Конституционная защита материнства и детства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:21, реферат

Описание работы

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной дипломной работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе посвящена данная работа.

Содержание

Введение 3
1 Глава 1. Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка
2 1.1 Правовые основы защиты и материнства и детства 5
3 1.2 Общие вопросы защиты материнства и детства 8
4 Глава 2. Права ребенка и механизм их защиты
5 2.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве 12
6 2.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве 19
7 2.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в иных отраслях права 25
Заключение 33
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат правовед.docx

— 62.04 Кб (Скачать)

     - право ребенка на защиту своих  прав и законных интересов;

     - право ребенка выражать свое  мнение;

     - право ребенка на имя, отчество  и фамилию.

     Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» и иные акты содержан специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что  ребенку от рождения принадлежат  и гарантируются государством права  и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

     Необходимость защиты прав ребенка возникает в  любом случае, когда происходит нарушение  его прав - вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

     Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного  права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления  права и др.[4] Здесь нужно уточнить, что «права» не подразумевают  только права, означенные в семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между «правами»  и «интересами» быть не должно.

     Согласно  ст. 56 СК РФ защита прав и интересов  ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки  и попечительства, прокурором и судом.

     Родители  названы законодателем в числе  первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и  интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями  своих детей и без специальных  полномочий (доверенности) выступают  в защиту их прав с любыми физическими  и юридическими лицами, в том числе  в судах. Представлять права и  интересы ребенка могут как оба  родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей  и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки  и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ).

     Если  ребенок устроен в детское  воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов  возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка  в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

     Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать  участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему  нельзя выступать в роли истца  по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе  усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

     Во  многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье  не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают, куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

     Кроме того, все должностные лица или  граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны  незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая  норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

     В целях улучшения положения детей  в России было принято одноименное  Постановление Правительства РФ[6], в котором утверждался целый  ряд программ, направленных на поддержку  семьи, материнства и детства: «Дети  Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных  переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы продолжают действовать  и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто  малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «просемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи[7]. 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Механизмы защиты  интересов матери  и ребенка в  трудовом праве.

     Согласно  ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения ст. 37 Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, корреспондируют положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[1]: участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 ст. 6, признают право на труд, включающее право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

     Конституция закрепляет свободу договора, свободу  ведения предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), в тоже время, в силу конституционных положений  и международных принципов (ст. 38 Конституции РФ, положений Конвенции  МОТ «Об охране материнства»), государство  гарантирует защиту материнства  и детства.

     Действующее трудовое законодательство Российской Федерации, представленное, прежде всего, Трудовым кодексом РФ, устанавливает  для таких работников дополнительные гарантии (сосредоточенные главным  образом в гл. 41 ТК РФ), включая  механизмы эффективного контроля за правомерностью действий работодателя при их увольнении.

     Определенные  гарантии распространяются на следующие  категории лиц:

     - женщин (как категории работников  в целом);

     - беременных женщин;

     - женщин, имеющих детей в возрасте  до полутора лет;

     - женщин, имеющих детей в возрасте  до трех лет;

     - женщинам - одиноким матерям, имеющим  ребенка в возрасте до четырнадцати  лет;

     - работникам, усыновившим ребенка.

     Перечисленная группа работников собирательно именуется  ТК РФ (заглавие гл. 41) как «женщины с  семейными обязанностями», при этом в качестве объекта семейных обязанностей закон называет ребенка (даже еще  не родившегося и наставшего субъектом  права в качестве человека).

     Объем гарантий напрямую связан с возрастом  детей матери (или лиц ее заменяющих). Разный объем гарантий и пределы защиты трудовых прав предоставляется беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, трех лет, четырнадцати лет (либо детей инвалидов в возрасте до восемнадцати лет). Важно подчеркнуть, что закон предоставляет гарантии работникам, имеющим детей инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.

     В силу ст. 264 ТК РФ (гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без  матери), гарантии и льготы, предоставляемые  женщинам в связи с материнством, распространяются на отцов, воспитывающих  детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

     Гарантии  материнства реализуются через  закрепление следующих норм:

     1) ограничение и запрещение использования  труда, запрещение дискриминации:

     - ограничение труда на тяжелых  работах и работах с вредными  и (или) опасными условиями  труда, а также на подземных  работах, за исключением нефизических  работ или работ по санитарному  и бытовому обслуживанию (ч. 1 ст. 253 ТК РФ) (Перечень тяжелых работ  и работ с вредными или опасными  условиями труда, при выполнении  которых запрещается применение  труда женщин, утвержденный постановлением  Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №162[3]).

     - запрещение применения труда  женщин на работах, связанных  с подъемом и перемещением  вручную тяжестей, превышающих предельно  допустимые для них нормы (ч. 2 ст. 253 ТК РФ) (Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. №105[5]);

     - запрещение направления в служебные  командировки, привлечение к сверхурочной  работе, работе в ночное время,  выходные и нерабочие праздничные  дни беременных женщин;

     - запрещение привлечение к работам,  выполняемым вахтовым методом  беременных женщин, и женщин имеющих  детей в возрасте до трех  лет (ст. 298 ТК РФ);

     - запрещение отзыва из отпуска  беременных женщин (ч. 3 ст. 125 ТК РФ);

     - запрещение замены отпуска денежной  компенсацией беременным женщинам (ч. 2 ст. 126 ТК РФ);

     - запрещение отказывать в заключение  трудового договора по обстоятельствам,  носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по  мотивам, связанным с беременностью  или наличием детей (ч. 2, 3 ст. 64 ТК РФ) (Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 17 марта  2004 г. №2 «О применении судами  Российской Федерации Трудового  кодекса Российской Федерации»[6]);

     - запрещение установления беременным  женщинам испытательного срока  при приеме на работу (ст. 70 ТК  РФ);

     - запрещение расторжения трудового  договора по инициативе работодателя  с беременными женщинами, за  исключением случаев ликвидации  организации (ч. 1 ст. 261 ТК РФ);

     - запрещение расторжения трудового  договора с женщинами, имеющими  детей в возрасте до трех  лет, одинокими матерями, воспитывающими  ребенка в возрасте до четырнадцати  лет (ребенка-инвалида до восемнадцати  лет), другими лицами, воспитывающими  указанных детей без матери, по  инициативе работодателя не допускается  (за исключением увольнения по пункту 1, подпункту «а» пункта 3, пунктам 5-8, 10 и 11 статьи 81 ТК РФ).

     2) предоставление льгот:

     - беременным женщинам в соответствии  с медицинским заключением, по  их заявлению, снижаются нормы  выработки, нормы обслуживания  либо эти женщины переводятся  на другую работу, исключающую  воздействие неблагоприятных производственных  факторов, с сохранением среднего  заработка по прежней работе (ч. 1 ст. 254 ТК РФ, ч. 3 ст. 254 ТК РФ);

     - по просьбе беременной женщины,  одного из родителей (опекуна,  попечителя), имеющего ребенка в  возрасте до четырнадцати лет  (ребенка-инвалида в возрасте  до восемнадцати лет) работодатель  обязан установить неполный рабочий  день (ч. 1 ст. 93 ТК РФ);

     - сохранение беременным женщинам  среднего заработка при прохождении  обязательного диспансерного обследования (ч. 3 ст. 254 ТК РФ);

     - предоставление беременным женщинам  отпуска по беременности и  родам (ст. 255 ТК РФ), при этом  в настоящее время не имеет  значения наличие общего трудового  стажа (ранее необходим был  стаж не менее одного года) для предоставления частично  оплачиваемого отпуска по уходу  за ребенком до достижения  им 1,5 лет после отпуска по беременности  и родам[7];

     - предоставление женщинам, имеющим  ребенка в возрасте до полутора  лет, дополнительных перерывов  для отдыха и питания, дополнительных  перерывов для кормления ребенка  не реже чем каждые три часа  непрерывной работы продолжительностью  не менее 30 минут каждый (ч. 1 ст. 258 ТК РФ);

     - перед отпуском по беременности  и родам или непосредственно  после него либо по окончании  отпуска по уходу за ребенком  женщине по ее желанию предоставляется  ежегодный оплачиваемый отпуск  независимо от стажа работы  в данной организации (ст. 260 ТК  РФ);

Информация о работе Конституционная защита материнства и детства в России