Технология социальной защиты детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социальные технологии защиты прав детства.
Объект исследования: формы и методы работы по социальной защите прав детей.
Предмет исследования: способы реализации социальных технологии защиты прав детства.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………….стр.3
Глава I. Социальная политика в области защиты прав детей в Российской Федерации.
1.1 Социальное положение детей и защита их прав в Российской Федерации в современных условиях…………………………стр.6
1.2 Нормативно - правовое регулирование социальной защиты прав детства в России………………………………………………….стр.19
1.3 Механизмы социальной защиты прав различных категорий детей……………………………………………………………...стр.33
Выводы по Главе I………………………………………………стр.37
Глава II. Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей.
2.1 Опыт деятельности органов социальной защиты………
2.2 Анализ деятельности органов социальной защиты в области обеспечения прав детей в г. Бирск и Бирском районе………….
2.3 Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей…………………
Вывод по Главе II……………………………………
Заключение………………………………………
Список использованной литературы…………….

Работа содержит 1 файл

НАН.docx

— 310.96 Кб (Скачать)

Для обеспечения адресности ежемесячного пособия на ребенка  впервые разработан и утвержден  постановлением Правительством Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. №1096 Порядок  учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение  пособия. Переход на новую модель организации назначения и выплаты  пособий способствовал более  точному учету численности детей, имеющих право на пособие, налаживанию  контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на выплату пособий, повышению эффективности использования финансовых ресурсов, созданию информационной базы для адресной выплаты пособий.

В соответствии с Федеральным  законом от 28 декабря 2001 г. №181- ФЗ с 1 января 2002г.повышены размеры пособий по беременности и родам; уволенным в связи с ликвидацией предприятий и организаций; единовременного пособия женщинам, вставших на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста до полутора  лет.

Таким образом, политика поддержки  семей с детьми осуществляется в  соответствии с принципами преемственности  и наращивания усилий по мере появление  соответствующих базовых предпосылок.

Решение задач по охране здоровья детей в стране осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской  науки в  Российской Федерации, при  этом приоритетные направления охраны здоровья матери и ребенка реализуется  на программной основе. Разработана  и утверждена межведомственная Концепция  охраны репродуктивного здоровья населения  России, рассчитанная на 2000-2004 годы и  координирующая государственную политику в данной сфере.

Одной из неблагоприятных  социальных характеристик современной  России является распространение среди  несовершеннолетних наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекции, передаваемых половым путем, туберкулеза, хронических  соматических заболеваний. В целях  противодействия этим негативным процессам в стране создается единая система динамического наблюдения за детьми всех возрастов в амбулаторных условиях[19;31].

В последние годы ведется  целенаправленная работа по восстановлению доступности для детей организованного  летнего отдыха и оздоровления. Благодаря  мерам, принимаемым на федеральном  и региональном уровнях, наметилась тенденция увеличения количества летних оздоровительных лагерей и численности  детей, охваченных всеми видами организационного отдыха.

В последнее десятилетие  шел активный процесс, направленный на улучшения положения детей  с ограниченными возможностями  здоровья. Открытое обсуждение их проблем, появление у родителей возможности  объединяться в целях взаимной поддержки  и отстаивания своих прав и  прав детей явились важными предпосылками  для обеспечения посильного участия  детей – инвалидов в жизни  общества и развития имеющихся у  них внутренних ресурсов.

Несмотря на принимаемые  меры по улучшению условий жизни  в интернатах, увеличение поставок реабилитационного оборудования, в  том числе в рамках выполнения программы «Дети - инвалиды», положение  детей в них не соответствует  в полной мере требованиям Конвенции  о правах ребенка. Система интернатных учреждений для детей - инвалидов нуждается в коренном реформировании, включая совершенствование законодательной базы, разработку новейших методик реабилитации, пересмотр штатных расписаний, подготовку необходимых специалистов.

Сформирована система  льгот и преференций семьям, воспитывающим  ребенка – инвалида. Она в основном охватывает сферу его жизнеобеспечения (обучение, лечение, протезирование и  т.д.), а также ориентирована на материальную поддержку семей и  предоставление их членам возможностей для сочетания ухода за ребенком – инвалидом с трудовой деятельностью.

Наконец 2000 г. в России было учтено 662,5 тыс. детей – сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, ежегодно в среднем выявляется свыше 100 тыс. таких детей. Подавляющее  большинство из них – это социальные сироты, то есть дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполнявших  своих обязанностей по их воспитанию и содержанию. Важно отметить как  положительную тенденцию, что только около четверти таких детей воспитываются  в интернатных учреждениях, а подавляющее большинство (свыше 480 тыс.), устроено на воспитание в семейном окружении – они либо усыновлены, либо приняты под опеку.

Дети, лишенные родительского  попечения, нуждаются в устройстве на воспитание. Идет постоянный поиск  новых форм их устройства на воспитание в семейном окружении: законодательно введено понятие семейного детского дома, развивается институт приемных семей, патронат. Комплексный подход к передаче ребенка на воспитание в семью, предусматривающий его предварительную медицинскую и социальную реабилитацию, подготовка семей к усыновлению или принятию под опеку, осуществляется учреждениями нового типа – центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В ряде регионов России такая работа поставлена на достаточно высокий уровень.

Подготовлены постановление  Правительство Российской Федерации  «О первоочередных мерах по улучшению  положения детей – сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей» и распоряжение Правительства  «О неотложных мерах по улучшению  положения детей – сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей», предусматривающие решение  неотложных задач по социальной защите детей - сирот, включая обеспечение  деятельности образовательных учреждений для них [9;с.62].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативно - правовое регулирование социальной защиты прав детства в России.

Приняты три постановления  Правительства, посвященные вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних россиян гражданами иностранных  государств. Определен комплекс мер  по обеспечению охраны прав детей  при усыновлении и по усилению контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, в том числе иностранных граждан, 7 сентября 2000г. Российская Федерация подписала Гаагскую конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения).

В 2000 г. разработана и утверждена Программа мер по предупреждению социального сиротства и улучшения  положения детей, оставшихся без  попечения родителей, на 2001 – 2002 годы.

В последние годы особое внимание уделялось проблеме безнадзорности несовершеннолетних, на необходимость  решения которой указывалось  в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию. Жизнь  ребенка  на улице негативно воздействует на формирование его  личности, разрушает  здоровье, создает угрозу экономической  и сексуальной эксплуатации, насилия  и вовлечения в противоправную деятельность.

С 1997 года в составе президентской  программы «Дети России» реализуется  федеральная целевая программа  «Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних». Создана система специализированных учреждений для несовершеннолетних,  нуждающихся в социальной реабилитации, которая на сегодняшний день насчитывает 396 центров во всех субъектах Российской Федерации. Разработана Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в современных условиях, текст которой направлен во все субъекты Российской Федерации[2;с.88] .

Ведется работа по обеспечению  реализации Федерального закона «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации », вступившего  в силу в июне 1999 г. и создавшего законодательную основу для координации  деятельности всех заинтересованных министерств, ведомств, различных учреждений по профилактике безнадзорности, а также  для социальной реабилитации, восстановления семейных связей, дальнейшего жизненного устройства безнадзорных детей. Четко определены права безнадзорного ребенка при попадании его в орбиту деятельности тех или иных служб и органов, включая милицию, а также механизмы соблюдения этих прав всеми субъектами системы профилактики безнадзорности. Закон также защищает права детей, совершивших определенные виды правонарушений.  Предусмотрен дифференцированный подход к условиям их содержания в исправительных учреждениях в зависимости от тяжести совершенных правонарушений, возраста и состояния здоровья. Помещение ребенка в исправительное учреждение любого типа осуществляется на основании решении суда, что обеспечивает беспристрастное изучение ситуации и решение вопроса в интересах несовершеннолетнего.

Принятое 13 марта 2002г. постановление  Правительства Российской Федерации  №154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» стало  очередным свидетельством приоритетного  внимания к устранению данного негативного социального явления[27;10].

К наиболее актуальным проблемам  положения детей в Российской Федерации относится и осуществление  независимого контроля за обеспечением их прав и законных интересов, в том числе прав детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Важным свидетельством активизации внимания к положению дел в данной сфере являются регулярные проверки соблюдения законодательства в интересах детей, проводимые органами прокуратуры, а также общественными организациями, что дополняет ведомственный контроль.

Повышается роль в решении  проблем детства неправительственных  организаций, прежде всего женских, правозащитных и семейных  объединений. Важно, что их деятельность сосредоточена  в основном по месту жительства семей  с детьми, в результате чего она  проводится эффективно и своевременно. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия , конструктивного сотрудничества, социального партнерства государственных и неправительственных организации в данной сфере. Неправительственные организации на конкурсной основе привлекаются к участию в реализации мероприятий в рамках федеральных целевых программ, к организации летнего отдыха и оздоровления детей. Увеличивается их вклад в оказание социальных услуг населению. Отрабатываются новые технологии совместной деятельности.

Благополучие детей и  их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних[2;19].

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной  охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и  после рождения», и в силу этого  дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает  Декларацию прав ребенка, в которой  были провозглашены социальные и  правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение  детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором  не просто декларировались права  детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

Международные документы, в  том числе и о правах человека, условно можно разделить на 2 большие  группы: Декларации и Конвенции.

Декларация (с лат. - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендации, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.

Конвенция (с лат. – договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

В 1989 году 20 ноября Генеральная  Ассамблея ООН единогласно приняла  Конвенцию о правах ребенка. Конвенция  содержит 54 статьи, учитывающие практически  все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для  народов всех регионов мира.

Конвенция о правах ребенка  не только развивает, но и конкретизирует положения  Декларации прав ребенка.

Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые  присоединяются к  Конвенции, несут  юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Несмотря на то, что Конвенция  устанавливает общие нормы,  в  ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что  позволяет, на основе общих для всех прав, каждому государству выбрать  свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция  имеет универсальный характер.

Конвенция – документ особого  социально – нравственного значения, ибо она утверждает признание  ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально – депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.

Конвенция – правовой документ высокого международного  стандарта.  Она провозглашает ребенка полноценной  и полноправной личностью, самостоятельным  субъектом права.  Такого отношения  к ребенку не было нигде и никогда.  Определяя права детей, которые  отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека.  Конвенция устанавливает  и правовые нормы ответственности  государства, создает специальный  механизм контроля – Комитет ООН  по правам ребенка.

Основная идея Конвенции  заключается  в наилучшем обеспечении  интересов ребенка, Положения Конвенции  сводятся к 4 основным требованиям, которые  должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного  участия в жизни общества.

Информация о работе Технология социальной защиты детства