Программа защиты свидетелей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 14:26, реферат

Описание работы

В России ежегодно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей при расследовании и рассмотрении уголовных дел по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения показаний или отказа от них. Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников или не веря в эффективность государственной защиты. Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на конституции страны и состоит из федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ряда других федеральных законов и нормативных правовых актов, а также международных договоров.

Работа содержит 1 файл

Программа защиты свидетелей в России.docx

— 27.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

        Программа защиты свидетелей в России

 

 

 

                                    

                                          Автор: Рулевский Христофор Игоревич

                                 Научный руководитель: Петров Сергей  Петрович

 

 

 

 

Нижегородский филиал Международного юридического института

 

                         

                                                                                 г. Нижний Новогород

                 

 

  Программа защиты свидетелей в России.

  

           В России ежегодно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей при расследовании и рассмотрении уголовных дел по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения показаний или отказа от них. Значительное количество граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников или не веря в эффективность государственной защиты. Законодательство Российской Федерации о государственной защите свидетелей основывается на конституции страны и состоит из федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов, федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ряда других федеральных законов и нормативных правовых актов, а также международных договоров.

  В России уже сформирована нормативно-правовая база, основу которой составляют Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Правительством Российской Федерации утверждена Государственная  программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 – 2013 годы», предусматривающая как  перечень мероприятий в области  государственной защиты, так и  объемы их финансирования. В настоящее  время ведется активная работа по дальнейшему совершенствованию  нормативно-правового регулирования  в области государственной защиты.

На завершающей стадии находится подготовка проекта постановления  Правительства Российской Федерации, регламентирующего вопросы переселения  защищаемого лица на другое место  жительства.

В нашей стране вопросы  защиты свидетелей входят также в  компетенцию Федеральной службы безопасности, таможенных органов, органов  по контролю за оборотом наркотиков. Отдельные подразделения действуют в составе пенитенциарной системы. Ряд мер безопасности в отношении военнослужащих может быть реализован командованием воинских частей.

Участники Программы

Органами, обеспечивающими  государственную защиту, являются : 1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты; 2) органы, осуществляющие меры безопасности; 3) органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

  Участниками Программы являются органы, осуществляющие меры безопасности и социальной поддержки, - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство.

Координатор Программы - Министерство внутренних дел Российской Федерации.

 

В 2008 году в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации  образовано Управление по обеспечению  безопасности лиц, подлежащих государственной  защите (УОГЗ), которое наряду с функциями  по координации данной деятельности, также непосредственно обеспечивает безопасность защищаемых лиц, являющихся свидетелями по особо сложным  и резонансным преступлениям, связанным  в первую очередь с проявлениями организованной преступности.

В каждом российском регионе  также действуют специализированные подразделения полиции по обеспечению  безопасности лиц, подлежащих государственной  защите. Компетенция данных подразделений  не ограничивается исключительно вопросами  осуществления мер безопасности. Они также проводят активные оперативно-розыскные  мероприятия, направленные на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с  последующим привлечением к уголовной  ответственности.

 

Ресурсное обеспечение Программы

Федеральным законом от 30.11.2011 № 352-ФЗ внесены изменения в статьи 219 и 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон  «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Эти новации  направлены на обеспечение оперативности  финансирования мер безопасности, упрощение  процедуры учёта средств и  отчётности по их использованию.

 

 Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Общий объем ассигнований федерального бюджета в 2009 - 2013 годах составит в ценах соответствующих лет 1603,99 млн. рублей, в том числе:

  • на личную охрану, охрану жилища и имущества - 130,36 млн. рублей;
  • на приобретение для защищаемых лиц специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности - 195,64 млн. рублей;
  • на обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах - 4,01 млн. рублей;
  • на переселение защищаемых лиц на другое место жительства - 260,9 млн. рублей;
  • на замену документов защищаемых лиц - 3,2 млн. рублей;
  • на изменение внешности защищаемых лиц - 9,8 млн. рублей;
  • на временное помещение защищаемых лиц в безопасное место - 875,35 млн. рублей;
  • на применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы, - 100,48 млн. рублей;
  • на применение мер социальной поддержки - 24,25 млн. рублей.

 Объемы ассигнований федерального бюджета на финансирование мероприятий Программы уточняются ежегодно в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Механизм реализации Программы

   Механизм реализации Программы включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие управление процессами планирования, исполнения и контроля.

Текущий контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности участников осуществляет межведомственная рабочая группа, создаваемая Правительством Российской Федерации из представителей федеральных органов исполнительной власти - участников Программы.

Участники Программы ежегодно уточняют затраты по мероприятиям, принимая во внимание результаты применения мер государственной защиты и  выделяемые на реализацию Программы  финансовые средства.

Изменение объемов финансирования отдельных мероприятий осуществляется путем внесения изменений в Программу  в соответствии с предложениями  координатора Программы, согласованными с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Исполнители мероприятий  по приобретению специальных средств  индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности для выдачи защищаемым лицам определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения участников Программы и защищаемых лиц в  ходе реализации Программы определяются в порядке, установленном Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации.

  Координатор Программы ежегодно, не позднее 1 апреля, представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации отчет о выполнении программных мероприятий за прошедший год и об использовании ассигнований федерального бюджета, подготовленный на основании представленных ему участниками Программы материалов. Доклад о результатах выполнения Программы за прошедший год представляется координатором Программы в Правительство Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о реализации Программы  представляется координатором Программы  в Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации  и Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 1 мая 2014 г.

 

Государственной защите подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевших и свидетелей.

Меры государственной  защиты могут быть также применены  до возбуждения уголовного дела в  отношении заявителя, очевидца или  жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

  Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 
 

1) личная  охрана, охрана жилища и имущества; 
 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 
 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 
 4) переселение на другое место жительства; 
 5) замена документов; 
 6) изменение внешности; 
 7) изменение места работы (службы) или учебы; 
 8) временное помещение в безопасное место; 
 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

 

В отношении  защищаемого лица могут применяться  также другие меры безопасности, предусмотренные  законодательством Российской Федерации.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

 

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия  над ним, уничтожения или повреждения  его имущества в связи с  участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим  решение об осуществлении государственной  защиты.

10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ  «О государственной защите потерпевших,  свидетелей и иных участников  уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы».

В 2006-2008 годах эта государственная программа применялась к 3296 участникам уголовного судопроизводства. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 %), реже - потерпевшим (23 %), подозреваемым и обвиняемым (3,12 %).

 
Основные мероприятия Государственной  программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы"

 

Организационные мероприятия 

1. Создание (укрепление) в структуре  органов государственной власти, на которые возложены задачи  по осуществлению мер безопасности, специальных подразделений

 

2. Внедрение системы показателей  эффективности мер государственной  защиты, методики и критериев  их оценки

 

 

Нормативное правовое обеспечение

 

3. Анализ применения норм Федерального закон"О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", подготовка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере осуществления государственной защиты

 

4. Разработка проекта государственной  программы по обеспечению безопасности  потерпевших, свидетелей и иных  участников уголовного судопроизводства  на 2014 год и последующие годы

 

Меры по обеспечению  безопасности

 

5. Осуществление личной охраны  защищаемых лиц, охрана их жилища  и имущества

 

6. Приобретение для защищаемых  лиц специальных средств индивидуальной  защиты, связи и оповещения об  опасности

Информация о работе Программа защиты свидетелей в России