Технология социальной защиты детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социальные технологии защиты прав детства.
Объект исследования: формы и методы работы по социальной защите прав детей.
Предмет исследования: способы реализации социальных технологии защиты прав детства.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………….стр.3
Глава I. Социальная политика в области защиты прав детей в Российской Федерации.
1.1 Социальное положение детей и защита их прав в Российской Федерации в современных условиях…………………………стр.6
1.2 Нормативно - правовое регулирование социальной защиты прав детства в России………………………………………………….стр.19
1.3 Механизмы социальной защиты прав различных категорий детей……………………………………………………………...стр.33
Выводы по Главе I………………………………………………стр.37
Глава II. Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей.
2.1 Опыт деятельности органов социальной защиты………
2.2 Анализ деятельности органов социальной защиты в области обеспечения прав детей в г. Бирск и Бирском районе………….
2.3 Совершенствование деятельности органов социальной защиты по обеспечению прав детей…………………
Вывод по Главе II……………………………………
Заключение………………………………………
Список использованной литературы…………….

Работа содержит 1 файл

НАН.docx

— 310.96 Кб (Скачать)

Во многих регионах созданы  целевые программы: «Охрана здоровья материнства и ребенка», «Планирование  семьи», программы семейной политики, реформирования образования и другие.

3. Планы мероприятий по  социальной защите детства. Например, утвержденный Указом Президента  РФ (14.08.95) Национальный план действий  в интересах детей в интересах  детей в Российской Федерации,  определяющий основные направления  государственной социальной политики  по улучшению положения детей  в Российской Федерации. Цель  Плана – формирование единой  государственной политики РФ  в интересах детства, определение  приоритетных целей и задач  по обеспечению выживания, защиты  и развития детей и стратегии  достижения мер по реализации  указанных приоритетов, целей  и задач, максимальная реализация  положения Конвенции ООН «О правах ребенка» .

План действий включают следующие  разделы: правовая защита детства: семья  как естественная среда жизнеобеспечения детей; безопасное материнство и  охрана здоровья детей, питание детей; воспитание, образование и развитие детей; дети, находящиеся в особо  трудных обстоятельствах; механизмы  реализации Плана.

Положения Плана детализируются и конкретизируются в соответствующих  планах министерств, ведомств, органов  управления субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления.

4. Создание и развитие  материальной базы для социальной  защиты детства, мобилизация для  этого государственных и негосударственных  ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными органами, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства. В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детства. В число этих методов [2;21].

Убеждение действующим и  потенциальных субъектов социальной защиты детства – руководителей, высокопоставленных должных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом и неформальным влиянием, религиозных  и общественных деятелей, граждан, имеющих  значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности и  реальных выходах активного участия  в социальной защите детства:

Использование авторитета известных  и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр и других популярных мероприятий;

 Опора на закон и общественное мнение; опора на закон – обязательное условие всякой общественно полезной деятельности; но в социальной защите детства – совершенно недостаточное: слишком мало закон выделяет средств на социальную защиту детства, и чрезвычайно высока в решении конкретных вопросов социальной защиты роль общественного мнения – самих защищаемых, то есть детей; субъектов, непосредственно осуществляющих защиту детства; и третьих лиц, которые могут либо поддержать, либо провалить любую, самую благородную акцию; стимулирование и поощрение социальной защиты детства; защита детства – дело благородное, но не всегда благодарное; она зачастую чревата огорчениями, разочарованиями и прямыми материальными убытками; чтобы от этого не страдали защищаемые, то есть дети, организаторам их социальной защиты надлежит постоянно и активно использовать в своей работе метод стимулирования и поощрения; метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим: при взыскании налогов и клиентов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях; метод анализа и прогноза в развитии системы социальной защиты детства; особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех детей и категории детей, особенно нуждающимся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов [4;32].

Для  реализации  государственной  политики  г. Бирск в  системе  социальной    защиты  материнства  и  детства создана государственная  служба семьи.

Государственная служба семьи:

1)   разрабатывает проекты  комплексных целевых  программ, правовых   норм  для  осуществления   государственной  политики республики  по охране семьи, материнства,  отцовства и  детства, обеспечивает  их реализацию;

2)    участвует    в    разработке   проектов    программ экономического и социального  развития, проектов бюджетов;

3)    координирует    деятельность   государственных   и общественных  организаций в  области охраны семьи, материнства,  отцовства и детства;

4)  обеспечивает охрану  прав и законных интересов  семей;

5)  оказывает непосредственную  социальную помощь  и  иные  услуги нуждающимся семьям;

6)   предоставляет   дотации  и  субсидии  для   реализации социально-значимых     программ     различным   общественным организациям семьи;

7)  ведет информационную  деятельность;

8)  создает свои учреждения  по вопросам брака и семьи  для оказания    юридической,   педагогической,    психологической,  наркологической и иной помощи  семье и детству;

9)  направляет  и   обобщает  работу  по  ведению   семьями генеалогической и генетической  карты;

10)    поддерживает    все   формы    предпринимательской  деятельности семей, создание  семейных предприятий;

11)  возрождает и развивает  семейные обряды и традиции;

12)  осуществляет иные  возложенные на нее функции.

Государственная  служба семьи в праве открывать семейные школы,  музеи и семейные  детские сады,  другие  учебные и дошкольные  заведения и учреждения,  которые действуют   на основании управления народного образования.

С  целью оказания финансовой, материальной и иной  помощи нуждающимся   семьям   любые  государственные,   общественные, религиозные     организации     и     граждане      занимаются благотворительной   деятельностью,  создают  благотворительные фонды  и  открывают при них отделения  срочной  психологической помощи,   телефоны  доверия,  приюты  для  детей,  оставленных родителями. Учредители фонда могут обращаться за добровольными финансовыми  и  иными пожертвованиями и получать  их  от  любых граждан и организаций, включая иностранных.

Государственная  служба  семьи в г. Бирске способствует  формированию общественных  объединений,  семей, оказывает  организационную, материально-техническую и иную помощь в:

1) информировании семей об их правах и обязанностях;

2)  оказании различных видов помощи семьям, нуждающимся в особой социальной защите;

3) развитии общественно полезных инициатив;

4)  вовлечении семей в различные формы предпринимательской деятельности;

5) создании фондов финансовой поддержки семей;

6) организации благотворительной  деятельности.

 

В городе Бирске в УТиСЗН создаются необходимые условия для воспитания  ребенка в семье, организует  воспитание  детей в учебных   заведениях   и   внешкольных   детских   учреждениях различного  типа, обеспечивает защиту семьи от необоснованного вмешательства в осуществлении ею воспитательной функции.

Воспитание  детей  до  трех лет или  ребенка-инвалида  до шестнадцати  лет и ведение  при этом домашнего хозяйства  любым членом   семьи  признается  государством  общественно-полезным трудом  наравне с другими видами трудовой занятости. Эти  лица обеспечиваются    всеми   видами   пособий,   предусмотренными действующим законодательством.

При  наличии уважительных причин родители, с их обоюдного  согласия,  вправе поместить ребенка  в государственное  детское учреждение на временное или постоянное воспитание с частичной и полной компенсацией   затрат   по   его   содержанию. Преимущественное   право   на  это  имеют   несовершеннолетние родители,  родители  в  неполных семьях,  родители-инвалиды  и  родители,   воспитывающие  ребенка-инвалида. 

Представительство   интересов  семьи   в   отношениях   с государством  или  другими  лицами может осуществлять  один  из совершеннолетних членов семьи, получивший полномочия от других членов  семьи,  или  иной  представитель  по  соответствующему соглашению. При отсутствии согласия между членами семьи  на выдвижении представителя вопрос решается государственной службой  семьи. Законом  гарантируется также  участие представителя  семьи  при  рассмотрении   административных   и   уголовных    дел, затрагивающих  интересы семьи. Охрана  материнства, отцовства и детства стали  во  главу угла в государственной  политике  РБ по отношению к семье. Каждая  женщина вправе по своему усмотрению решать вопрос о  материнстве. Государство поощряет рождение ребенка, создает женщине  необходимые  условия по оказанию ей специализированной помощи,  направленной на благополучное  течение беременности  и нормальные роды ожидаемого ребенка.

 Женщина  имеет   право выбора места родов: государственное  или   муниципальное  родовспомогательное   учреждение,  частную клинику.

В  родовспомогательных   учреждениях   ребенок    может находиться с матерью, кроме  случаев, когда это не возможно  по состоянию  здоровья  матери  или  ребенка.  Отец,  с  согласия матери,  может присутствовать при  рождении ребенка,  если  для этого  созданы необходимые условия.

Государство  создает  женщине  необходимые   условия   по предупреждению   нежелательной   беременности,    обеспечивает применение    современных   методов   контрацепции,    включая медицинскую стерилизацию.

Основания для искусственного прерывания беременности   по медицинским    и    социальным   показаниям    устанавливаются законодательством   о  здравоохранении  и   осуществляются   с согласия  женщины, а в случае ее недееспособности – с согласия родителей, усыновителей, опекунов. Отцовство  в Бирске, наряду с материнством защищается законом.

Мужчина обладает всеми правами  и обязанностями в вопросах содержания и воспитания родившегося от него ребенка.

В  случае тяжелого состояния  здоровья матери отцу ребенка может  быть  предоставлен отпуск с сохранением  содержания  по уходу за ребенком.

При  наличии спора  об отцовстве он вправе доказать его  в судебном порядке.

Деторождение  присуще  только женщинам, поэтому  отношение  государства  к  охране здоровья беременных  женщин  и  женщин- матерей особое.  В государственной политике  решены  многие вопросы в данной сфере, в частности законодательно.

Женщинам,  вставшим на учет в медицинских  учреждениях  в  ранние сроки беременности (до двенадцати недель), на основании справки,    выданной    этими   учреждениями,    выплачивается единовременное  пособие  в размере минимального размера  оплаты труда, установленного законодательством на день предоставления отпуска по беременности и родам.

При   регулярном   посещении   лечебного   учреждения   и выполнения  медицинских  рекомендаций  во  время  беременности женщине  дополнительно  выдается  после  родов  единовременное пособие в  размере минимальной заработной платы.

По   решению   органов   местной  власти,   администраций

организаций    беременным   женщинам   могут   предоставляться  льготы.

С  целью охраны здоровья женщинам предоставляются отпуска  по  беременности  и  родам  продолжительностью  70  (в  случае многоплодной беременности – 84) календарных  дней до родов и 70 календарных дней после нормальных родов, а в случае осложнения родов – 86 календарных  дней, при рождении двух и более  детей – 110 календарных дней.

Отпуск  по  беременности и родам исчисляется  суммарно  и предоставляется женщине полностью  независимо  от  числа  дней, фактически использованных до родов.

Перед    отпуском   по   беременности  и родам  или непосредственно после него, либо по окончании отпуска по уходу  за   ребенком   женщине,  по  ее  заявлению,   предоставляется  ежегодный   отпуск  независимо  от  стажа  работы  на   данном предприятии.

В   случае  смерти  матери  и  рождении  живого  ребенка, послеродовой  декретный  отпуск предоставляется  отцу  ребенка  либо иному родственнику, ухаживающему за ребенком.

В  случае болезни матери, когда она не может осуществлять уход за ребенком, работающим лицам, занятым  уходом за ребенком в  возрасте  до трех лет или ребенком-инвалидом  в возрасте  до шестнадцати лет, выдается листок нетрудоспособности.

Мужу  беременной, родившей (усыновившей) ребенка женщины, по  его  желанию,  предоставляется  ежегодный отпуск  в  период отпуска  жены по беременности и родам. Женщинам  с  двадцати  недель  беременности  может   быть назначено  ежемесячное  социальное пособие  в  размере  разницы между  установленным  прожиточным минимумом  по  республике  и совокупным среднедушевым доходом ее семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ деятельности органов социальной защиты в области обеспечения прав детей в г. Бирск и Бирском районе.

 

Социальная защита материнства  и детей, оставшихся без попечения  родителей

Основным  моментом  во всех программах социальной  защиты материнства и детства являются дети.

Детство – период жизни  и развития человека с момента  его рождения  до  восемнадцати  лет, в  течение  которого  ребенок  наделяется     законодательством    Республики    Башкортостан обусловленными  возрастом правами и  обязанностями,  и  особой правовой охраной.

Охрана  детства  обеспечивается путем   создания   благоприятных   социально-экономических   и экологических   условий  для  физического,   нравственного   и психического развития ребенка и осуществляется исходя  из  его интересов,    приоритетности   семейных    форм    воспитания, обеспеченности достаточного уровня жизни.

Права, предоставленные детям  Законом, в равной степени принадлежат  всем им, независимо от факта проживания  в  семье или  в детском учреждении. Социальная защита гарантирует ребенку  право на жизнь и полноценное  развитие, и их реализацию за  счет  средств, выделяемых на цели воспитания подрастающего поколения.  Охраняет  закрепленные Конвенцией  ООН  «О  правах ребенка»: право на неприкосновенность его личности, сохранение индивидуальности  (включая гражданство, имя,  семейные  связи, пол,   национальность,  родной  язык),  честь  и  достоинство, свободу  совести и религии, воспитание, образование, здоровье, другие иные и имущественные права независимо от происхождения, пола,   социальной   принадлежности,   политических   и   иных убеждений.

Защита прав и интересов  ребенка осуществляется в семье  – родителями   (заменяющими  их  лицами),  в  детском,   учебно- воспитательном  или специализированном лечебном  учреждении  – его администрацией, а также соответствующими государственными и общественными органами.

Информация о работе Технология социальной защиты детства