Конституционная защита материнства и детства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:21, реферат

Описание работы

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной дипломной работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе посвящена данная работа.

Содержание

Введение 3
1 Глава 1. Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка
2 1.1 Правовые основы защиты и материнства и детства 5
3 1.2 Общие вопросы защиты материнства и детства 8
4 Глава 2. Права ребенка и механизм их защиты
5 2.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве 12
6 2.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве 19
7 2.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в иных отраслях права 25
Заключение 33
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат правовед.docx

— 62.04 Кб (Скачать)

                                 Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО " Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д.И. Менделеева" 
 
 

     Кафедра Права и Отечественной истории 
 
 

     Конституционная защита материнства  и детства в  России 
 
 

     Выполнила: студентка ФФ-48 группы

Никонова  Д.С.

     Руководитель: к.и.н., доцент

Костецкий Ю.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Тобольск 2011

Содержание

       Введение 3
1      Глава 1. Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка  
2      1.1 Правовые основы защиты и материнства и детства 5
3      1.2 Общие вопросы защиты материнства и детства 8
4      Глава 2. Права ребенка и механизм их защиты  
5      2.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве 12
6      2.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве 19
7      2.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в иных отраслях права 25
       Заключение 33
       Список  используемой литературы 36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Естественное, природное назначение женщины –  быть матерью. Существование на земле  человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию  того, что женщины в России все  реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной  дипломной работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся  лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями –  гражданки России рожают мало, в  результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы  изменить ситуацию, государство обязано  принимать действенные меры (механизмы  реализации), рассмотрению которых  в том числе посвящена данная работа.

     Конституция РФ в ст. 38 содержит положение о  том, что семья, материнство, отцовство  и детство находятся под защитой  государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, а имеют большое  общественное значение. Социально-экономические  перемены, происходящие в России, изменили понятие семьи, ее функции в обществе.

     Семья рассматривается как сфера самореализации личности, для которой характерно формирование партнерских отношений  внутри семьи и с государством. Вместе с тем неуправляемые демографические  процессы могут привести к резкому  сокращению рождаемости и средней  продолжительности жизни в стране, деформации социального состава  общества, недостатку трудовых ресурсов как основы развития производства, ослаблению фундаментальной ячейки общества - семьи, снижению духовного, нравственного и творческого  потенциала населения».

     Актуальным  также является вопрос о повышении  эффективности работы региональных уполномоченных по правам человека в  субъектах Российской Федерации и о введении в регионах, уполномоченных по правам ребенка. Немало проблем возникает в связи с равноправием между мужчинами и женщинами в области справедливого распределения семейных обязанностей.

     Важнейшая роль в регулировании семейных отношений  продолжает принадлежать конституционному праву. Вытекает это из особенностей норм этой отрасли, ибо специфической целью конституционно-правового регулирования является внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны, в том числе и в семейные отношения, путем установления общих правил для всех физических и юридических лиц, укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, создания общеобязательной системы типовых масштабов поведения.  Конституция занимает ведущее место во внутригосударственном механизме реализации и защиты семейных отношений, поскольку не только закрепляет и провозглашает перечень основных семейных прав и свобод человека, но и по своему статусу призвана быть высшим юридическим гарантом их осуществления и правовой защиты.

     Все вышесказанное свидетельствует  об актуальности темы и ее значимости для науки конституционного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка. 

     1.1. Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства.

     Семья - это конституционно-правовая категория, основанная на браке - юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и  женщины, порождающие взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст.7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации). Данное определение семьи охватывает конституционно-правовой и социологический аспекты.

     Сущностными признаками семьи являются: добровольность брачного союза мужчины и женщины; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного  воспитания детей; обеспечение первоочередной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи и др.

     Важной  конституционно-правовой категорией является материнство. Это особое состояние  женщины-матери (преимущественно в  период беременности и младенческих лет ребенка). Однако понятие материнства не сводится только к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни.

     Понятие материнства охватывает родственную  связь матери и детей и в  более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними.

     В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ[1] закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...» Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

     Данные  принципы выступают базисом для  принятия государством в лице его  полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения  института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

     Нормы, направленные на реализацию данных принципов  закреплены в абсолютном большинстве  отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном  и т.д. Созданы и специальные  институты, направленные на защиту интересов  матери и ребенка.

     Определяющее  значение в определении пределов охраны материнства и детства  имеют международно-правовые акты. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

     Международно-правовая защита материнства и детства  находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и  хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной  Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[2] закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

     - Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);

     - Хартии социальных прав и гарантий  граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей  государств-участников Содружества  Независимых Государств 29 октября  1994 г.)[3].

     Нормы о защите материнства и детства  содержатся в более чем тридцати[4] международных актах (конвенциях, рекомендациях  международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

     Национальное  законодательство Российской Федерации  базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации (в том числе Республики Татарстан). В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ; Ст.II Федеративного договора РФ).

     На  федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

     - Трудовой кодекс Российской Федерации  от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ[12] (с  изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);

     - Семейный кодекс РФ от 29 декабря  1995 г. № 223-ФЗ[13] (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.);

     - Основы законодательства Российской  Федерации об охране здоровья  граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1[14] (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.);

     - Федеральный закон от 29 декабря  2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда  социального страхования Российской  Федерации на 2005 год»[15];

     - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей»[16] (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и иные законодательные акты.

     В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства  и детства, полномочными государственными органами принимаются программы  по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь  деклараций.

     1.2. Общие вопросы защиты материнства и детства.

     Естественное, природное назначение женщины - быть матерью. Существование на земле  человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию  того, что женщины в России все  реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования - более того, а рамках одной дипломной  работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся  лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями - гражданки  России рожают мало, в результате чего население страны от года в год  уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать  действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе  посвящена данная работа.

     Материнство - категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу - иными словами «материнство» - свойство только женщины. Действующее  российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ № 103 Об охране материнства в ст. 2 закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке. «Материнство - реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними»[1]. Из данного рассуждения следует, материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины - материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми).

Информация о работе Конституционная защита материнства и детства в России