Конституционная защита материнства и детства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:21, реферат

Описание работы

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной дипломной работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе посвящена данная работа.

Содержание

Введение 3
1 Глава 1. Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка
2 1.1 Правовые основы защиты и материнства и детства 5
3 1.2 Общие вопросы защиты материнства и детства 8
4 Глава 2. Права ребенка и механизм их защиты
5 2.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве 12
6 2.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве 19
7 2.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в иных отраслях права 25
Заключение 33
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат правовед.docx

— 62.04 Кб (Скачать)

     При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости  опрос проводится в присутствии  законного представителя несовершеннолетнего  свидетеля (ст. 25.6 КоАП РФ).

     Несовершеннолетние, в отношении которых применено  административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ). Все эти нормы направлены на ограничение ребенка от негативного влияния окружающей социальной среды.

     К рассматриваемой категории лиц  не применяются в качестве административного  наказания административный арест - даже в исключительных случаях  он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.

     В общем, совершение административного  правонарушения несовершеннолетним, а  также совершение административного  правонарушения беременной женщиной или  женщиной, имеющей малолетнего ребенка  являются одними из обстоятельств, смягчающими  административную ответственность (ст. 4.2. КоАП РФ)

     Аналогичная норма содержится и в уголовном  законе (ст. 61 УК РФ).

     Различным категориям женщин по УК РФ[6] не назначаются  наказания в виде:

     - обязательных и исправительных  работ (не назначаются беременным  женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до трех лет) (п. 5 ст. 49, п. 5 ст. 50);

     - ограничения свободы (не назначается  беременным женщинам, женщинам, имеющим  детей в возрасте до четырнадцати  лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего  возраста) (п. 5 ст. 53);

     - арест (не назначается лицам,  не достигшим к моменту вынесения  судом приговора шестнадцатилетнего  возраста, а также беременным  женщинам и женщинам, имеющим  детей в возрасте до четырнадцати  лет) (п. 2 ст. 54).

     - пожизненное лишение свободы  не назначается женщинам, а также  лицам, совершившим преступления  в возрасте до восемнадцати  лет (п.2 ст. 58);

     Такие меры призваны защитить права матери, в целях максимально долгого  неотлучения их от детей. Ст. 82 предусматривает в целях защиты материнства и детства особые условия отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Так, осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.

     Совершение  преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся  в состоянии беременности, а также  в отношении малолетнего, другого  беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости  от виновного является во всех случаях  отягчающим обстоятельством, влекущим ужесточение наказания.

     Теперь, что касается непосредственно защиты трудовых прав женщины по УК РФ. Статья 145 за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывает штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

     Отказ в приеме на работу может быть выражен  как в письменной форме, так и  устно. На квалификацию преступления это  не влияет. Он может быть завуалирован надуманными предлогами, создающими видимость правомерности действий работодателя. Например, предлагается тестирование или назначается испытательный  срок, по завершении которых женщине  объявляют, что она не выдержала  испытаний или показала неудовлетворительные результаты тестирования. В таком случае необходимо обратиться к законодательству о труде, ведомственным и локальным нормативным актам, определяющим условия приема на работу. Например, ст. 70 ТК содержит запрет обусловливать прием на работу беременной женщины испытанием работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Таким образом, отказ беременной женщине в приеме на работу под предлогом отрицательного результата испытания является незаконным и потому необоснованным.

     Такое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что оно отказывается принять на работу или увольняет  беременную женщину или женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет, и желает совершить такие  действия по мотивам, связанным с  ее беременностью или наличием детей.

     В практике таких дел очень мало, и такого рода преступления часто  остаются безнаказанными. Статистика[7] осужденных по ст. 145 минимальная, и  основываясь просто на здравых рассуждениях можно утверждать, что в каждом субъекте РФ ежегодно совершается гораздо  более количество преступлений, подпадающих  под состав ст. 145 УК РФ, а значит, к ответственности привлекается менее 0,01% виновных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Матери  и дети - это те категория населения  любой страны, которые нуждаются  в особой поддержке и заботе со стороны государства, т.к. от них  напрямую зависит будущее страны, ее демографический статус, количество работоспособного человеческого ресурса - и в целом экономическое, социальное и культурное процветание государства. Тем более в настоящее время, когда с каждым годом население  России снижается, и, и если не принимать  решительных мер, то по прогнозам  исследователей к 2050 году население  России составит приблизительно 101 миллион  человек - сегодня же эта цифра  составляет около 143 миллионов. В последнее  десятилетие сократилось количество браков, резко снизилась рождаемость. Вырос коэффициент смертности у  женщин репродуктивного возраста, по-прежнему велика младенческая и материнская  смертность. Существующая система социальной помощи семьям малоэффективна, в том  числе и потому, что она ориентирована  в основном на женщину-мать, а не на обоих родителей, то есть на семью  в целом - семья же должна быть защищаема  как единое целое.

     Трудовое  законодательство в теории достаточно четко и полно защищает права  женщин и детей. Практике применения норм Трудового кодекса 2001 года еще  только предстоит сложиться, с учетом норм международного права, которые  должны неукоснительно соблюдаться.

     В результате, можно сделать следующие  выводы:

     1. Семья, материнство и детство  охраняются в нашей стране  Конституцией, международными и  национальными правовыми актами. В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных  отраслей права, направленных  на охрану материнства и детства,  полномочными государственными  органами принимаются программы  по совершенствованию существующих  механизмов и претворению в  жизнь международных деклараций.

     2. Материнство - это реализованная  способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей.  В понятие «материнство» входят гарантированные законом права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В свою очередь «ребенок» определяется действующим законодательством как лицо, не достигшее 18 лет (несовершеннолетний), вне зависимости, состоят ли его родители в браке или нет. Данные категории являются основополагающими в нашем исследовании.

     3. Охрана материнства и детства  - это созданные государством  условия, направленные на обеспечение  необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их  полноценного развития и для  реализации семьей всех ее  функций в жизни общества. Сюда  входят как соответствующие законодательные  акты, так и действенные механизмы  их реализации, а также гарантии  по осуществлению и защите  прав матери и ребенка в  различных сферах жизнедеятельности.

     4. Семейное законодательство (во главе  с Семейным кодексом РФ 1995г.), исходя  из международных принципов реализации  интересов матери (отца) и ребенка,  регулирует в своих нормах  семейные права детей и родителей  в целях укрепления семьи. Семейное  законодательство стремится установить  в семье такие отношения, при  которых нашли бы свое удовлетворение  интересы личности (родителей и  детей) и были созданы необходимые  условия, обеспечивающие достойную  жизнь и свободное развитие  каждого члена семьи, воспитание  детей.

     5. Трудовой кодекс РФ 2001 г. закрепляет  и защищает трудовые права  беременных женщин, матерей с  детьми и несовершеннолетних  работников, гарантируя им защиту  в случае нарушения их конституционного  права на труд. Специальные и  особые нормы, регулирующие трудовые  отношения данных категорий работников  явились знаком того, что государство  особенно заботится о судьбе  будущих поколений граждан. Несмотря  на то, что судебной практики  по защите трудовых прав указанных  групп населения не так много,  можно смело сказать, что при  должном юридическом просвещении  работников, и беременные женщины,  и матери, и несовершеннолетние  смогут отстаивать свои права  перед работодателем.

     Кроме того, на наш взгляд, для того, чтобы  нормы, закрепляющие особый правовой статус несовершеннолетнего работника, беременной женщины и женщины с детьми нашел свое отражение не только «де юре», но и «де факто», более активную деятельность должны вести государственные инспекции по надзору за трудом. Последние должны активно выявлять места работы несовершеннолетних, проверять условия работы и наличие трудовых договоров, а также принимать меры по развитию правовой грамотности у потенциальных несовершеннолетних работников (вплоть до чтения лекций в школах и др. учебных заведениях). Должен быть создан механизм привлечения к ответственности нерадивых работодателей, более того, такие процессы должны носить публичный характер.

     6. Нормы иных отраслей права  (уголовного, административного, права социального обеспечения и др.) также максимально поддерживают и защищают интересы рассматриваемых групп. Санкции и наказание за нарушение их прав должны быть жесткими и безоговорочными. Государство должно быть заинтересовано в обеспечении прав детей, молодежи, матерей. Государственная политика должна эффективно работать по направлениям, охватывающим:

- поддержку  молодых и многодетных семей;

- социальную, правовую и экономическую защиту  семьи, в целях обеспечения  ее всестороннего развития, включая  поощрение роста рождаемости;

- оказание  социальной помощи неполным семьям  с низкими доходами;

- социальную  помощь детям, оставшимся без  попечения родителей;

- обеспечение  всестороннего физического, интеллектуального  и духовного развития детей  и молодежи.

     Только  при таких условиях государство  будет сильным, успешным, уважаемым. 
 

     Список  используемой литературы

Нормативные акты:

1. Всеобщая декларация  прав человека (принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998 г.

2. Конвенция  Международной Организации Труда  № 103 об охране материнства  (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией  труда. 1919 - 1956. Т. I». Женева, Международное  бюро труда, 1991.

3. Конвенция  Международной Организации Труда  № 138 о минимальном возрасте  для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.)

4. Конвенция  Международной Организации Труда  № 182 о запрещении и немедленных  мерах по искоренению наихудших  форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.)

5. Конвенция  Международной Организации Труда  № 29 о принудительном или обязательном  труде (Женева, 10 июня 1930 г.)

6. Конвенция  Международной Организации Труда  № 3 об охране материнства (1919 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые  Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I». Женева, Международное  бюро труда, 1991.

7. Международный  пакт о гражданских и политических  правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка  Российской газеты. - №№22-23. - 1999 г.

8. Рекомендация  Международной Организации Труда  от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре  рекомендации 1952 года об охране  материнства

9. Рекомендация  Международной Организации Труда  от 28 июня 1952 г. № 95 об охране  материнства // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией  труда. 1919 - 1956. - Т. I». Женева, Международное  бюро труда, 1991.

Информация о работе Конституционная защита материнства и детства в России