Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 08:23, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая другая отрасль, она представляет собой совокупность правовых норм, призванных регулировать общественные отношения. Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, принято именовать ее предметом.

Содержание

Введение и общие понятия 3



Предмет и основные определения конституционного права 4


Конституционно-правовые нормы и институты 6


Заключение 14


Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Контр моя правоведение понятие и предмет конституционного права ПЕЧАТЬ.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

   Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям. 

   По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие — с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются, в свою очередь, и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений. 

   По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, место правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. 

   Ни одна правовая норма не может противоречить  Конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы и федеральные законы. На их основе издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит та юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. 

   По территории действия. По этому признаку различают  нормы, действующие на всей территории Российской Федерации или в отдельных  республиках, областях и других субъектах  федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление. 

   По характеру  содержания предписания. Этот признак  раскрывает механизм регулирующего  воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный  характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений. На основании критерия такого рода различают нормы управомачивающие, обязывающие и запрещающие. 

   Управомачивающие  нормы закрепляют право субъектов  осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки полномочий субъектов. 

   Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию  Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (ст. 71—73, 83—90 Конституции Российской Федерации). В качестве управомачивающих норм могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Хотя они и содержат установления, сформулированные в самой общей форме, обращены к неопределенному кругу субъектов, но вместе с тем их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. 

   Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов  соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. Так, например, ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции. 

   Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Так, например, ст. 13 Конституции Российской Федерации предусматривает запрещение создания и деятельности общественных объединений по указанным в ней основаниям. 

   Определение вида нормы по характеру содержащегося  предписания важно при ее применении, для точного понимания содержащегося  в ней предписания. 

   По степени определенности. Различают императивные и диспозитивные нормы. 

   Императивные  нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения  субъекта в соответствующих обстоятельствах. Например: «Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию» (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). 

   Диспозитивные нормы предусматривают возможность  выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ «Президент Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти…». Согласно п. 3 ст. 117 «Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации…». 

   По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного и гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах. 

   Если материальные нормы предусматривают содержание действия по правовому регулированию  общественных отношений, то процедурная  норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов представительных органов государственной власти, о проведении референдумов. Указанные выше критерии классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые стоят при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с другими родственными ей нормами. 

   Как отмечалось выше, определенный правовой результат  достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой их совокупности. Поэтому  важно устанавливать принадлежность нормы к более широкому кругу  норм. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами. Трактовка этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижна. Она может применяться и к достаточно узкой группе однородных, близких по содержанию норм, и к более широкой группе, вплоть до обозначения этим понятием максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы отрасли. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечет за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. 

   В качестве конституционно-правового института  рассматриваются нормы, устанавливающие  основы конституционного строя, статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли, ее элементы. Высказываются суждения, что только такие комплексы норм, составляющие основные структурные подразделения отрасли, можно именовать институтами. Однако, поскольку в правовой теории и практике не сложилось другого понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такое определение необходимо), то применяется и расширительное толкование, и использование понятия правового института. Так, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности. 

   В правовом институте объединяются нормы самого различного вида с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции Российской Федерации, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В его составе могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания, по другим признакам. Так, приведенный в качестве примера институт гражданства включает нормы Конституции РФ и «Закона о гражданстве». 

   Установление  принадлежности нормы к тому или  иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

   1.3.   Конституционно-правовые отношения,  их субъекты 

   В сферу  конституционного права входит только определенная часть общественных отношений. Однако, учитывая особую значимость этих отношений, следует сказать и  том, что они достаточно обширны  по объему. Более того, в силу определенных обстоятельств, связанных с юридизацией общественных отношений, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Здесь конституционное право призвано стать преградой для тоталитарных устремлений государства. Оно не должно утрачивать своего главного назначения — регулировать общественные отношения таким образом, чтобы обеспечить свободу людей, законность и правопорядок, условия для благополучия граждан. Именно этим определяется специфика конституционно-правовых отношений, которая состоит в следующем. 

   Они различаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права. 

   Им свойственен  особый субъективный состав. Среди  субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. 

   Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием  видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между  субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений. 

   Таким образом, конституционно-правовое отношение  — это общественное отношение, урегулированное  нормой конституционного права, содержание которого составляет юридическая связь  между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. 

   Своеобразие предмета конституционного права, многообразный  видовой характер его норм порождает  и различия видов конституционно-правовых отношений. 

   Наиболее  классический вид правоотношений возникает  в результате реализации норм — это правила поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом». Это означает, что у осужденного есть право на пересмотр приговора, а у вышестоящего суда — обязанность осуществлять этот пересмотр. 

   Реализация  таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, порождает другие формы правоотношений, через которые воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Это правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от того общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. Это общее правоотношение, в котором участвуют все субъекты, обязанные реализовать указанный принцип. В его содержании определяются в общей форме обязанности и права, вытекающие из предписаний данной нормы. 

   Особый  вид конституционно-правовых отношений  — так называемые правовые состояния. От правоотношений общего назначения их отличает четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России. 

   Среди видов  конституционно-правовых отношений  можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм. С выполнением заложенных в них правил правоотношения прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования. В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных — порядок реализации правовых действий. 

Информация о работе Конституционное право