исполнительном производстве. В этой связи суды (арбитражные суды) выполняют различные функции при исполнении судебных и иных актов10.

     Во-первых, суд (арбитражный суд) решает наиболее существенные вопросы исполнительного производства: выдает исполнительный лист, дубликат исполнительного листа (ст. 428-430 ГПК РФ; ст. 319, 323 АПК РФ); прерывает и восстанавливает срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432 ГПК РФ, ст. 322 АПК РФ); разъясняет судебный акт, подлежащий исполнению (ст. 433 ГПК РФ, ст. 179 АПК РФ); решает вопросы отложения исполнительных действий, отсрочки или рассрочки исполнения, проводит индексацию присужденных денежных сумм, а также в случаях, указанных в законе, приостанавливает, возобновляет и прекращает исполнительнее производство (ст. 434, 436-439 ГПК РФ, ст. 183, 324, 327, 328 АПК РФ). Кроме того, только суд или арбитражный суд могут решать вопрос о повороте исполнения решения11.

     Во-вторых, суд (арбитражный суд) осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей. Закон устанавливает гарантии соблюдения прав взыскателя и должника, иных лиц в исполнительном производстве. Как уже отмечалось, любые действия или бездействие, постановления пристава-исполнителя могут быть обжалованы в суд. Это гарантировано, в первую очередь, ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

     Часть 2 ст. 128 ФЗ «об ИП» разграничивает подведомственность между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По общему правилу заявление подается в суд общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда исполняются:

     • исполнительные документы, выданные арбитражным судом;

     • требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях — в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

     • постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью12.

     Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Рассмотрение данных категорий дел происходит по правилам искового производства.  

                 2.3 Участники исполнительного производства 

     Основными участниками исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскатель — это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник — это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом.

     В исполнительном производстве возможно соучастие. Каждый из соучастников выступает от собственного имени, совершает исполнительные действия самостоятельно и независимо от других соучастников. В то же время они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

     Самостоятельное участие граждан в исполнительном производстве возможно по достижении ими 18-летнего возраста. Также несовершеннолетние, имеющие полную дееспособность, самостоятельно участвуют в исполнительном производстве. Это случаи эмансипации несовершеннолетних, достигших возраста 16 лет (ст. 27 ГК РФ), а также вступление в брак до достижения возраста 18 лет в случаях, установленных законом (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

     В исполнительном производстве могут участвовать и несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, если они являются стороной исполнительного производства, осуществляют свои права и исполняют обязанности в присутствии или с письменного согласия своих законных представителей либо представителя органа опеки и попечительства.

Информация о работе Исполнительное производство