Технология социальной защиты детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социальные технологии защиты прав детства.
Объект исследования: формы и методы работы по социальной защите прав детей.
Предмет исследования: способы реализации социальных технологии защиты прав детства.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………….стр.3
Глава I. Социальная политика в области защиты прав детей в Российской Федерации.
1.1 Социальное положение детей и защита их прав в Российской Федерации в современных условиях…………………………стр.6
1.2 Нормативно - правовое регулирование социальной защиты прав детства в России………………………………………………….стр.19
1.3 Механизмы социальной защиты прав различных категорий детей……………………………………………………………...стр.33
Выводы по Главе I………………………………………………стр.37
Глава II. Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей.
2.1 Опыт деятельности органов социальной защиты………
2.2 Анализ деятельности органов социальной защиты в области обеспечения прав детей в г. Бирск и Бирском районе………….
2.3 Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей…………………
Вывод по Главе II……………………………………
Заключение………………………………………
Список использованной литературы…………….

Работа содержит 1 файл

НАН.docx

— 310.96 Кб (Скачать)

 

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………….стр.3

 

Глава I. Социальная политика в области защиты прав детей  в Российской Федерации.

1.1 Социальное положение детей и защита их прав в Российской Федерации в современных условиях…………………………стр.6

1.2 Нормативно - правовое регулирование социальной защиты прав детства в России………………………………………………….стр.19

1.3 Механизмы социальной защиты прав различных категорий детей……………………………………………………………...стр.33

Выводы по Главе I………………………………………………стр.37

 

Глава II. Совершенствование  деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей.

2.1     Опыт деятельности  органов социальной защиты………

2.2  Анализ деятельности органов социальной защиты в области обеспечения прав детей в г. Бирск и Бирском районе………….

2.3    Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей…………………

          Вывод по Главе II……………………………………

 

         Заключение………………………………………

 

         Список использованной литературы…………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность  исследования. На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого.

В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый  в этой области, дети опять-таки выступают  в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.

 

Детство - неотъемлемая часть  образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в  целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится.

 

Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания  производны от мира взрослых. Однако и  взрослые не могут существовать без  мира детства.

 

Детство-это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким  и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь  каждого отдельно взятого субъекта.

 

Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить  на различных языках), обучить жизнедеятельности  в социальной среде (пользование  техникой и освоение технологий), демонстрировать  человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности.

 

К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная  экономическая ситуация обязывает  государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному  развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право  установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую  жизнь ему жить.

Дети, в силу присущего  им недостаточного для самостоятельной  жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления – в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от неврозов и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности  людей, государства.

 Закономерность институирования социальной защиты детей на современном этапе в нашем государстве подтверждается международным опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализации социальной работы идут параллельно.

Система социальной защиты детства в современной России – это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов  и материальной базы социальной защиты детей.

В связи с этим социальная защита детей может быть достигнута в первую очередь благодаря социальной помощи и поддержке детства. Все  это приводит к развитию и активизации  деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области социальной защиты детей.

Цель исследования: изучить социальные технологии защиты прав детства.

Объект исследования: формы и методы работы по  социальнай защите прав детей.

Предмет исследования: способы реализации социальных технологии защиты прав детства.

Задачи исследования:

1. Изучить положение детей в Российской Федерации.

2. Раскрыть механизм реализации социальной политики в интересах детей.

3. Выделить приоритетные направления и задачи дальнейшего развития государственной политики в интересах детей.

4. Изучить эффективность деятельности системы социальной защиты детства на примере Бирского района  и г.Бирск.

Структура работы: работа состоит  из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Социальная политика в области защиты прав детей  в Российской Федерации.

1.1 Социальное положение детей и защита их прав в Российской Федерации в современных условиях.

В Конституции Российской Федерации провозглашено, что в  России признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права. Материнство  и детство, семья находятся под  защитой государства, которое создает  социально-экономические и правовые предпосылки для нормального  развития, воспитания и образования  детей.

 

В соответствии с Конституцией принято несколько сотен федеральных  законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства  Российской Федерации, нормативных  материалов федеральных министерств  и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права детей в  Российской Федерации.

 

Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и  интересов детей.

 

С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий  комплекс мер, направленных на защиту детей, в том числе сформирована новая законодательная база правовой защиты детства.

 

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Гражданский кодекс Российской Федерации (1994), Трудовой кодекс Российской Федерации (2000)[1], и Жилищный кодекс Российской Федерации (2004), Уголовный  кодекс Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительный кодекс (1997).

 

Базовым законом, основанным на Конвенции ООН «О Правах ребенка», является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

 

Таким образом, в основном, законодательно обеспечены основные права  детей на жизнь, защиту чести и  достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие[2;.21].

 

В основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении  детей.

 

В их числе Конвенция ООН  о правах ребенка, принятая в 1989 году, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению на 90-е годы, принятые в 1991 году в Нью-Йорке на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, и подписанные Президентом Российской Федерации в январе 1992 года. Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции ВОЗ и МОТ, регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам, определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.

 

Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной  политики в отношении детей после  принятия упомянутых выше Конвенции  и Декларации, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению  выживания, защиты и развития детей  в 90-е годы». Благодаря Указу обеспечение  прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.

 

В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется  новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой  основе – посредством разработки федеральной программы «Дети  России» и соответствующих региональных программ.

 

Эти программы содержали  конкретные меры по улучшению положения  детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Севера, детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также  по общим проблемам защиты детства (обеспечению детским питанием, охране материнства и детства, планированию семьи, профилактике безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних, развитию системы социального обслуживания семьи и детей, организации летнего отдыха детей и др.)[5;22].

 

Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены «Основные направления  государственной социальной политики по улучшению положения детей  в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах  детей)».

 

В этом документе были провозглашены  главные цели государственной политики в отношении детей: преодоление  негативных тенденций, стабилизация положения  детей и создание реальных предпосылок  дальнейшей положительной динамики условий жизнедеятельности детей. 

 

В Национальном плане действий в интересах детей до 2000 года были поставлены следующие конкретные задачи в области правовой защиты детства:

 

а) приведение законодательства Российской Федерации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса  ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;

 

б) обеспечение защиты ребенка  от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести  и достоинства, гуманное отношение;

 

в) определение ответственности  родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;

 

г) усиление защиты личных и  имущественных прав детей и подростков.

 

Планы конкретных мероприятий  по поэтапной реализации данного  Национального плана утверждались в 1996 и 1998 годах Правительством Российской Федерации.

 

Анализ итогов реализации раздела “Правовая защита детства” Национального плана действий в  интересах детей до 2000 года показывает, что, в основном, указанный раздел выполнен.

 

В то же время не удалось  реализовать следующие законодательные  меры:

 

• гарантировать правовые механизмы обеспечения прожиточного минимума каждому ребенку;

 

• заключить со всеми  государствами СНГ межправительственные соглашения о гарантиях прав граждан  государств-участников СНГ в области  выплаты алиментов, социальных выплат и компенсационных пособий семьям с детьми;

 

• учредить специальные  суды по делам семьи и несовершеннолетних;

 

• создать систему реабилитации несовершеннолетних, освобожденных  из мест лишения свободы.

 

Федеральные законы № 131-ФЗ, №95 –ФЗ и 122-ФЗ, определили новую  нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной «детской» политики[12;37].

 

Суть изменений заключается  в переносе центра тяжести по работе с детьми с федерального на региональный уровень. В условиях разграничения полномочий и предметов ведения между центром и регионами особая роль в социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства отводится сегодня субъектам Российской Федерации.

Информация о работе Технология социальной защиты детства